Строительные машины и оборудование, справочник






Светосигнальные приборы автомобиля


Категория:
   Электрооборудование автомобилей


Светосигнальные приборы автомобиля

Минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов всех автомобилей включает: два передних габаритных огня; два задних габаритных огня; два сигнала торможения, расположенных сзади; два передних мигающих указателя поворота; два задних мигающих указателя поворота; боковые мигающие указатели поворота; два задних световозвращателя; фонарь освещения номерного знака.

Правила предписывают некоторым категориям автомобилей обязательную установку дополнительного оборудования: контурных огней для грузовых автомобилей, опознавательных огней, огней преимущественного проезда.

Существует также перечень необязательных светосигнальных огней. К ним относятся: задний противотуманный огонь, стояночный огонь, дополнительный сигнал торможения, боковые огни, фонарь заднего хода.



Одним из параметров, характеризующих светосигнальные приборы и контролируемых в эксплуатации, является сила света вдоль оси отсчета. Направление оси отсчета совпадает с продольной осью автомобиля.

Рассмотрим функции и режимы работы некоторых основных светосигнальных приборов.

Габаритные огни обозначают габариты транспортного средства в условиях плохой видимости, например ночью. Два передних габаритных огня имеют белый цвет, два задних — красный. Их устанавливают максимально разнесенными друг от друга по краям транспортного средства. В габаритных огнях обычно применяют источник света (лампу) мощностью 5 Вт. Сила света габаритных огней вдоль оси отсчета у новых приборов должна находиться у передних огней в пределах 4—60 кд, у задних огней — 2—12 кд.

Сигналы торможения предназначены для круглосуточного применения. В обязательный комплект светосигнальных приборов входят два сигнала торможения красного цвета. В сигналах торможения применяется источник света мощностью 21 Вт.

Так как сигналы торможения применяются круглосуточно, они должны быть хорошо видны днем при ярком солнечном свете, а в ночное время не должны вызывать слепящего действия. Указанное противоречие разрешается двумя путями: ограничением максимальной силы света и использованием двух режимов работы (днем и ночью). При использовании двухрежимной схемы работы ночью применяют источник света меньшей мощности. У сигналов торможения новых приборов с одним режимом работы осевая сила света должна быть не менее 40 кд и не более 100 кд; у двухрежимных приборов днем — от 130 до 520 кд, ночью — от 30 до 80 кд.

В последнее время получают распространение дополнительные сигналы торможения. Эти приборы монтируются у задних стекол салона легкового автомобиля или микроавтобуса. Влияние дополнительных сигналов торможения на безопасность движения имеет несколько аспектов. За счет них увеличивается заметность сигналов торможения. Они дублируют основные сигналы при их загрязнении. Еще один эффект проявляется при движении колонны легковых автомобилей. В этом случае основной сигнал торможения виден только водителю следующего автомобиля. Дополнительный сигнал торможения увидят водители нескольких сзади следующих автомобилей, что обеспечит более своевременную их реакцию. Рекомендуемая сила света дополнительных сигналов торможения по оси отсчета от 40 до 60 кд.

Рис. 1. Действие дополнительных сигналов торможения

Сигналы поворота и их боковые повторители предназначены для информации других участников движения о маневре (повороте, развороте и т. п.) транспортного средства. Два передних указателя поворота могут быть белого или желтого цвета, два задних и два передних боковых повторителя должны быть оранжевого цвета. В передних и задних указателях поворота устанавливаются лампы мощностью 21 Вт, в боковых повторителях— 3 Вт. Устанавливают сигналы поворотов по сравнению с другими сигнализирующими приборами наиболее близко к крайним точкам транспортного средства, Боковые повторители указателей поворота устанавливают сбоку на крыльях, кабине или кузове.

Работают указатели поворота в проблесковом режиме. Минимальная частота следования проблесков не должна быть менее 1 Гц (60 проблесков в минуту). При такой частоте следования проблесков, обеспечивается минимальный промежуток времени, равный 1 с, необходимый участникам движения для оценки дорожной обстановки. Максимальная частота проблесков должна быть не более 2 Гц. При большей частоте проблески могут восприниматься слитно.

Кроме того, на эффективность сигналов поворота оказывает влияние отношение длительности светлой части проблеска к длительности всего периода, называемое скважностью проблеска. Скважность проблеска должна находиться в пределах 0,4—0,7.

Сила света новых передних указателей поворота должна быть не менее 175 кд и не более 700 кд. Сила света боковых повторителей не нормируется. Задние указатели поворота, как и сигналы торможения, могут быть одно- и двухрежимные. Сила света однорежимных новых указателей не менее 50 кд и не более 200 кд. Сила света двухрежимных указателей днем не менее 175 кд и не более 400 кд, ночью— не менее 40 кд и не более 100 кд.

Указатели поворота выполняют также функции аварийной сигнализации. В этом случае в проблесковом режиме работают одновременно указатели поворота обоих бортов автомобиля.

Лампы, применяемые в светосигнальных приборах, характеризуются теми же параметрами, что и лампы фар. Мощность их не превышает 21 Вт.

Для сигнальных фонарей применяются следующие основные категории ламп:
Р25-1 —однонитевая мощностью 21 Вт для сигналов торможения и указателей поворота;
Р25-2 — двухнитевая мощностью 21 Вт для сигнала торможения и 5 Вт для габаритного огня;
R19/5 — однонитевая мощностью 5 Вт для габаритных огней;
СП — софитная, однонитевая мощностью 5 Вт, аналог лампы R19/5.

Лампы категорий Р25-1 и R19-5 изготовляются со штифтовым цоколем BA15s, категории Р25-2 — со штифтовыми цоколем BA15d. Софитные лампы имеют цоколь $W8,5. Для сигнализаторов контрольно-измерительных приборов и освещения шкал применяются бесцокольные лампы.

Применяются также другие категории ламп с мощностью от 0,8 до 4 Вт.

Световозвращатели представляют собой пассивные световые приборы, так как не имеют своего источника света и создают сигнал путем отражения света фар другого автомобиля. Они предназначены для обозначения ночью стоящего с погашенными огнями транспортного средства и представляют собой вид отражателей, у которых направление падающих и отраженных лучей совпадает. Обязательна установка двух задних световозвращателей красного цвета. Возможна установка передних световозвращателей белого и боковых оранжевого цвета.

Рис. 2. Лампы, применяемые в сигнальных фонарях: а — лампа категории Р25-1 с цоколем BAI5s; б — лампа категории Р25-2 с цоколем BA15d; в —лампа категории R19/5 с цоколем BA15s; г — лампа софитная категории CI 1 с цоколем SW8.5

Световозвращатель представляет собой оптически прозрачное тело, на внутренней поверхности которого расположено большое количество трехгранных пирамид. Пирамиды обладают свойством возвращать свет, который падает на них со стороны основания. Оси пирамид световозвращателя параллельны друг другу и направлению движения автомобиля.

Сигнальные огни конструктивно выполняются по-разному: в виде секций, объединенных в передний или задний фонарь, или в виде отдельных конструкций.

Передние габаритные огни у современных автомобилей, как правило, совмещают с фарой. Для этого в отражателе фары дополнительно устанавливают лампу мощностью 4 Вт. Фонарь передних указателей поворота встраивается отдельной секцией в блок-фару. Встречаются передние фонари, совмещающие функции габаритного огня и сигнала поворотов. В традиционных конструкциях передний фонарь выполняется в виде двухсекционного блока.

Задние фонари выполняются как в виде конструкции, совмещенной в едином корпусе, так и в раздельном исполнении.

Современные фонари имеют пластмассовые корпуса, отражатель выполняется непосредственно на корпусе, рассеиватель может быть цельнолитой (при использовании многоцветного литья) и сваренный или склеенный из отдельных секций. Если в фонаре нет отражателя, лампа устанавливется в определенной точке относительно преломляющих элементов рассеивателя.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины