Смазка тракторов и дорожно-строительных машин является одной из основных операций их технического обслуживания.
Своевременное и правильное проведение смазки уменьшает трение трущихся поверхностей деталей, устраняет их перегрев и преждевременный износ, сокращает затраты энергии на преодоление трения и обеспечивает продолжительную и надежную работу всех механизмов.
Смазочные материалы отводят тепло, выделяющееся при трении деталей, уплотняют зазоры в смазываемых узлах, удаляют с трущихся поверхностей продукты износа и загрязнения, а также предохраняют эти поверхности от коррозии.
При правильном подборе смазочных материалов и строгом выполнении установленного режима смазки уменьшаются непроизводительные затраты энергии и увеличиваются межремонтные сроки.
Отдельные агрегаты тракторов и машин имеют различные условия смазки. Тем не менее все масла должны соответствовать следующим требованиям: обладать вязкостью, обеспечивающей надежную и экономичную работу агрегатов на всех эксплуатационных режимах; иметь достаточно высокую смазывающую способность (маслянистость), чтобы предотвратить износ и заедание тяжело нагруженных трущихся деталей; обладать противо-окислительной устойчивостью, т. е. незначительно изменять свои свойства в процессе применения, и не загрязнять трущиеся детали; не окислять поверхность трения; не содержать воды и посторонних примесей.
Масла и смазки разделяются на следующие основные группы: минеральные масла и смазки, получаемые из нефти, сланцев и каменного угля; растительные масла (льняное, подсолнечное, хлопковое и др.); животные жиры и масла (говяжье и свиное сало, костяное масло, тюлений и китовый жир и др.).
Наибольшее распространение получили минеральные масла и смазки, имеющие ряд преимуществ — хорошие смазочные свойства, стойкость против окисления и др.
По физическому состоянию смазочные материалы подразделяются на две основные группы: смазочные материалы, находящиеся в жидком состоянии при температуре +10—15 °С; консистентные смазки:—материалы, находящиеся при температуре + 10—15 °С в густом (мазеподобном) состоянии.
Свойства смазочных материалов характеризуются рядом показателей: вязкостью, маслянистостью, температурой вспышки, температурой застывания, кислотностью, наличием посторонних примесей, содержанием воды и др.
Вязкость характеризуется величиной внутреннего трения, возникающего при перемещении одного слоя смазки относительно другого под действием внешней силы. Чем меньше взаимная подвижность частиц масла, тем больше вязкость его и наоборот. По вязкости смазочных материалов подбирают масла для машин и механизмов.
Маслянистость — это способность масла создавать на поверхности трущихся деталей прочную пленку. Маслянистость зависит от состава масла.
Как правило, чем больше вязкость, тем лучше маслянистость масла.
Температура вспышки — температура, при которой пары нефтепродуктов, содержащихся в масле и нагретых в определенных условиях, вместе с окружающим воздухом образуют смесь, воспламеняющуюся от поднесенного к этим парам огня.
Температура застывания — температура, при которой масло при определенных условиях теряет подвижность.
Кислотность — показатель содержания органических кислот в масле. Чем выше кислотность масла, тем хуже его свойства, так как избыток кислот вызывает коррозию смазываемых поверхностей.
Посторонние примеси увеличивают износ смазываемых поверхностей. Чем хуже очистка масла и чем больше в маслах посторонних примесей, тем хуже его свойства.
Содержание воды в масле — снижает его качество. Наличие воды в масле вызывает коррозию смазываемых поверхностей.
По своему назначению масла и смазки подразделяются на: масла для карбюраторных двигателей, для дизельных двигателей, трансмиссионные, компрессорные и индустриальные масла, консистентные смазки и др.
Применять масла следует в соответствии с их назначением и при смазке тракторов, машин и механизмов строго руководствоваться заводскими инструкциями и картами смазки.
Наличие хорошо разработанных карт смазки дает возможность улучшить смазку, обеспечить бесперебойную работу тракторов, машин и продлить срок их службы. Карта смазки состоит из схематического чертежа трактора, машины или механизма с указанием мест смазки (схема смазки) и самой карты, в которой дается перечень и указываются количество точек смазки, периодичность и вид смазочного материала, указания по смазке и др.
Смазка узлов тракторов и машин осуществляется как жидкими, так и густыми (консистентными) смазками.
Наиболее распространенными конструкциями смазочных устройств являются фитильные масленки, масленки с набивкой, кольцевая система смазки, картерная и .циркуляционно-принудительная системы.
Густая смазка подводится к узлам трения при помощи колпачковых и пружинных масленок, пресс-масленок и систем автоматической смазки.
Характеристика масел
При смазке механизмов трактора в зависимости от времени года следует учитывать следующее: обычно -применяется дизельное масло с присадкой ЦИАТИМ-33 летом Дп-11, зимой Дп-8. При работе двигателя на высокосернистом топливе с содержанием -серы свыше 0,7% для смазки двигателя необходимо применять дизельное масло с присадкой ЦИАТИМ-360.
Вместо автотракторного масла летом АК-15 и зимой АК-10 допускается -применение дизельного масла, вместо летнего и зимнего трансмиссионного автотракторного масла допускается применение масла АК-15. Смазочные материалы должны соответствовать требованиям стандартов (по ГОСТу).
Механизмы трактора .нужно смазывать только теми сортами масла, которые рекомендуются заводом-изготовителем. Запрещается продлевать срок смены масла. Для надлежащей смазки узлов трактора и дорожных машин необходимо соблюдать следующие основные условия: предохранять смазочные материалы от посторонних примесей, загрязнения и атмосферных осадков; для каждого вида смазочных материалов иметь отдельную тару, отдельные заправочные средства и содержать их в чистоте, смазывать узлы тракторов, машин и механизмов только теми смазочными материалами, которые для этого предназначены.
Производить смазку нужно чистыми заправочными средствами.
Перед смазкой необходимо очистить от грязи пробки контрольных, маслоприемных и спускных отверстий до их вывертывания; масленки, поверхность деталей возле пробок и масленок, наконечники шприцев, носики бидонов и ведер, вывернутые пробки класть на чистое место; при замене жидкого масла промывать все пробки в дизельном топливе.
При проверке уровня масла в картере дизельного двигателя, корпусе коробки передач и отделении конической передачи корпуса заднего моста, а также в корпусе топливного насоса трактора предварительно вынуть масломерную линейку, вытереть ее чистой тряпкой, снова вставить до упора, плотно прижав к торцу трубки, и затем вторично вынуть для определения уровня.
При смазке не допускать разбрызгивания жидкого масла и попадания частиц солидола на поверхность деталей. После смазки удалять с деталей случайно попавшие капли жидкого масла, частицы солидола и выдавленный старый солидол.
При замене масел в узлах дизельного двигателя трансмиссии спускать масло немедленно после остановки двигателя и трактора, так как горячее масло вытекает быстрее и уносит большее количество посторонних примесей.
Узлы надо промывать свежим отстоенным или профильтрованным дизельным топливом.
Смазочные материалы заправлять в узлы трактора и дорожных машин с помощью заправочных средств (заправочного инвентаря): дизельное масло — в картер двигателя трактора бидоном или ведром, имеющим сетку и носик, а в корпуса топливного насоса и регулятора — маслонагнетателем; автотракторное масло (автол) — маслонагнетателем; трансмиссионное автотракторное масло (нигрол) — бидоном или ведром, имеющим сетку и носик; универсальную среднеплавкую смазку УС (солидол) —солидолонагнетателями.
Сливать из узлов трактора, двигателей и картеров дорожных машин отработавшее масло и промывочное топливо следует в чистую посуду и затем переливать в отдельную тару для каждого сорта масла. Отработавшее масло подлежит сдаче на базу для переработки, а промывочное топливо после отстоя и фильтрования используют для промывки агрегатов трактора и дорожных машин.
Для -смазки тракторов и дорожных машин следует пользоваться смазочным инструментом и инвентарем: плунжерным солидолонагнетателем, плунжерным солидолонагнетателем ведерного типа, плунжерным солидолонагнетателем типа ГАРО, маслонагнетателем, шприцем, масленкой, воронкой со съемным сетчатым фильтром, ведром с сеткой и сливным носиком, кружками с носиком емкостью 2 и 5 л, волосяной щеткой и лопаточкой.
Смазка тракторов и дорожных машин требует большого опыта и отличного знания их устройства.
Рис. 1. Схема смазки бульдозера Д-159Б
Поэтому машинисты тракторов должны в совершенстве усвоить правила смазки и не допускать упущений и нарушений по смазке, строго выполнять своевременную и правильную смазку, не пропускать отдельные места смазки, и правильно подавать смазочные материалы к смазываемым местам.
При смазке трактора, навесных и прицепных дорожно-строительных машин следует руководствоваться заводскими картами смазки, в которых указаны номера позиций места смазки по схеме трактора или машины, наименование узлов и деталей, количество мест смазки с периодичностью, смазочные материалы и способ смазки.
Для примера приведена карта смазки навесного оборудования бульдозера Д-159Б.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазка тракторов и дорожностроительных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы