Авто гудронаторы монтируют на автомобильных шасси или компонуют на полуприцепах и автомобильных седельных тягачах. Автогудронаторы классифицируют по емкости цистерны и по типу привода битумного насоса — на моторные и безмоторные (с приводом от двигателя автомобиля).
На автогудронаторы распространяется ГОСТ 16385—70, которым предусматривается изготовление автогудронаторов двух типов — с цистернами емкостью 3500 и 7000 л. Серийно выпускаются автогудронаторы ДС-39А (Д-640А) емкостью 3500 л, ДС-53А емкостью 6000 л и ДС-82 емкостью 6000 л с системой автоматики.
Автогудронатор (рис. 6.7) состоит из следующих основных узлов: цистерны, системы обогрева, системы перекачки и распределения битума. Автогудронатор монтируют на шасси автомобиля ЗИЛ-130, на котором изменяется выпускная линия (глушитель устанавливают под передним буфером рамы).
Сварная цистерна в поперечном сечении имеет форму овала, большая ось которого расположена горизонтально. Внутренняя полость цистерны разделена волнорезом, установленным для смягчения гидравлических ударов. Волнорез разделяет цистерну на два сообщающихся отсека. Наверху переднего отсека имеется обечайка, горловины. Горловина служит для наполнения цистерны битумом при установленном сетчатом фильтре. В переднем отсеке установлена сливная труба, которая верхней частью входит в колпак и сообщается с атмосферой. При наполнении и подогреве в цистерне битумных материалов труба служит для слива излишка битума и уравнивания давления в цистерне с атмосферным давлением. В заднем отсеке сверху и снизу обечайки приварены фланцы для установки клапана. Тарелка клапана открывает или закрывает отверстие во фланце, сообщая или разобщая внутреннюю полость цистерны с большим краном. В транспортном положении клапан всегда закрыт.
Для сохранения температуры битумных материалов цистерна термоизолирована слоем стеклянного волокна. Внутри цистерны проходит циркуляционная труба, соединяющая полость цистерны с трубопроводом циркуляции. В цистерне устанавливается указатель уровня поплавкового типа для определения количества битумного материала.
Топливная система автогудронатора состоит из топливного бака, топливопровода, воздухопровода, двух стационарных и одной переносной горелок. Стационарные горелки установлены на фланцах V-образных жаровых труб и могут работать независимо друг от друга. Они предназначены для разогрева битумных материалов находящихся внутри цистерны. Переносная горелка, подсоединяемая к топливной системе гибким рукавом, имеет отдельный вентиль. Она предназначена для разогрева застывших битумных материалов внутри трубопроводов или насоса.
В пневмосистему автогудронатора входят воздушный баллон, три пневмокамеры, трубопроводы и пневмокран. Воздушный баллон автогудронатора соединен с воздушным баллоном шасси трубопроводом. От воздушного баллона автогудронатора трубопроводы идут к трем пневмокамерам, одна из которых тягой соединена с пробкой малого левого крана и обеспечивает два положения пробки. В рабочем положении пробка крана открывает трубопровод возврата (большая циркуляция). Две другие пневмокамеры установлены на центральном распределителе и приводят в движение рейку распределителя, обеспечивая поворот пробок форсунок.
Битумная коммуникация цистерны состоит из большого крана, шестеренного насоса, малых кранов и трубопроводов: циркуляции, приемного, выдачи, напорного, возврата и промывки коммуникации.
Распределитель автогудронатора состоит из центрального, левого и правого распределителей. Центральная распределительная труба квадратного сечения имеет патрубки на концах. Левым патрубком, в котором установлен фильтр, распределительная труба подсоединяется к напорному трубопроводу, правым — к трубопроводу возврата. Патрубки центральной распределительной трубы соединяются с патрубками правой и левой распределительных труб шарнирно, что обеспечивает вращение левого и правого распределителей относительно вертикальной оси патрубков центрального распределителя. Это дает возможность при работе автогудронатора быстро изменять ширину розлива. Левая и правая распределительные трубы квадратного сечения разделены горизонтальной перегородкой. Разделенные полости служат для циркуляции битума в системе. В нижней полости центрального распределителя имеются отверстия для установки форсунок на расстояние 190 мм друг от друга.
Форсунка состоит из корпуса, закрепленного на распределительной трубе двумя шпильками, и пробки с завихрителем и соплом. На пробке имеется поводок для ее вращения. К центральной распределительной трубе крепятся две пневмокамеры, перемещающие рейку с пальцами относительно распределительной трубы. Пальцы рейки входят в пазы поводков форсунок и при перемещении рейки вращают пробки, закрывая или открывая форсунки. Рейки левого, правого и концевого распределителей соединяются с центральной рейкой при помощи накидной защелки (при необходимости работы этих распределителей). В транспортном положении левый и правый распределители складываются и фиксируются стопорами. Концевой распределитель крепится на раме автомобиля.
Привод битумного насоса осуществляется от двигателя шасси через коробку передач, трехскоростную коробку отбора мощности и карданную передачу.
Автогудронатор с моторным приводом отличается от безмоторного установленным на задней площадке двигателем для привода насоса.
Автоматизированный гудронатор ДС-82 унифицирован с серийным гудронатором ДС-53А и отличается от него наличием автоматической системы обеспечения погонного расхода вяжущих материалов (системы ОПР) и дополнительной колесной опорой распределителя.
Дозировочно-распределительная система гудронатора ДС-82 (рис. 6.8) состоит из битумного шестеренного насоса, циркуляционных кранов с ручным приводом, системы ОПР, распределителя жидких вяжущих материалов, трехходового крана для управления розливом, битумопроводов. Распределитель циркуляционного типа оборудован запорными соплами. Управление соплами и краном пневматическое из кабины водителя.
Система ОПР является механической следящей системой и производит регулирование расхода жидких вяжущих в зависимости от скорости движения гудронатора. Датчиком скорости в системе служит одно из опорных колес распределителя. От этого колеса вращение при помощи шестерен и карданного вала передается на вариатор скоростей и далее через промежуточные передачи на солнечную шестерню дифференциального сравнивающего устройства. Другая солнечная шестерня дифференциала имеет кинематическую связь с выходным валиком объемного расходомера жидких вяжущих кольцевого типа. Ось сателлитов дифференциала жестко соединена с выходным валиком, который имеет кинематическую связь с пробкой регулировочного крана.
Рис. 6.8. Дозировочно-распределительная система гудронатора ДС-82:
1 — горловина; 2 — клапан; 3 — регулируемый кран; 4 — штуцер; 5 — трубопровод выдачи; 6, 17 — циркуляционные краны; 7 — регулировочный кран; 8 — система ОПР; 9 — выходной валик; 10, 12 — солнечные шестерни; 12 — ось; 13 — объемный расходомер; 14 — вариатор скоростей; 15 — опорное колесо; 16 — распределитель материалов; 18 — насос; 19 — трехходовой кран; 20 — кран; 21 — приемный трубопровод
Движение жидких вяжущих материалов при их распределении следующее: цистерна, клапан, кран, насос, кран, система ОПР и распределитель. Кран сблокирован с рейкой, управляющей краниками сопл. При открытых соплах обратная магистраль перекрыта краном.
Система ОПР всегда стремится сравнять угловые скорости солнечных шестерен дифференциала, пока изменяющийся расход жидкости не приведет к уравниванию скоростей солнечных шестерен, что обеспечит заданное значение отношения расхода вяжущих к скорости гудронатора. Настройка на заданное отношение этих величин производится с помощью вариатора.
Автономная колесная опора распределителя позволяет сохранять при изменении деформации рессор высоту положения сопл над поверхностью дороги. Поскольку качество работы сопл зависит от величины расхода вяжущих, на машине предусмотрен его контроль. Для этого в кабине водителя установлен электрический показатель, соединенный с расходомером. Расход вяжущих регулируется водителем. путем изменения скорости авто-гудронатора. Эти изменения скорости благодаря наличию системы ОПР вызывают, в свою очередь, изменения расхода вяжущих материалов.
Техническая характеристика автогудронаторов приведена в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Техническая жарактеристика автолудронаторов
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автогудронаторы 2"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы