Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Дорожные машины 2

Публикация:
   Грейдеры-элеваторы

Читать далее:




Грейдеры-элеваторы

Грейдеры-элеваторы представляют собой землеройную машину непрерывного действия послойного резания с плужным рабочим органом и транспортирующим устройством в виде ленточного транспортера или метателя. Грейдеры-элеваторы различаются по ходовому устройству, типу рабочего органа, расположению транспортера, системам привода и управления.

По ходовому оборудованию грейдеры-элеваторы делятся на прицепные, полуприцепные и навесные. Наиболее распространены прицепные и полуприцепные машины. Навесные машины обычно монтируют на тяжелых автогрейдерах.

По типу рабочего органа различают грейдеры-элеваторы с дисковым (сферическим) ножом, с системой плоских ножей, с системой плоских и дискового ножей и с совковым ножом с полукруглой режущей кромкой.

Расположение транспортеров может быть поперечное и диагональное. Грейдеры-элеваторы с диагональным расположением транспортера применяются обычно для выдачи грунта в транспортные средства. Для дальнего отбрасывания грунта вместо транспортера можно применять, метатель.

По типу привода различают грейдеры-элеваторы с механической или гидромеханической трансмиссией от двигателя внутреннего сгорания и с многомоторным дизель-электрическим приводом. Грейдеры-элеваторы могут иметь гидравлическую или электрогидравлическую систему управления рабочим органом.

На грейдеры-элеваторы, агрегатируемые с гусеничными тракторами и колесными тягачами, распространяется ГОСТ 7125—76, предусматривающий пять типоразмеров с технической производительностью 400, 630, 800, 1000 и 1600 м3/ч.

В настоящее время серийно изготовляют грейдеры-элеваторы ДЗ-501 (Д-437А) и Д-437АК. Краткая техническая характеристика грейдеров-элеваторов приведена в табл. 1.

Таблица 1
Техническая характеристика грейдеров-элеваторов

Грейдер-элеватор состоит из следующих основных узлов: основной рамы, плужной рамы с режущим рабочим органом, транспортера, ходовой части, сцепного устройства, силовой установки и механизмов трансмиссии, гидропривода и системы управления.

Основная рама служит для установки всех узлов машины и состоит из двух продольных горизонтальных балок коробчатого сечения, соединенных коробчатыми балками и уголками. Передней частью рама при помощи опорно-сцепного устройства сочленяется с базовым тягачом, а задней частью опирается на полуоси ходовых пневмошинных колес. В средней части рамы монтируются рабочие органы грейдера-элеваторы: плужная рама с ножом и ленточный транспортер.

Вертикальная прямоугольная рама, предназначенная для подвески транспортера и размещения механизмов управления, приварена к основной раме. Для установки двигателя в задней части рамы имеются плита и трубчатый кронштейн.

Рис. 1. Грейдер-элеватор ДЗ-Б01: 1 — подмсторная плита; 2 — трап; 3 — ходовые колеса; 4 — лыжа транспортера; 5 — режущий диск; 6 — плужная рама; 7 — растяжка нижней секции транспортера; а — откидная опора; 9 — основная рама; 10 — опорно-сцепное устройство к трактору; 11 — прицепное устройство для транспортирования автомобилем; 12 — арка транспортера; 13 — транспортер; 14 — растяжка верхней секции транспортера; 15 — карданная передача к ведущему барабану транспортера; 16 — гидроцилиндр подъема плужной рамы; 17 — гидроцилиндр подъема верха транспортера; 18 — трансмиссия; 19 — двигатель

У полуприцепных к колесному тягачу грейдеров-элеваторов конструкция основной рамы отличается лишь тем, что передняя изогнутая ее часть является дышлом и соединяется с тягачом.

Наибольшее распространение в качестве рабочих органов грейдеров-элеваторов получили дисковые ножи, установленные на плужной раме. Плужная рама сварена из трех коробчатых балок. В передней части рамы имеется серьга, а в задней части передней балки — цапфа, опирающаяся на переднюю стойку рамы. В некоторых конструкциях (грейдер-элеватор Д-437АК) грунторазрабатывающим рабочим органом является совковый нож с полукруглой режущей кромкой. Его заглубление и выглубление из грунта, а также перевод в транспортное положение осуществляется двумя гидроцилиндрами. Перед транспортером может быть установлен лопастный питатель в виде ротора, позволяющий изменять направление потока срезаемого грунта на 90° и подавать его на транспортер с определенной начальной скоростью.

Транспортер расположен на специальной вертикальной раме, шарнирно-соединенной с основной рамой. Основными частями транспортера являются рама, ведущий и ведомый барабаны, несущие и поддерживающие ролики, лента, натяжное устройство, очистительный механизм. Рама транспортера состоит из трех секций: нижней, средней и верхней. Средняя секция может быть снята. Для удаления грунта, попавшего на внутреннюю поверхность ленты транспортера, и очистки ведомого, барабана от налипшего грунта предусмотрено очистительное устройство. Транспортерная лента очищается шнековым механизмом, с ведомого барабана грунт удаляется скребком.

Вместо транспортера на отдельных моделях грейдеров-элеваторов применяются метатели лопастного типа, отбрасывающие грунт на расстояние до 25 м непрерывной струей.

Рис. 2. Рабочий орган грейдера-элеватора: 1 — вертикальная стойка; 2 — соединительная планка; 3 — кронштейн; 4 — регулировочная планка; 5 — кронштейн дискодержателя; 6 — хвостовик кронштейна; 7 — плужная рама; 8 — дисковый нож; 9 — соединительная шайба; 10 — нейтральный болт

Ходовое оборудование грейдера-элеватора состоит из двух задних полуосей с колесами. На полуоси со стороны транспортёра обычно устанавливают спаренные колеса. Колесо со стороны транспортера выполняют выдвижным, что необходимо для увеличения поперечной устойчивости грейдера-элеватора в рабочем положении за счет изменения ширины колеи.

Привод рабочих органов обеспечивается либо от двигателя базового тягача, либо от отдельных двигателей, дизельного или электрического. От коленчатого вала двигателя крутящий момент передается через муфту сцепления, втулочно-роликовую муфту к одноступенчатому центральному редуктору. Выходной конец ведущего вала редуктора приводит в движение шестеренный гидронасос.

На выходном конце ведомого вала насажена ведущая звездочка двухрядной втулочно-роликовой цепи, передающей крутящий момент к ведомой звездочке промежуточного вала. На промежуточном валу установлена ведущая звездочка цепной передачи привода шнека очистительного механизма. Этот привод имеет также карданную передачу и одноступенчатый конический редуктор.

От промежуточного вала центрального редуктора через цепную передачу, карданный вал и одноступенчатый конический редуктор крутящий момент передается к валу приводного,барабана транспортера.

В. состав системы гидропривода входят гидронасос, Масляный бак, золотниковые распределители, предохранительдый клапан, фильтр и система трубопроводов.

Рис. 3. Схема гидропривода грейдера-элеватора ДЗ-501; 1 — электрозолотники; 2 — рабочие трубопроводы; 3 — предохранительный клапан; 4 — демпфер; 5 — манометр; 6 — пластинчатый фильтр; 7 — насос; 8 — масляный бак; 9 — гидроцилиндр подъема нижней части транспортера; 10 — гидроцилиндр подъема плужной рамы; 11 — гидроцилиндр подъема верхней части транспортера; 12, 13 — клапаны-демпферы; 14 — дренажный трубопровод

В качестве исполнительных органов используются гидроцилиндры двойного действия, обеспечивающие подъем верхней и нижней частей транспортера, а также плужной рамы с ножом.

Грейдеры-элеваторы применяются в дорожном, железнодорожном, ирригационном, мелиоративном строительстве, на строительстве гидротехнических сооружений и на вскрышных работах при разработке карьеров. Они используются при больших объемах работ, в основном на связных грунтах II и III категорий.

Рис. 4. Общий вид грейдера-элеватора Д-192

Грейдер-элеватор предназначается для: отсыпки насыпей высотой до 1,3 м из боковых резервов; разработки выемок глубиной до 1,3 м и шириной поверху до 10—16 м; устройства полунасыпи на косогорах с поперечным уклоном до 20°; устройства неглубоких каналов; вскрышных работ при разработке карьеров.

Отечественной промышленностью выпускаются грейдеры-элеваторы ГЭМ, Д-192 и ЭМ.

—-

Грейдеры-элеваторы предназначены для послойного вырезания и перемещения грунта в отвал на расстояние до 15 м или в транспортные средства при возведении дорожных насыпей и дамб с использованием грунта из боковых резервов, разработке выемок, отрывке каналов и котлованов, а также при вскрышных работах в карьерах. Особенно эффективно г рейдеры-элеваторы работают в равнинной и слабохолмистой местности при разработке связных грунтов нормальной влажности без твердых включений и крупных камней, при длине разрабатываемого участка 500—1000 м.

Грейдер-элеватор представляет собой землеройную машину непрерывного действия для послойного резания с плужным рабочим органом и транспортирующим устройством в виде ленточного конвейера или метателя. Непрерывность действия рабочих органов обеспечивает более высокую производительность грейдера-элеватора при незначительной металлоемкости и небольших энергетических затратах по сравнению с другими машинами для земляных работ. Мощность грейдеров-элеваторов производительно расходуется почти в течение всего периода работы, а у машин циклического действия — только на 20—25% рабочего времени (на резание грунта).

Основными параметрами грейдеров элеваторов являются номинальная часовая производительность и дальность перемещения грунта в поперечном направлении по горизонтали от режущего органа до места укладки. В соответствии с ГОСТ 7125—70 грейдеры-элеваторы имеют производительность 630, 750, 1000 и 1600 м3/ч.

Грейдеры-элеваторы различаются по ходовому оборудованию, типу рабочего органа, расположению транспортера, системам привода и управления. По ходовому оборудованию они делятся на прицепные, полуприцепные и навесные; наиболее распространены первые два типа. ГОСТ 7125—70 предусматривает грейдеры-элеваторы, которые агрегатируются с гусеничными тракторами и колесными тягачами; навесные грейдеры-элеваторы обычно монтируются на тяжелых автогрейдерах.

По типу рабочего органа различают грейдеры-элеваторы с дисковым (сферическим) ножом, с системой плоских ножей, с системой плоских и дискового ножей и с совковым ножом, имеющим полукруглую режущую кромку.

Расположение транспортеров бывает поперечное и диагональное. Грейдеры-элеваторы с диагональным расположением транспортера применяют обычно для выдачи грунта в транспортные средства. Отсыпка грунта в отвал имеются навесные грейдеры-элеваторы Э-144 (на автогрейдере ДЗ-2). Рекомендованы в серию модели ДЗ-505 (Д-505) и ДЭ-503 (Д-633).

Рис. 5. Грейдер-элеватор ДЗ-501: 1 — подмоторная рама; 2 — трап; 3 — ходовые колеса; 4 — лыжа транспортера; 5 — режущий диск; 6 — плужная рама; 7 — растяжка нижней секции транспортера; 8 — откидная опора; 9 — несущая рама; 10 — опорно-сцепное устройство к трактору; 11 — прицепное устройство для транспортирования автомобилем; 12 — арка транспортера; 13 — транспортер; 14 — растяжка верхней секции транспортера; 15 — карданная передача к ведущему барабану транспортера; 16 — гидроцилиндр подъема плужной рамы; 17 — гидроцилиндр подъема верха транспортера; 18 — трансмиссия; 19 — двигатель

По типу привода различают грейдеры-элеваторы с механической или гидродинамической трансмиссией от двигателя внутреннего сгорания и с многомоторным дизель-электрическим приводом. Грейдеры-элеваторы могут иметь механическую, гидравлическую или электрогидравлическую систему управления.

Серийно изготовляются грейдеры-элеваторы ДЗ-501 (Д-437А) и ДЗ-501 А (Д-437АК). В парках строительных организаций в небольших количествах вон части, сцепного устройства, силовой установки и механизмов трансмиссии, гидропривода и системы управления.

Основная рама служит для установки всех узлов машины. Рама выполнена сварной и состоит из двух продольных горизонтальных балок коробчатого сечения, соединенных спереди и посредине такими же коробчатыми балками, а сзади — уголками. Передней частью рама при помощи опорно-сцепного устройства сочленяется с базовым тягачом, а задней частью опирается на полуоси ходовых колес. Сцепное устройство обеспечивает свободу взаимного качания и поворотов базового тягача и основной рамы в вертикальной и в горизонтальной плоскостях. В средней части рамы монтируются рабочие органы” грейдера-элеватора: плужная рама с ножом и ленточный транспортер.

Вертикальная прямоугольная рама, предназначенная для подвески транспортера и размещения механизмов управления, приварена к основной раме. Для жесткости она усилена подкосами из уголков, для установки двигателя в ее задней части имеются плита и трубчатый кронштейн.

У полуприцепных к колесному тягачу грейдеров-элеваторов конструкция основной рамы отличается лишь тем, что ее передняя изогнутая часть является дышлом и соединяется с тягачом.

Наибольшее распространение в качестве рабочих органов грейдеров-элеваторов получили дисковые ножи, установленные на плужной раме.

Плужная рама сварена из трех коробчатых балок, оси которых образуют в плане прямые углы. Места соединения балок усилены накладками. В передней части плужной рамы имеется серьга для соединения с кронштейном прицепного устройства, а в задней части передней балки имеется цапфа, опирающаяся на переднюю стойку рамы. Крепление в обоих местах шарнирное, позволяющее плужной раме вращаться вокруг оси, проходящей через оба шарнира. Вращение обеспечивается движением штока гидроцилиндра подъема и опускания плужной рамы. При помощи этого гидроцилиндра опускают плужную раму и регулируют глубину резания: максимальное заглубление — ходом штока гидроцнлиндра, а выглубление — упорами, установленными на серповидном кронштейне основной рамы. На верхней части плужной рамы имеются проушины для крепления ее стяжками при транспортировании.

С плужной рамой при помощи пальца и двух проушин соединена плужная стойка, на нижней части которой находится дисковый сферический нож, изготовленный из износостойкой марганцевой стали. Нож крепится болтами к ровной поверхности соединительного диска. По мере износа ножа с одной стороны его поворачивают относительно центрального болта. Дискодержатель приварен к вертикальной стойке, имеющей в верхней части четыре отверстия для установки ее относительно плужной рамы. Благодаря такому устройству крепления нож можно устанавливать на разной высоте и смещать вдоль плужной рамы. В отдельных случаях перед дисковым ножом дополнительно устанавливают планировщик, предназначенный для ускорения процесса создания забоя: срезанный планировщиком грунт поступает на дисковой нож, а с него на транспортер.

На прицепных грейдерах-элеваторах с диагональным расположением транспортера применяют плужную раму, к которой крепится рабочий орган, состоящий из трех ножей: подрезающего, планирующего и подгребающего.

В некоторых конструкциях грейдеров-элеваторов (ДЗ-501) грунтораз-рабатывающим рабочим органом является совковый нож с полукруглой режущей кромкой. Его заглубление и выглубление из грунта, а также перевод в транспортное положение осуществляется двумя гидроцилиндрами, которые включены в систему гидропривода трактора. При этом перед транспортером может устанавливаться лопастной питатель, позволяющий изменять на 90° направление потока срезаемого грунта и подавать его на транспортер с определенной начальной скоростью. Это значительно повышает производительность транспортера. Питатель представляет собой ротор с литой ступицей, сваренной с обечайкой, к которой приварены спицы с лопатками. На торцах лопаток закреплены режущие ножи, обеспечивающие про-резание слоя грунта, поступающего G совкового ножа.

Транспортер служит для подачи грунта в транспортные средства или в отвал и располагается на специальной вертикальной раме, шарнирно соединенной с основной рамой. Основными частями транспортера являются рама, ведущий и ведомый барабаны, несущие и поддерживающие ролики, лента, натяжное устройство и очистительный механизм.

Рама транспортера состоит из трех жестко соединенных между собой секций: нижней, средней и верхней. Средняя секция может быть снята; из ленты, состоящей из двух частей, в этом случае удаляется вставка.

Натяжное устройство создает необходимое натяжение транспортерной ленты, обеспечивающее достаточное сцепление ее с ведущим барабаном и движение без пробуксовывания. Натяжение достигается изменением расстояния между ведущим и ведомым барабанами в результате продольного перемещения нижней секции транспортера по направляющим планкам.

Для удаления грунта, попавшего на внутреннюю поверхность ленты транспортера, и очистки ведомого барабана от налипшего грунта предусмотрено очистительное устройство: лента очищается шнековым механизмом, с ведомого барабана грунт удаляется скребковым очистительным механизмом.

Вместо транспортера на отдельных моделях грейдеров-элеваторов применяются метатели, которые используют при линейных работах по разработке каналов с выбросом грунта непосредственно в отвал, а при возведении насыпей из резервов — для выброса непосредственно в насыпь. С помощью метателя обеспечивается разработка выемок глубиной до 5 м при ширине до 30 м.

Транспортирование вырезанного ножом грунта производится метателем лопастного типа с приводом от самостоятельной силовой установки в отвал или в большегрузные транспортные средства при использовании направляющего кожуха. Барабан метателя установлен непосредственно за ножом струга, поэтому грунт с ножа попадает на лопатки метателя, приобретает окружную скорость лопаток и выбрасывается ими под углом от 30 до 60° к горизонту в зависимости от положения транспортера на расстояние до 25 м. Привод метателя осуществляется от дизельного двигателя большой мощности через муфту сцепления и коробку передач, позволяющие изменять скорости и направление вращения метателя.

Ходовое оборудование грейдера-эле-ватора состоит из двух задних полуосей с колесами. Со стороны расположения транспортера на полуоси обычно устанавливаются спаренные колеса, причем колесо, расположенное ближе к транспортеру, делается выдвижным, что необходимо для увеличения поперечной устойчивости грейдера-элеватора в рабочем положении за счет изменения ширины колеи. Колеса ходовой части грейдеров-элеваторов выполняются неприводными, у некоторых моделей машин колеса управляемы.

Привод рабочих органов обеспечивается либо от двигателя базового тягача, либо от отдельных двигателей, устанавливаемых на грейдере-элеваторе: дизельного или электрического. В последнем случае для питания электродвигателей на базовом тракторе монтируется генератор.

Обычно на грейдерах-элеваторах устанавливают дизельные двигатели. В этом случае от коленчатого вала двигателя крутящий момент передается через муфту сцепления и втулочно-роликовую муфту к одноступенчатому центральному редуктору. Выходной конец его ведущего вала приводит в движение шестеренный насос для нагнетания рабочей жидкости в гидравлическую систему управления рабочими органами (плужной рамой с дисковым ножом и транспортером). На выходном конце ведомого вала центрального редуктора насажена ведущая звездочка двухрядной втулочно-роликовой цепи, передающей крутящий момент к ведомой звездочке промежуточного вала.

На промежуточном валу центрального редуктора установлена ведущая звездочка цепной передачи привода шнека очистительного механизма. Привод имеет также карданную передачу и одноступенчатый конический редуктор. От промежуточного вала через цепную передачу, карданный вал и одноступенчатый конический редуктор крутящий момент передается валу приводного барабана транспортера.

Как уже отмечалось, подъем и опускание плужной рамы с ножом, а также верхней и нижней части транспортера осуществляются с помощью гидросистемы. Схема гидропривода рабочих органов грейдера-элеватора приведена на. рис. 7 В состав системы гидропривода входят гидронасос, масляный бак, золотниковые распределители, предохранительный клапан, фильтр и система трубопроводов. На машинах типа ДЗ-501 устанавливаются шестеренные насосы НШ-32. В качестве исполнительных органов используются гидроцилиндры двойного действия 9—11, обеспечивающие подъем верхней и нижней частей транспортера, а также плужной рамы с ножом. Управление гидросистемой электромагнитное и производится из кабины трактора (тягача).

Рис. 6. Кинематическая схема грейдера-элеватора ДЗ-501: 1 — двигатель; 2 — центральный редуктор; 3 — цепная передача привода карданного вала транспортера; 4 — карданный вал транспортера; 5 — механизм подъема верхней части транспортера; 6 — редуктор ведущего барабана транспортера; 7 — цепная передача привода очистительного механизма; 8 — редуктор очистительного механизма;: 9 — механизм подъема плужной рамы; 10 — механизм подъема нижней части транспортера; И га генератор питания электрозолотников

Рис. 7. Схема гидропривода грейдера-элеватора ДЗ-501: 1 — электрозолотники; 2 — рабочие трубопроводы; 3 — предохранительный клапан; 4 — демпфер; 5 — манометр; 6 — пластинчатый фильтр; 7 — гидронасос; 8 — масляный бак; 9 — гидроцилиндр подъема нижней части транспортера; 10 — гидроцилиндр подъема плужной рамы; 11 — гидроцилиндр подъема верхней части транспортера; 12 и 13 клапаны-демпферы; 14 — дренажный трубопровод

Навесное оборудование грейдера-элеватора типа Э-144 аналогично по конструкции оборудованию прицепного и полуприцепного грейдеров-элеваторов, но размеры дискового ножа и ленточного транспортера уменьшены с целью обеспечения устойчивости базовой машины — автогрейдера. Рабочее оборудование навешивается над средней частью рамы автогрейдера вместо обычного поворотного круга с отвалом, которые предварительно демонтируют. Отбор мощности для привода ленты транспортера осуществляется от основного двигателя автогрейдера при помощи дополнительных редукторов и карданных валов.

Плужную раму с дисковым ножом и ленточный транспортер поднимают и опускают специальными подъемными механизмами, которыми управляют из кабины. Обычно длина транспортерных лент навесных грейдеров-элеваторов составляет 6,0—6,5 м при ширине ленты 900—1200 мм.

—-

Грейдер-элеватор — прицепная или самоходная землеройная машина непрерывного действия, в процессе своего движения вдоль обрабатываемого участка вырезающая при помощи ножа грунт и перемещающая его ленточным транспортером в отвал (рис. 33,а) или в транспортные средства (рис. 33,6). Характерные особенности этих машин — низкая стоимость работ по сравнению с другими землеройными машинами, а также простая организация процесса.

Грейдер-элеватором можно выполнять следующие основные виды земляных работ:
1) возведение насыпей высотой до 2,5—3 м за счет грунта из боковых резервов;
2) возведение дорожного полотна большой ширины и высоты путем выемки грунта из специально закладываемых резервов или выемок и доставки его транспортными средствами к месту отсыпки;
3) разработку площадок и карьеров с выбросом грунта в отвал или транспортные средства; рытье неглубоких канав с отвалом грунта в боковые кавальеры или с погрузкой в транспортные средства.

Основными условиями успешной работы грейдер-элеватора являются: равнинный характер местности, подлежащей разработке; возможно большая протяженность разрабатываемого участка (500>—1000 м), возможность разработки грунта круговыми рейсами (во избежание холостых переездов, имеющих место, например, при одностороннем резерве); разрабатываемый грунт должен обладать связностью и по сопротивлению резанию соответствовать II или III категории. При разработке сыпучих грунтов производительность грейдер-элеваторов резко снижается вследствие просыпания грунта во время передачи его с ножа на транспортер.

Рис. 8. Схема работы грейдер-элеватора с перемещением грунта: а —в отвал; 6 — в транспортные средства; 1 — бульдозер на разравнивании грунта, отсыпанного грейдер-элеватором; 2 — грейдер-элеватор; 3 — кулачковый каток; 4 — автомобиль-самосвал

Рис. 9. Грейдер-элеватор с дисковым ножом: а —схема; б—общий вид; 1 — ходовые колеса; 2 — прицепное устройство; 3— двигатель; 4— основная рама; 5 — транспортер; 6 — рычаги управления; 7 — дисковый нож

Грейдер-элеваторы разделяются:
а) на прицепные и самоходные машины;
б) по типу рабочего органа — на машины с дисковым или плоским ножом;
в) по расположению транспортера — на машины с транспортером, расположенным перпендикулярно к ее продольной оси, и с транспортером, расположенным под острым углом к этой оси;
г) по ширине транспортера: тяжелые — с шириной ленты: больше 1,2 м и средние — с шириной ленты до 1,2 м.

Основными частями (узлами) грейдер-элеватора являются: основная рама, рабочее оборудование — нож и ленточный транспортер, прицепное устройство (для прицепных: машин), ходовые колеса, рычаги управления и двигатель.

Основная рама служит для монтажа всех узлов грейдер-элеватора и состоит из двух продольных балок, изогнутых в средней части и образующих арку. Балки соединены между собой в горизонтальной плоскости поперечными связями.

К рабочему оборудованию относятся нож и транспортер. Нож представляет собой стальной диск вогнутой формы с острыми краями, укрепленный при помощи кронштейна к плужной балке. Для установки различных углов резания дисковым ножом имеются особые устройства. Плужная балка соединена шкворнем-с передней осью так, что тяговое усилие передается на нож непосредственно через плужную балку.

Для перемещения вырезанного дисковым ножом грунта служит ленточный транспортер. Основные узлы его — рама, ведущий и ведомый барабаны с транспортерной лентой, поДдерживающие-ролики, натяжное устройство и очистительный механизм.

Ленточный транспортер состоит из трех секций. Средняя секция служит для укорочения (удлинения) транспортера применительно к условиям работы. Транспортер закрепляется с правой стороны (по ходу) грейдер-элеватора в трех точках. Верхняя и средняя секции прикреплены к вертикальной ферме: верхняя— двумя стальными канатами, средняя —- двумя цепями. Нижняя: секции цепями прикреплена к поперечным балкам основной рамы. Нижняя и верхняя секции транспортера являются постоянными. Среднюю секцию вставляют, если необходимо увеличить, длину транспортера с 6 до 8,5 м. В нижней части транспортер снабжен приспособлением для очистки ленты.

В современных машинах в целях облегчения транспортера применяют раму из тонкостенных труб, ролики и барабаны из легких сплавов и вместо приводных барабанов электробарабаны больших диаметров, стыки ленты вулканизируются. Скорость ленты транспортера увеличена до 6 м/сек. Лента имеет резиновые-борта по краям, а на поверхности высокие резиновые ребра, что позволяет подавать грунт с подъемом транспортера до 40°.

Ходовое устройство грейдер-элеватора состоит из передней оси’ и задних полуосей. Оно оборудовано колесами с шинами автомобильного типа. Задние полуоси жестко соединены с основной рамой при помощи стремянок. Для повышения устойчивости грейдер-элеватора правую полуось можно выдвигать. Передняя ось представляет собой пустотелую балку, к концам которой приварены кулаки, предназначенные для шарнирного соединения оси при помощи шкворней с поворотными цапфами передних колес. На хвостовики поворотных цапф на роликовых подшипниках налеты ступицы передних колес. На левую ступицу монтируется одно колесо, а на правую — два (для большей устойчивости). Для шарнирного соединения передней оси с дышлом и плужной балкой служит скоба. Передние колеса связаны между собой специальным поворотным устройством в виде параллелограмма.

Придание грейдер-элеватору самоходности позволяет повысить его производительность в 2—2,5 раза по сравнению с прицепным грейдер-элеватором, отсыпать более высокие насыпи за счет большей длины транспортера, работать челноком (выполнять работу при движении вперед и назад без разворота в конце участка).

Дисковый нож самоходного грейдер-элеватора укреплен в державке, конструкция которой обеспечивает возможность изменения угла резания. Плуг подвешен к суппорту, установленному на поперечине основной рамы и перемещающемуся на ней на роликах вдоль продольной оси машины. Такая конструкция позволяет устанавливать плуг в нужном положении относительно приемной части транспортера и разрабатывать грунт как при переднем, так и при заднем ходе (после поворота ножа на 180°). ТТодвеска плуга обеспечивает также возможность его бокового перемещения.

Транспортер состоит из двух частей — приемной и выдающей. Все агрегаты приводятся в действие от двух двигателей. Первый двигатель, установленный на раме машины над ведущими колесами, служит для привода ходовой части и механизмов управления. Второй двигатель, установленный над управляемыми колесами, предназначен для привода транспортера.

Основная рама самоходного грейдер-элеватора, служащая для подвески рабочего оборудования и опирающаяся на ходовую часть, состоит из продольных балок, соединенных поперечинами.

В современных машинах используется дизель-электрический привод, а на самоходных грейдер-элеваторах, кроме того, и двигатели-колеса.

Самоходный грейдер-элеватор с дизель-электрическим приводом (Д-369) состоит из одноосного тягача (с дизель-электрическим приводом), рамы грейдер-элеватора с установленным на ней оборудованием, ножевой системы, отвального транспортера, задней телескопической рамы и двигателя-колеса. Привод машины осуществляется от дизеля ЯАЗ-206 мощностью 200 л. с. (при 2000 об/мин). Двигатель приводит в движение генераторы постоянного и переменного тока. Генератор постоянного тока питает электродвигатели колес. Скорость движения изменяется от 1,9 до 37 км/час. Генератор переменного тока питает двигатели привода транспортера, вентиляторы двигателей-колес и очистителя ленты. Рабочим органом грейдер-элеватора является плужная система, состоящая из дискового плуга диаметром 1000 мм и плоского ножа на приемной части нижней секции транспортера. Производительность машины 500 м?\час. Тяговое усилие четырех двигателей-колес 8,5 т. Управление машиной осуществляется одним мотористом с рабочего места, расположенного в кабине на раме грейдер-элеватора. Управление при транспортировании электрическое и осуществляется из кабины одноосного тягача.

Грейдер-элеватор с плоским ножом отличается от описанных машин рабочим органом и расположением ленточного транспортера.

Рис. 10. Грейдер-элеватор с плоским ножом: 1 — нож; 2 — транспортер; 3 —- автомобиль-самосвал

Рабочий орган грейдер-элеватора состоит из плоского основного ножа с двумя боковыми отвалами. Левый (по ходу машины) отвал в виде лемешного плуга служит для направления грунта к центру основного ножа. Срезаемый боковыми отвалами грунт направляется к центру машины и попадает на основной нож и с него на транспортер. Ширина резания у грейдер-элеватора доходит до 3 м и превышает ширину ходового устройства трактора и машины. Это позволяет заглублять рабочий орган при многократном проходе по одному и тому же месту, что улучшает качество работы. Такое устройство позволяет легко регулировать величину срезаемого слоя и работать как на слабых, сыпучих, так и на тяжелых грунтах.

Машина имеет транспортер жесткого типа, расположенный по диагонали относительно оси машины и наклоненный к горизонту под углом около 20°. Передний конец транспортера шар-нирно закреплен у основания ножа, задний конец опирается на две шарнирные стойки с цепями, которые дают транспортеру возможность работать под углом относительно продольной оси машины, обеспечивающим погрузку грунта в транспортные средства, передвигающиеся одновременно с машиной.

Для привода в действие транспортера и механизмов управления машиной служит самостоятельный двигатель, установленный под транспортером.

Грейдер-элеватор соединен с трактором посредством универсального шарнира, присоединенного к раме трактора и к хоботу машины. Грейдер-элеватор с плоским ножом может быть также и самоходным.

Помимо режущего рабочего оборудования, дисковые грейдер-элеваторы могут иметь специальное дополнительное устройство, состоящее из шнека с отвалом, откосника и разглаживающего бруса и применяемое для срезки и планировки обочин и больших, площадей.

Толщина слоя грунта, вырезаемого грейдер-элеватором, зависит от свойств грунта. Заглубление режущего рабочего органа! происходит под действием собственного веса и веса плужной балки. При гидравлическом управлении машиной можно принудительно заглублять нож в грунт.

На рис. 33 приведена схема работы грейдер-элеватора npir возведении насыпи круговыми рейсами. При разработке выемок или резервов грейдер-элеватор движется вдоль разрабатываемого участка, начиная с середины, и копает грунт послойно, перемещаясь по мере разработки одного слоя от середины к краям выработки. При работе с транспортными средствами автомобили-самосвалы и тракторные прицепы движутся одновременно с грейдер-элеватором и загружаются во время движения.

Наиболее производительно грейдер-элеватор работает в отвал при двусторонних резервах, заложенных по бокам возводимой насыпи. В этом случае резерв разрабатывают при движении в обоих направлениях.

Для въезда транспорта на насыпь устраивают выезды и съезды, количество которых зависит от принятой схемы работы, расположения насыпи и резерва, а также высоты насыпи.

Длина участка работы грейдер-элеватора должна быть не менее 500 м; при более коротких участках производительность грейдер-элеватора значительно снижается из-за возрастающих потерь времени на повороты по концам участка.

Для увеличения дальности отбрасывания грунта на грейдер-элеваторах устанавливают метатели, позволяющие отбрасывать грунт от транспортера в сторону на расстояние до 30—50 м.

Производительность грейдер-элеватора прицепного с дисковым ножом — 250—400 м3/час, самоходного — 500—1000 м3/час и машины с плоским ножом— 1000—2000 м3/час.

Прицепные грейдер-элеваторы обслуживаются трактористом и грейдеристом, а самоходный — мотористом.

Грунт, отсыпанный грейдер-элеватором, сильно разрыхлен. Поэтому одновременно с отсыпкой насыпь уплотняют кулачковыми катками или катками на пневматических шинах.

Рис. 11. Работа грейдер-элеватора в комплексе с другими машинами: 1, 4, 6, 9, 11—тракторы; 2— скрепер; 3, 8 — грейдер-элеватор; 5, 10—автогрейдер; 7, 12—кулачковые катки

Грейдеры-элеваторы применяют для возведения невысоких насыпей автомобильных и железных дорог из боковых резервов преимущественно в равнинной местности, разработки выемок с перемещением вынутого грунта в отвал, устройства полунасыпей на косогорах с поперечным уклоном и рытья небольших каналов для орошения земель. Грейдерами-элеваторами можно разрабатывать грунты I—III категорий без крупных каменистых включений.

Отличительной особенностью грейдеров-элеваторов является высокая производительность при малой массе и низкой удельной металлоемкости. Высокой производительности грейдеров-элеваторов в значительной степени способствует разделение функций резания и перемещения грунта между рабочими органами — ножами и конвейерами. Однако их целесообразно применять лишь на линейных работах при большой протяженности участке», где можно обеспечить работу в постоянном режиме.

Отечественная промышленность серийно выпускает грейдер-элеватор ДЗ-507А, техническая характеристика которого приведена ниже.

Грейдер-элеватор ДЗ-507А представляет собой одноосную полуприцепную машину к трактору Т-150К. Рама машины своим передним концом опирается на седельно-сцепное устройство трактора, обеспечивающее свободу взаимных поворотов агрегатируемых элементов в горизонтальной и вертикальной плоскостях в требуемом диапазоне, а задним концом — на пневматические колеса. На раме установлен дисковый режущий рабочий орган и ленточный конвейер.

При движении грейдера-элеватора режущий диск послойно срезает грунт и подает его в приемную часть конвейера на движущуюся ленту. Грунт перемещается по конвейеру и выбрасывается в насыпь или в транспортные средства. Управление машиной осуществляется трактористом-оператором из кабины трактора.

При транспортировке грейдера-элеватора конвейер и колесный ход складываются без дополнительных грузоподъемных средств. Управление подъемом и опусканием рамы с режущим диском и конвейера, а также складыванием конвейера гидравлическое. Привод конвейера осуществляется от вала отбора мощности трактора при помощи механической трансмиссии.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Дорожные машины 2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Грейдеры-элеваторы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства