Строительные машины и оборудование, справочник






Цепи системы пуска


Категория:
   Электрооборудование автомобилей


Цепи системы пуска

Надежная работа системы пуска во многом зависит от состояния аккумуляторной батареи, чистоты и плотности крепления наконечников проводов на клеммах стартера, аккумуляторной батареи и корпусе автомобиля, исправности реле включения и выключателя зажигания, а также крепления стартера к картеру маховика двигателя. Следует помнить, что в зимнее время ухудшаются условия работы системы пуска. Понижение температуры электролита в аккумуляторах батареи вызывает значительное снижение ее емкости и падение напряжения при работе стартера, что уменьшает мощность и крутящий момент электродвигателя стартера.

Неисправности, возникающие в системе пуска, характеризуются следующими основными признаками: стартер включается, а затем самопроизвольно отключается; не включается тяговое реле стартера; тяговое реле включается, но якорь электродвигателя стартера не вращается; электродвигатель стартера не развивает необходимую мощность, электродвигатель стартера работает, а коленчатый вал двигателя не вращается; повышенный шум при включении стартера; стартер не выключается после пуска двигателя.

Стартер включается, а затем отключается. При включении стартер включается, но реле стартера отключает цепь; слышен шум (треск) реле включения или тягового реле стартера.



Основные неисправности: неисправна или разряжена аккумуляторная батарея; низкая температура электролита в аккумуляторах батареи; окислились наконечники проводов и неплотно крепление их на выводах аккумуляторной батареи, клеммах тягового реле стартера и корпусе автомобиля; неисправно реле включения или тяговое реле стартера.

Рис. 1. Система пуска двигателей ВАЗ-2101, -2103, -2106, -2121

У неисправной или сильно разряженной батареи напряжение в момент включения стартера резко снижается, поэтому реле включения или тяговое реле стартера отключают цепь. При отключении цепи напряжение батареи повышается и реле вновь включается (рис. 98—102). Таким образом, стартер то включается, то выключается, что и вызывает характерный треск реле.

Понижение температуры электролита затрудняет проникновение его в активное вещество электродов аккумуляторов, поэтому напряжение батареи значительно уменьшается. Проверяется состояние аккумуляторной батареи и состояние контакта в соединениях наконечников стар-терных проводов с выводами батареи и с клеммами тягового реле стартера измерением напряжения на выводах батарей, на наконечниках стартерных проводов, а затем на клемме тягового реле и корпусе стартера. При исправной цепи замеряемое напряжение должно быть одинаковое. Затем те же измерения напряжения повторяют при включенном стартере. Стартер включают на 3—4 с и между включениями делают интервал в 15—20 с. При этом напряжение на выводах исправной и заряженной 12-вольтной батареи должно быть не менее 10 В (для 24-вольтной батареи — не менее 20 В).

Рис. 2. Система пуска двигателя автомобиля ГАЗ-302

Разница в показаниях вольтметра на клеммах батареи и клеммах стартера при хороших контактах в проверяемой электрической цепи не должна быть больше 1,5 В. При большей разнице следует хорошо зачистить и плотно закрепить все наконечники проводов, соединяющих батарею с корпусом и клеммами тягового реле стартера, а при необходимости произвести пайку наконечников или замену вышедшего из строя провода.

Для проверки тягового реле стартера нужно соединить проводником клеммы реле. Если тяговое реле включается (стартер вращает коленчатый вал), то оно исправно, а если при включении слышны частые резкие удары шестерни привода о венец маховика или же реле не включается, то оно неисправно. Неисправное реле ремонтируют или заменяют.

Рис. 3. Система пуска двигателя автомобилей ВАЗ-2105, -2104, -2107

Для проверки реле включения соединяют проводником клеммы «Б» и «С» или «87» и «30» реле между собой. Если при этом стартер включается, то тяговое реле исправно, а неисправным следует считать реле включения.

Не включается тяговое реле стартера. При включении стартера он не включается и не прослушивается характерный щелчок срабатывания реле, не прослушивается стук деталей привода стартера, так как не происходит удара зубьев при введении шестерни стартера в зацепление с венцом маховика.

Основные неисправности: неисправен выключатель зажигания (стартера); обрыв цепи, соединяющей выключатель и реле включения; неисправно реле включения; неисправно реле блокировки; неисправен монтажный блок, неисправно тяговое реле, не отрегулировано реле включения.

Для проверки цепи от реле включения до тягового реле соединяют проводником клеммы тягового реле.

Рис. 4. Система пуска двигателя автомобилей ВАЗ-2108, -2109

Если стартер включился, то в этой цепи имеется обрыв. Если же тяговое реле при замыкании клемм не включается, оно неисправно.

Затем проверяют электрическую цепь включения стартера, для чего соединяют проводом клеммы «Б» и «С» реле включения [у автомобилей ВАЗ —провод от клеммы «85» к клемме «30» (см. рис. 100 и 101)]. При исправной цепи стартер включается, даже если неисправно реле включения. Для проверки реле соединяют проводником клемму «Б» с клеммой «К», которая не соединена с корпусом. Включение стартера свидетельствует об исправности реле включения. Если же реле включения при соединении клемм «Б» и «К» не включается, оно неисправно. В схемах системы пуска с реле блокировки для проверки реле и реле блокировки отключают провода от клеммы «К» реле включения, одну клемму «К» соединяют с корпусом, а вторую с клеммой «Б» реле. Если при этом стартер включается, реле включения исправно, а неисправным следует считать реле блокировки. При неисправном реле блокировки для включения стартера клемму «К» реле включения, соединенную с реле блокировки, соединяют с корпусом.

Рис. 5. Система пуска двигателяавтомобиля КамАЗ

Рис. 6. Измерение напряжения аккумуляторной батареи

Рис. 7. Измерение напряжения на наконечниках (клеммах) стартер-ных проводов

Рис. 8. Измерение напряжения на клеммах стартера

Рис. 9. Включение стартера соединением клемм тягового реле: а — СТ230А, СТ230Б; б — СТ230К, СТ230Б-2; в — СТ117, СТ113Б; г — 29.3708

Для включения стартера выключателем зажигания, минуя реле включения, нужно отключить провод от клеммы «К» и подключить его к клемме «С» реле, тогда цепь обмоток тягового реле будет включаться непосредственно выключателем зажигания.

При необходимости проверяют выключатель зажигания и провод, соединяющий клемму выключателя и клемму «К» реле включения. Проверку выключателя можно произвести соединением между собой проводов, подключенных к клеммам «50» и «30» (или клеммам «АМ» и «СТ») выключателя. Если при этом стартер включается, то провод исправен, а неисправен выключатель.

Рис. 10. Проверка электродвигателя стартеров СТ117 (а) и 29.3708 (б)

Выключатель зажигания можно проверить лампой, для чего подключают лампу одним проводом на корпус автомобиля, а другим на клемму «50» (или «СТ») выключателя. Выключатель зажигания исправен, если после установки ключа в положение включения стартера лампа будет гореть. Если не подводится напряжение на клемму «50» выключателя зажигания, можно подключить провод от клеммы «50» к клемме «16».

Тяговое реле включается, но якорь электродвигателя стартера не вращается. При включении стартера слышен единичный характерный звук включения тягового реле, сливающийся со стуком шестерни привода стартера, входящей в зацепление с венцом маховика, а якорь электродвигателя стартера не вращает коленчатый вал двигателя.

Основные неисправности: сильно окислились или подгорели контакты тягового реле, неисправен электродвигатель стартера, повышено сопротивление в соединениях наконечников проводов на клеммах тягового реле стартера.

Проводником сечением 12—14 мм2 соединяют две силовые клеммы тягового реле. Если при этом якорь электродвигателя стартера будет вращаться, то неисправно тяговое реле, если якорь не вращается — неисправен электродвигатель стартера. Если же электродвигатель исправен, разбирают тяговое реле и зачищают окисленные и подгоревшие поверхности торцов головок контактных болтов и диска (или контактной пластины) напильником или шлифовальной шкуркой, а затем шлифуют. При сильном износе головок болтов и диска (пластины) болты поворачивают на 180° вокруг оси, а диск (пластину) перевертывают другой стороной. При сборке тягового реле необходимо следить за тем, чтобы правильно была установлена клемма втягивающей обмотки.

Электродвигатель стартера не развивает необходимую мощность. При включении стартера коленчатый вал двигателя вращается слишком медленно, пуск двигателя затруднен.

Основные неисправности: повышение вязкости масла двигателя; низкая температура электролита; сильно разряжена или неисправна аккумуляторная батарея; большое сопротивление в соединениях крепления наконечников проводов на выводах батареи и клеммах тягового реле стартера и корпуса автомобиля; неисправно тяговое реле стартера; неисправен электродвигатель стартера.

Проверка состояния аккумуляторной батареи и соединений наконечников проводов описана в начале этой главы. После проверки батареи и состояния цепи проверяют тяговое реле и электродвигатель стартера.

Для проверки тягового реле и электродвигателя стартера надо при работающем стартере соединить между собой клеммы тягового реле проводником сечением 12—14 мм2. Если при этом частота вращения коленчатого вала двигателя будет возрастать, то подгорели контактные поверхности болтов и контактного диска тягового реле; если же частота вращения остается неизменной, то неисправен электродвигатель.

Следует помнить, что емкость аккумуляторной батареи ограничена и эту проверку нужно производить в течение не более 3—5 с.

Загустение масла в системе смазки двигателя увеличивает момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала, и электродвигатель стартера не обеспечивает необходимую частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Электродвигатель стартера работает, а коленчатый вал двигателя не вращается. При включении стартера слышен шум вращения якоря электродвигателя, а коленчатый вал двигателя при этом не вращается вследствие неисправности привода шестерни стартера, поломки зубьев венца маховика или пробуксовки муфты своббдного хода.

Проверить муфту свободного хода на пробуксовку можно на автомобиле. Для. этого включается передача, а также рабочий тормоз, затем включается стартер. Если слышно, что якорь стартера вращается, то муфта свободного хода пробуксовывает.

Определение и устранение неисправностей привода шестерни стартера описаны в разделе «Неисправности и техническое обслуживание стартеров и приборов системы пуска». Состояние зубьев венца маховика определяют внешним осмотром через люк или после снятия поддона картера маховика.

Повышенный шум при включении стартера. Обычно это скрежет шестерни привода, которая не входит в зацепление с венцом маховика.

Основные неисправности: нарушена регулировка момента включения шестерни привода, образование забоин на торцах зубьев венца маховика, корпус стартера неплотно закреплен на картере маховика, неисправен привод.

Регулировку привода и проверку исправности стартера проводят по рекомендациям, приведенным в разделах «Регулировка привода стартеров» и «Испытание стартеров». Забоины на зубьях венца маховика устраняют напильником и абразивными брусками. Болты крепления стартера к картеру маховика подтягивают. Неисправный привод ремонтируют или заменяют.

Стартер не выключается после пуска двигателя. После пуска двигателя и возвращения ключа выключателя зажигания (стартера) в 1-е рабочее положение якорь электродвигателя продолжает вращаться.

Основные неисправности: заедание втулки привода на валу якоря; сваривание контактов реле включения; сваривание контактного диска с контактными торцами болтов тягового реле; заедание в выключателе зажигания.

Заедание втулки привода на валу якоря происходит вследствие загрязнения червячной нарезки и образования налета на поверхности вала якоря от износа бронзового подшипника втулки привода.

Сваривание контактов реле включения возникает чаще всего из-за неправильной регулировки реле, когда слишком мал зазор между контактами и пружина якорька имеет слабое натяжение. Проверка и регулировка реле приведены в разделе «Регулировка реле включения».

Сваривание рабочих поверхностей контактного диска и головок болтов тягового реле возникает при ослаблении возвратной пружины, отводящей диск тягового реле. Если замедляется выключение, то в точках контакта поверхностей возникает сильная электрическая дуга, вызывающая оплавление диска и торцов болтов.

В случае заедания в выключателе зажигания (стартера) выключение стартера производят принудительным поворотом ключа или отсоединением проводов от аккумуляторной батареи.

Если стартер не выключается, то после пуска двигателя маховик будет вращать муфту свободного хода привода стартера настолько быстро, что произойдет перегрев муфты, вследствие чего может произойти ее заклинивание. Тогда якорь будет вращаться с очень большой частотой, что приведет к отрыву проводников от пластин коллектора и распущению обмотки якоря.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины