Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электрооборудование автомобилей

Публикация:
   Аппараты системы зажиганий

Читать далее:




Аппараты системы зажиганий

Катушки зажигания. На отечественных автомобилях устанавливают 12-вольтные катушки зажигания Б115, Б7-А, Б117 и др. Катушки в основном имеют аналогичную конструкцию. Сердечник (рис. 1) и кольцевой магнитопровод изготовлены из листов электротехнической стали, на поверхности которых имеется слой окалины, что уменьшает вихревые токи. С этой же целью кольцевой магнито-провод, собранный из двух тонкостенных цилиндров, имеет разрез вдоль оси. Магнитопровод катушки Б117 изготовлен из перфорированной стальной ленты.

Вторичная обмотка намотана на втулку из электротехнического картона. Начало обмотки соединено проводником 9 с пружиной 3, а через нее с латунной вставкой 20; второй ее конец соединен с одним из концов первичной обмотки. Такое соединение обмоток (автотрансформаторная связь) упрощает изготовление катушки и способствует возрастанию высокого напряжения на величину э. д. с. самоиндукции первичной обмотки. Вторичная обмотка катушки намотана проводом ПЭЛ диаметром от 0,06 до 0,1 мм с числом витков от 18 000 до 22 500.

Рис. 1. Катушка зажигания: а — общий вид; б, в — электрические схемы

Для предупреждения пробоя изоляции обмотки особенно в конечных и начальных рядах, где потенциал достигает наибольшей величины, первые и последние восемь рядов изолированы друг от друга четырьмя —шестью слоями конденсаторной бумаги; все другие ряды изолированы двумя слоями бумаги. Кроме того, витки первых и последних четырех рядов наматывают не вплотную друг к другу, а с промежутком 1—2 мм.

Сверху обмотку изолируют несколькими слоями лако-ткани, а затем кабельной бумагой.

Первичную обмотку наматывают поверх вторичной, что облегчает отвод тепла от обмотки к кожуху при работе катушки. Первичная обмотка катушек выполнена проводом ПЭЛ диаметром 0,57—0,77 мм с числом витков от 300 до 320. Между каждым рядом обмотки прокладывают несколько слоев кабельной бумаги. Концы первичной обмотки припаяны к зажимам и ВК. На выводные концы надеты трубки из изоляционного материала.

Фарфоровый изолятор предотвращает возникновение разряда высокого напряжения между сердечником и кожухом.

Все пустые места в катушках заливают трансформаторным маслом, что улучшает изоляцию обмоток и отвод тепла от них на корпус. Уровень масла при вертикальном положении катушек при + 20 °С должен быть выше торцов обмоток на 3—5 мм, что дает возможность увеличения объема масла при нагреве катушки.

Герметичность крепления карболитовой крышки в кожухе обеспечивается прокладкой из маслобензостойкой резины.

Резистор 16 катушек зажигания Б115 и Б-7А состоит из проволочной спирали, двух керамических держателей и винта с резьбовой втулкой. Резистор прикреплен к скобе. Концы спирали резистора приваривают к двум шинкам точечной сваркой. Шинки соединены с зажимами ВК и ВКБ (на рисунке не виден) катушки.

Катушка Б117 не имеет дополнительного резистора, поэтому у нее только два зажима, один без обозначения, второй с обозначением «+ Б». Резьбовой вывод, предназначенный для надежного крепления высоковольтного провода, ввертывается в латунную вставку крышки.

Заполнение катушек трансформаторным маслом при одновременном увеличении числа витков вторичной обмотки позволяет повысить напряжение, что обеспечивает бесперебойное зажигание в высокооборотных двигателях с повышенной степенью сжатия.

Прерыватели-распределители в зависимости от числа цилиндров двигателя изготавливают 4-, 6- и 8-искровыми, а в зависимости от направления рабочего вращения кулачка прерывателя — левого и правого вращения.

Прерыватель-распределитель Р119-Б — четырехискро-вой, левого вращения, состоит из следующих основных механизмов и узлов: прерывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, октан-корректора, конденсатора и корпуса.

Рис. 2. Прерыватель-распределитель Р119-Б: а — общий вид; б — вид сверху; в — центробежный регулятор 1 — центробежный регулятор; 2— поводковая пластина кулачка; 3 — подшипник; 4 — корпус; 5 — неподвижная пластина; 6— фильц; 7— подвижная пластина; 8— тяга; 9 — корпус вакуумного регулятора; 10 — диафрагма; 11 — крышка; 12 — регулировочные шайбы; 13 — штуцер; 14— уплотнительная прокладка; 15 —пружина; 16 — вакуумный регулятор; 17 — кронштейн ;18 — ротор; 19 — крышка; 20 и 21 — выводы; 22 — резистор; 23 — пружина; 24 — держатель контакта; 25 — рычажок; 26 — кулачок; 27 — регулировочный эксцентрик; 28 — зажим; 29 — масленка; 30 — конденсатор; 31 — втулка; 32 — вал привода; 33 — пластина октан-корректора; 34 — пружина; 35— муфта; 36 — шпилька; 37 — ось рычажка; 38 — защелка; 39 — проводник; 40 — винт; 41 — втулка; 42 — прорезь; 43 — стойка подвески пружины; 44 — пружина; 45 — грузик; 46 — поводковая пластина грузиков; 47 — ось грузика; 48 — штифт; 49 — шайба; 50 — замочное кольцо

Подвижная пластина прерывателя установлена на шариковом подшипнике, обеспечивающем легкое движение пластины при работе вакуумного регулятора. В целях уменьшения сопротивления первичной цепи и предупреждения электроэрозийного износа шариков и обойм подшипника подвижная и неподвижная пластины соединены между собой гибким медным проводником, расположенным между ними (на рисунке не виден).

На подвижной пластине прерывателя на оси рычажка установлен держатель неподвижного контакта, который эксцентриком может повертываться вокруг этой оси. Винтом держатель закрепляется на подвижной пластине. Текстолитовая подушечка рычажка прерывателя вместе с пружиной прикреплена к рычажку и изолирует его от корпуса. Свободный конец пружины прикреплен винтом к изолированному от корпуса кронштейну, который проводником соединен с зажимом прерывателя-распределителя. К зажиму крепится проводник от конденсатора. Войлочный фильц пропитывается маслом и служит для смазки кулачка.

Кулачок напрессован на втулку, закрепленную в поводковой пластине кулачка. Выступы кулачка имеют специальный профиль, обеспечивающий более быстрое размыкание контактов, а следовательно, и уменьшение искрения между ними, а также плавное, безударное замыкание контактов, что значительно снижает их вибрацию. В прорези поводковой пластины кулачка входят штифты грузиков центробежного регулятора опережения зажигания.

Грузики устанавливаются на осях поводковой пластины, жестко закрепленной на вале привода. Грузики стягиваются пружинами, прикрепленными одним концом к осям, а другим к стойкам подвески пружин. Пружины отличаются друг от друга числом витков, диаметром проволоки и жесткостью.

Пружина, имеющая большую жесткость, установлена свободно и может перемещаться вдоль своей оси, а другая, менее жесткая, установлена с некоторым натяжением. Установкой пружин с разной жесткостью обеспечивается нужное изменение угла опережения зажигания при изменении частоты вращения вала двигателя.

Осевое смещение кулачка и грузиков центробежного регулятора опережения зажигания предотвращается замочным кольцом, устанавливаемым в проточку верхней части вала.

Ротор и крышка распределителя (рис. 2, а) выполнены из специального пресс-порошка. Ротор устанавливают в строго определенном положении на лыске в верхней части, кулачка. Крышку крепят двумя пружинящими защелками. Подавительный резистор с пружиной подводит ток высокого напряжения от центрального ввода крышки к электроду ротора. Резистор служит для снижения уровня радиопомех; величина его сопротивления равна 8—14 кОм. В боковые выводы крышки устанавливают высоковольтные провода от свечей зажигания. В каждом боковом выводе крышки имеется металлический электрод, к которому подводится высокое напряжение.

Между центральным и боковыми электродами на внутренней поверхности крышки выполнены ребра, препятствующие утечке тока высокого напряжения на другие электроды крышки, к которым в данный момент не подошел электрод ротора.

К корпусу прерывателя-распределителя двумя винтами прикреплен вакуумный регулятор опережения зажигания. Ушки крепления регулятора имеют продольные прорези, позволяющие смещать регулятор по окружности корпуса прерывателя-распределителя.

Между корпусом и крышкой регулятора закреплена диафрагма, изготовленная из прорезиненной бензо-стойкой ткани. В центре диафрагмы закреплена тяга, соединенная с подвижной пластиной прерывателя. Пружина поджимает диафрагму в сторону корпуса прерывателя-распределителя в положение, соответствующее позднему зажиганию. Между штуцером и пружиной устанавливаются регулировочные шайбы, которые служат для изменения сжатия пружины. Штуцер уплотняется алюминиевой прокладкой. Штуцер вакуумного регулятора соединяется трубкой со штуцером на нижней части карбюратора, отверстие которого находится несколько выше кромки дроссельной заслонки. К корпусу прерывателя-распределителя болтом крепится пластина октан-корректора.

Снизу в корпусе прерывателя-распределителя имеется вентиляционное отверстие, через которое будет обеспечен отвод озона, образующегося при искрообразовании между электродом ротора и электродами крышки распределителя. Без вентиляции озон вызывает значительное окисление контактов и кулачка прерывателя, а также разрушение слоя смазки в подшипнике. В момент искрового разряда озон, соединяясь с азотом и парами воды, образует азотную и азотистую кислоты, конденсирующиеся на поверхности всех деталей прерывателя-распределителя.

Прерыватель-распределитель Р125 (рис. 3) — четырех-искровой, правого вращения. По сравнению с прерывателем-распределителем Р119-Б имеет следующие конструктивные особенности.

Вал привода имеет шлицевой конец и вращается в двух железокерамических пористых втулках. Втулки смазываются маслом для двигателя через войлочный фильц, заложенный в корпус масленки.

Центробежный регулятор закреплен на верхней части вала привода, что позволило расположить кулачок ближе к опоре валика. Такое расположение кулачка уменьшает износ втулок и воздействие люфтов в подшипниках вала на величину зазора между контактами прерывателя.

Между подвижной и неподвижной пластинами прерывателя расположена опорная пластина из термопласта, обеспечивающая легкость перемещения подвижной пластины при вращении эксцентриковой головки октан-корректора. Ось головки соединена тягой с подвижной пластиной прерывателя.

На кулачке жестко закреплена поводковая пластина кулачка с осями грузиков. На верхней части вала напрессована поводковая пластина грузиков центробежного регулятора. Пластины имеют оси, на которые устанавливаются ушки пружин грузиков центробежного регулятора. Пружины разной жесткости. Более жесткая пружина установлена свободно. Вращение от вала на кулачок передается через пластины и грузики.

Ротор распределителя крепится двумя винтами к поводковой пластинке кулачка. Для правильной установки ротора на нем имеется шип, который вставляется в прямоугольное отверстие поводковой пластины. В роторе установлен подавительный резистор сопротивлением 6 кОм.

Конденсаторы. В настоящее время широкое применение в системе зажигания нашли самовосстанавливающиеся конденсаторы.

Рис. 3. Прерыватель-распределитель Р125: а — общий вид; б — вид сверху: 1 — вал; 2 — маслоотра-жательная муфта; 3 — корпус; 4 — опорная пластина из термопласта; 5 — провод низкого напряжения; 6 — неподвижная пластина прерывателя; 7 — корпус масленки; 8 — зажим прерывателя; 9 — контакты прерывателя; 10 — кулачок прерывателя; 11 — эксцентриковая головка октан-корректора; 12 — ось эксцентрика; 13 — пружина эксцентрика; 14 — фильц кулачка; 15 — ось грузика; 16 — поводковая пластина кулачка; 17 — грузик центробежного регулятора;1 18 — защелка; 19 — упор грузика; 20 — винт крепления ротора распределителя; 21 — ротор; 22 — крышка распределителя; 23 — электрод крышки; 24 — центральный ввод крышки; 25 — угольный контакт с пружиной; 26 — яодавительный резистор и электрод ротора; 27 — ось пружины; 28 — пластина центробежного регулятора; 29— пружина грузика; 30 — ось рычажка прерывателя; 31 — пружина рычажка; 32 — рычажок прерывателя; 33 — вин-‘Ь1 крепления держателя неподвижного контакта; 34 — держатель неподвижного контакта; 35 — подвижная пластина прерывателя; 36 — втулка вала; — конденсатор

В конденсаторах (рис. 4) на лакированную бумагу наносят очень тонкий слой цинка и олова. Металл на бумагу наносят в вакуумной камере. Слой металла, нанесенный на бумажную ленту, является обкладкой конденсатора. После свертывания обкладок в рулон на торцы напыливают тонкий слой припоя ПОС-40, а затем к торцам рулона припаивают по одному гибкому проводнику. Для улучшения контакта проводник пропускают через отверстие корпуса и припаивают к нему. Проводник припаян к выводу, закрепленному в текстолитовой обре-зиненной шайбе; к зажиму припаивают проводник. Рулон обертывают кабельной бумагой и пропитывают трансформаторным маслом. Герметичность корпуса обеспечивается текстолитовой обрезиненной шайбой и пластмассовой шайбой; после установки этих шайб корпус заваль-цовывают. Конденсаторы из металлизированной бумаги обладают способностью самовосстанавливаться при пробое диэлектрика.

При пробое электрическая искра испаряет тонкий слой металла, нанесенного на бумагу, и вблизи места пробоя очищается от металла, а отверстие пробоя заполняется маслом, что и восстанавливает работоспособность конденсатора. В системах зажигания применяют конденсаторы емкостью 0,17—0,35 мкФ.

Выключатели зажигания. Выключатель предназначен для включения и выключения первичной цепи зажигания. Кроме того, выключателем обеспечивается включение стартера, контрольно-измерительных приборов, радиоприемника и электродвигателей отопителя и стеклоочистителя. Выключатели ВКЗЗО и ВК350 (рис. 5) имеют аналогичное устройство.

В пластмассовой панели закреплены зажимы КЗ, СТ, ПР и AM. Два поводка контактной пластины входят в вырезы пластмассового ротора. С наружной стороны в ротор введен хвостовик цилиндра.

Рис. 4. Устройство конденсатора

Рис. 5. Выключатель зажигания ВК350: а — общий вид; б — вид со стороны зажимов; в, г — схемы включения

При введении ключа в цилиндр запирающие пластины выходят из замочного паза корпуса, что позволяет вращать ключом рогор, а вместе с ним и контактную пластину. Установкой ключа в первое правое положение зажим AM пластиной и пружинящими контактами соединяется с зажимами КЗ и Пр, включая цепи: зажигания, контрольных приборов, электродвигателей отопителя и стеклоочистителя и радиоприемника. При повороте ключа во второе правое положение зажим AM соединяется с зажимами КЗ и СТ, включая цепи зажигания и стартера, а при повороте ключа в левое положение — с зажимом Пр, включая цепь радиоприемника. Нейтральное, левое и первое правое положения фиксируются шариками, которые усилием пружины входят в пазы или лунки корпуса. Второе правое положение не фиксировано, поэтому ключ после снятия с него усилия под действием возвратной пружины устанавливается в первое правое положение, что обеспечивает выключение стартера. Ротор нагружен пружиной, опирающейся на упорное кольцо. Стопорное кольцо крепит цилиндр в корпусе выключателя. Гайкой закрепляют выключатель на панели приборов.

Выключатель ВК-347 с противоугонным устройством устанавливается на легковых автомобилях. В корпусе при помощи замочного кольца крепится панель с штекерными зажимами. Зажимы включаются под напряжение источника тока контактным устройством.

Если ключ, установленный в положение «стоянка», вынуть из замка выключателя, то запорный стержень усилием пружины входит в паз вала рулевого механизма и запирает его. Выступ обеспечивает правильную установку выключателя.

Свечи зажигания. Для карбюраторных и газовых двигателей применяют неразборные свечи с керамическими изоляторами (рис. 7).

К изолятору свечи предъявляются следующие основные требования:

высокая механическая прочность, обеспечивающая возможность выдерживать давление газов в цилиндре, достигающее 40 кгс/см2 и более;

высокая электрическая прочность при нагреве до 700 °С. При этой температуре изолятор не должен пробиваться током высокого напряжения;

способность переносить резкие и частые колебания температуры, обусловленные омыванием свечи сгорающей смесью и свежей смесью, поступающей в цилиндры двигателя.

Свеча зажигания должна быть герметичной, так как в случае прорыва газов произойдет перегрев изолятора, что приведет к преждевременному воспламенению рабочей смеси и порче изолятора.

Нижняя часть стального стержня имеет сетчатую накатку для улучшения сцепления с герметизирующим токопроводящим герметикой. Изолятор в сборе с контактным стержнем и центральным электродом установлен в стальном корпусе и зажат в нем путем развальцовки верхней части корпуса. Между корпусом и изолятором устанавливают шайбу, которая обеспечивает хороший отвод тепла от изолятора на корпус и надежную герметизацию изолятора относительно корпуса.

В некоторых конструкциях свечей герметичность свечи в месте соединения изолятора с корпусом обеспечивается тальковым порошком.

Рис. 6. Выключатель зажигания ВК-347: а — общий вид; б — со стороны зажимов; в — схема включения

Изолятор изготавливают из уралита, боркорунда, хи-лумина, сииоксаля и др. Эти изоляторы обладают очень высокой электрической и механической прочностью при высоких температурах.

Глазировка верхней части изолятора улучшает его изоляционные свойства и способствует уменьшению отложений влаги, что предупреждает поверхностный разряд при подведении высокого напряжения к свече.

Центральный электрод выполнен из хромистой или хромотитановой проволоки, а боковой 6 — из никельмар-ганцевой проволоки. Искровой зазор между электродами свечи регулируется в пределах от 0,5 до 0,9 мм в зависимости от типа двигателя.

Уплотнительная прокладка обеспечивает герметизацию цилиндра двигателя.

На двигателе ЗИЛ-131 и других с экранированным зажиганием применяют неразборные герметизированные экранированные свечи типа СН307 (рис. 7, в) со встроенным подавительным резистором. Резиновая втулка обеспечивает герметичность внутренней полости экрана. Керамические втулки и изолируют проводник и другие токонесущие детали от экрана. Экранирующая оплетка проводника закреплена на втулке и гайкой поджимается к экрану. На корпус устанавливается уплотнительная прокладка, обеспечивающая герметизацию цилиндра двигателя. Боковой электрод выполнен из никельмарганцевой проволоки.

Для бесперебойной работы свечи зажигания температура нижней части изолятора должна быть 500—600 °С (тепловой диапазон работы), при которой происходит сгорание нагара, отлагающегося на изоляторе свечи (самоочищение свечи). При правильном подборе свечи для данного двигателя нижняя часть изолятора после работы в течение некоторого времени имеет нагар светло-коричневого цвета. Этот нагар не вызывает заметной утечки тока, и поэтому его не следует удалять с изолятора. Если же температура нижней части изолятора будет ниже 500 °С, то даже при нормальном составе рабочей смеси, нормальном уровне масла в картере двигателя и хорошем состоянии поршневых колец на нижней части изолятора возможно отложение нагара, что вызовет утечку тока, а следовательно, и перебои в работе двигателя.

Рис. 7. Свечи зажигания:
в — общий вид; 6 — свеча в разрезе; в — экранированная свеча

При температуре нижней части изолятора выше 600° С происходит преждевременное воспламенение рабочей смеси от соприкосновения с раскаленным изолятором (наступает калильное зажигание). Чтобы предотвратить перегрев нижней части изолятора, у свечей, предназначенных для высокооборотных двигателей с большой степенью сжатия, уменьшают длину нижней части изолятора и зазор между нижней частью изолятора и корпусом.

Способность свечи обеспечивать работу двигателя на всех режимах зависит от калильного числа свечи. Калильное число свечей является отвлеченной величиной, пропорциональной среднему индикаторному давлению, при котором во время испытания на специальной установке с одноцилиндровым двигателем вследствие перегрева изолятора и электродов свечи возникает калильное зажигание рабочей смеси. По ГОСТ 2043—74 установлен определенный ряд калильных чисел: 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26 условных единиц. По этому ГОСТ свечи маркируются буквами и цифрами.

Первая буква обозначает данные резьбы ввертной части корпуса: А — резьба М14 X 1,25; М — резьба 18 X 1,5; цифры указывают калильное число 8 или 11 и т. д.; буква, следующая за цифрой, определяет длину ввертной части корпуса: Н — 11 мм, Д — 19 мм (длина 12 мм не обозначается); буква В указывает, что конус нижней части изолятора выступает за торец корпуса; буква Т указывает на герметизацию соединения изолятора с центральным электродом — термоцементом. Герметизацию другими гермети-ками не обозначают.

Например. Свеча АН — резьба М14Х1.25, калильное число длина ввертной части корпуса 12 мм, тепловой конус не выступает, герметизация нетермоцементная. В свече А11НТ применена герметизация термоцементом (Т).

Свеча А17ДВ — резьба М14Х1.25, калильное число, длина ввертной части 19 мм, тепловой конус изолятора выступает за торец корпуса.

Срок службы свечей для двигателей, работающих на бензинах без антидетонационных присадок, не менее 35 тыс. км, а при работе на бензинах с антидетонационными присадками — не менее 25 тыс. км.

По ГОСТ 2043—54 свечи маркировали буквами и цифрами. Первая буква обозначает диаметр резьбы в миллиметрах ввертной части корпуса (М — 18 мм, А — 14 мм); число указывает длину нижней части изолятора в миллиметрах; последние буквы указывают материал изолятора: У — уралит; Б — боркорунд; С — синоксаль; X — хилу-мин; вторая буква С обозначает герметизацию центрального электрода из токопроводящего стеклогерметика.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Аппараты системы зажиганий"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства