Саморазгружающиеся тракторные прицепы предназначены для транспортирования грунта, гравия, щебня и других сыпучих материалов. Погрузка грунта и других материалов в прицепы осуществляется экскаваторами, грейдер-элеваторами, различными погрузчиками, транспортерами, а также с эстакад бульдозерами или ковшовыми погрузчиками. Разгрузка прицепов — через люки или опрокидыванием их назад или в стороны. Тракторные прицепы обладают большой грузоподъемностью и хорошей проходимостью. Выпускаются тракторные прицепы следующих основных моделей: Д-179А, Д-258 и Д-401 А.
Тракторный прицеп Д-179А — двухосный, на пневматических шинах. В качестве тягача прицепа применяется трактор Т-100М. Разгружается прицеп через створки в днище кузова.
Створки днища кузова раскрываются под действием запорного устройства и веса грунта или других материалов, находящихся в кузове. При транспортировании груза створки удерживаются в закрытом положении запорным механизмом.
На кузове прицепа установлена однобарабанная лебедка приводящаяся в действие от левого заднего колеса прицепа. Лебедка оборудована храповым механизмом с защелкой. При выводе защелки из зацепления с храповым колесом барабана лебедки створки днища под действием собственного веса, а также грунта или других материалов раскрываются и находящийся в кузове материал высыпается. При этом канат сматывается с барабана лебедки.
Для того чтобы закрыть створки днища, необходимо привести в действие барабан лебедки, а для этого колесо лебедки следует прижать к шине колеса прицепа. Эта операция выполняется при помощи каната, концы которого закреплены в кабине трактора.
Принцип действия механизма управления лебедкой соответственно и створками днища кузова приведен на рис. 2. Створки днища в транспортном положении прицепа закрыты и удерживаются подъемными канатами, огибающими направляющий блок. Канаты соединены с оттяжным блоком, который в свою очередь охватывается канатом, один конец которого закреплен, а другой намотан на барабан с храповиком. Храповик, имеющийся на барабане, заперт защелкой, а нижний конец углового рычага касается упора пружины. При этом положении вращение барабана будет невозможным и створки днища будут находиться в закрытом положении, натягивая своим весом канаты. От натяжения каната ролик, закрепленный на конце рычага, поднимается и поворачивается, заставляя упор воздействовать на двуплечий рычаг, поворачивая его, и тягой поднимает редуктор лебедки несколько вверх, отрывая при этом приводное колесо от соприкосновения с задним колесом прицепа. Редуктор И и приводное колесо имеют возможность поворачиваться относительно оси барабана. При этом положении пружина будет сжата и весь механизм управления прицепа заперт в неподвижном положении.
Для опускания створок днища вниз рычаг необходимо повернуть, как это показано стрелкой на рис. 2. При этом тягой угловой рычаг будет несколько повернут, что заставит пружину сжаться, а защелку выйти из зацепления с храповиком барабана, который сможет вращаться в сторону сматывания каната. После этого створки днища под действием собственного веса и веса находящегося на них груза опустятся вниз, что даст возможность разгрузить прицеп.
Для подъема створок днища в первоначальное положение необходимо рычаг повернуть, как это показано на рис. 2, б. При этом тягой рычаг будет несколько повернут, что заставит редуктор И принять положение, при котором приводное колесо лебедки войдет в соприкосновение с задним колесом прицепа. При этом положении пружина будет сжата.
При движении прицепа приводное колесо лебедки будет вращаться за счет трения о заднее колесо прицепа и через редуктор это вращение будет передаваться барабану лебедки, на который будет наматываться канат. При натяжении каната оттяжной блок будет оттягиваться, вследствие чего подъемные канаты поднимут створки днища в верхнее положение. Подъем створок ограничивается их упором в нижние кромки днища прицепа.
После того, как створки дойдут до упора, натяжение каната поднимет ролик рычага и повернет его и тем самым сожмет пружину. При повороте рычага упор его нажмет на упор рычага, что даст ему возможность повернуться и перейти «мертвую точку» по отношению к тяге. В этот момент пружина, воздействуя на тягу, повернет редуктор, вследствие чего приводное колесо выйдет из соприкосновения с колесом прицепа, и вращение барабана прекратится. Вращение барабана в противоположную сторону невозможно, так как храповик удерживается защелкой, а рычаг защелки будет остановлен упором пружины. Подъем створок днища возможен только при движении прицепа вперед. Нельзя допускать подъема створок при движении прицепа назад, так как это может привести к поломке створок и деталей механизма лебедки.
Тракторный прицеп Д-258 — саморазгружающийся. Кузов прицепа имеет сварную раму, а также в передней части арочного типа хобот, обеспечивающий благодаря своему устройству небольшой радиус разворота прицепа, так как передние колеса легко могут разворачиваться под хоботом.
Прицеп — на пневматических шинах. В качестве тягача применяется трактор Т-100ГП. Емкость кузова прицепа — 12 м3, а с «шапкой» — 15 м3. Прицеп Д-258 оборудован телескопическим гидроподъемником для боковой двухсторонней разгрузки.
Рабочая жидкость под давлением в гидроподъемник поступает через штуцер, имеющийся в основании подъемника. При подъеме рабочая жидкость поступает в пространство внутри цилиндра и промежуточных секций, выдвигая плунжер и поднимая кузов прицепа. При опускании рабочая жидкость вытесняется из подъемника через штуцер основания и поступает обратно в гидросистему, опуская кузов прицепа.
Тракторный прицеп Д-401 А представляет собой двухосную прицепную машину с разгрузкой назад.
Подкатная тележка прицепа соединяется с передней частью рамы шарнирным кронштейном, обеспечивающим свободу взаимных поворотов в двух плоскостях.
Управление прицепа — гидравлическое от насоса НШ-60В, который приводится в действие от вала отбора мощности трактора. Исполнительными рабочими органами для подъема кузова являются телескопические гидроцилиндры, расположенные с обеих сторон кузова.
Задние колеса оборудованы тормозами. Путевое торможение— гидравлическое, с приводом от общей гидросистемы. Стояночное торможение — ручное. Гидравлический привод тормозов состоит из двух (на каждое колесо) цилиндров, действующих на разжимные кулаки тормозной системы. Управление гидравлическими тормозами — из кабины трактора посредством рычага распределителя. Привод стояночного тормоза расположен позади кузова прицепа. Ручной стояночный тормоз состоит из винта и рычагов, действующих на разжимной кулак тормоза. Винт ручного тормоза завинчивается гаечным ключом. Стояночный тормоз предназначен для затормаживания задних колес прицепа при длительных остановках.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Саморазгружающиеся тракторные прицепы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы