Полосу отвода для сооружения дороги и возведения линейных зданий или других сооружений, включая линии связи, очищают от кустарника, леса, пней, корней, сучьев, камней.
Расчищают полосу отвода под различные сооружения в местах устройства насыпей, выемок, резервов, канав, строительства зданий и сооружений и вдоль земляного полотна.
Расчистка от кустарника. Кустарник и мелколесье удаляют кусторезами, бульдозерами и корчевателями-собирателями.
Перед расчисткой полоса отвода должна быть обследована для того, чтобы наметить необходимые средства механизации и выбрать схему выполнения работ.
Кустарник, как правило, срезается (кусторезом, а удаляется вместе с корнями корчевателем-собирателем. При работе звеньями каждому звену отводится участок протяженностью 250— 500 м. На сухих участках расчистка производится преимущественно в летнее время, а на заболоченных — в зимнее. При срезке кустарника диаметром 6—10 см на плотных грунтах ножи кустореза устанавливают на высоте 2 см от земли, а при срезке кустарника до 6 см — не более 1 см.
После удаления кустарника остается чистая полоса шириной (в зависимости от ширины отвала кустореза) до 3,6 м.
Для последующего прохода кустореза кустарник и деревья, упавшие на соседние нерасчищенные полосы, удаляют корчевателем-собирателем или бульдозером в кучи, где их разделывают на деловые заготовки и дрова, а сучья и другие отходы сжигают на месте.
При работе кустореза нельзя допускать волочения перед отвалом машины значительных скоплений из кустарника и деревьев, так как это не только ухудшает качество работ, но и уменьшает производительность кустореза и работающих с ним машин.
После срезки кустарника и мелколесья кусторезом в работу включается корчеватель-собиратель, который может быть использован как корчеватель и как собиратель.
При работе корчевателя-собирателя в качестве корчевателя зубья его опускают в грунт на 20—40 см, а при работе в качестве собирателя зубья устанавливают на поверхности земли.
При расчистке полосы отвода и отдельных ее участков бульдозером отвал заглубляют в грунт на 10—20 см, подрезая корни и выкорчевывая пни, удаляя кустарник и мелколесье за пределы полосы отвода.
Сменная производительность бульдозера достигает 1,5 га.
Расчистка полосы отвода от леса. Лес удаляется на ширину земляного полотна с уширением на 1 м по обе стороны от наружной бровки канавы или резерва. На остальной части полосы отвода лес вырубают выборочно, оставляя отдельные деревья на расстоянии 4—5 м друг от друга.
Расчистка дорожной полосы от леса производится двумя способами— спиливанием и валкой. Спиливание деревьев выполняют моторными или электрическими пилами. При спиливании дерево первоначально подпиливают (подрубают) с той стороны, куда оно должно быть свалено, а с противоположной стороны спиливают (срубают), при этом между первым и вторым резами должен быть зазор в 2—3 см в зависимости от диаметра дерева— чем больше диаметр, тем больше этот зазор должен быть и наоборот.
Деревья спиливают как можно ближе к земле, оставляя высоту пня такой, которая дала бы возможность при раскорчевке захватить его бульдозером или корчевальной машиной.
Валка деревьев с корнями производится тракторами, оборудованными стальными канатами, бульдозерами и корчевателями-собирателями.
При помощи трактора и каната валка деревьев производится диаметром до 40 см, бульдозером — до 35 см, корчевателем-собирателем — не более 25 см.
Деревья диаметром свыше 40 см целесообразно удалять корчевально-трелевочными машинами, монтируемыми на гусеничных тракторах мощностью 100—440 л. с.
Валка деревьев гусеничным трактором, оборудованным стальным канатом (диаметром 20—30 мм), выполняется прямой тягой на первой передаче трактора. Деревья при валке трактором зачаливаются канатом на расстоянии 40—50 м.
Средняя сменная производительность трактора на валке — до 50 деревьев.
При валке деревьев бульдозером машинист поднимает на максимально возможную высоту отвал и плавно нажимает на ствол дерева. Постепенно, наращивая мощность двигателя путем увеличения числа его оборотов, усиливает нажим на сваливаемое дерево. Как только дерево начнет падать, бульдозерист отводит машину назад, опуская при этом отвал вниз. Бульдозером с опущенным отвалом перерезают не оборванные при падении корни и отодвигают дерево в сторону. Деревья диаметром до 20 бш, если позволяет ширина отвала бульдозера, сваливают по 2—3 шт. за один прием.
Технология валки деревьев корчевателем-собирателем такая же, как и бульдозером.
Расчистка полосы отвода от пней. Пни можно не выкорчевывать, а срезать, если высота возводимых в этих местах насыпей будет превышать 1,5 м. При насыпях высотой 1,5—2,5; м пнщ дак правило, срезаются заподлицо с поверхностью земли или оставляют высотой, не более 10 см. При насыпях высотой более 2,5 м пни можно оставлять до 20 см.
Корчуют пни трактором, корчевальной машиной, бульдозером, корчевателем-собирателем.
Корчевание пней трактором при помощи стального каната производят прямой тягой. Работа должна производиться плавно, без рывков, постепенно усиливая тягу трактора увеличением числа оборотов его двигателя.
У пней диаметром более 30 см перед корчевкой предварительно подрубают наиболее развитые корни.
Средняя сменная производительность трактора — до 300 пней при диаметре до 20 см при диаметре до 30 см — 200 пней, а при диаметре свыше 30 см — около 100 пней.
При удалении пней корчевальной машиной, смонтированной на мощном гусеничном тракторе, производительность в два раза больше, чем у трактора. Корчевка пней корчевальной машиной К-1А производится тремя основными способами:
— первый способ — клыки машины заглубляют под пень и путем поворота двухплечих рычагов рабочего органа удаляют его из грунта;
— второй способ — клыки машины заглубляют под пень и толкающим усилием трактора сдвигают его, удаляя из грунта;
— третий способ — клыки машины заглубляют на небольшую глубину в грунт, направляя их на пень и толкающим усилием трактора удаляют его из грунта.
Первый способ применяется при корчевке пней большого диаметра, а второй и третий — при корчевке пней диаметром не более 25 см.
При корчевке пней большого диаметра машинист подводит корчевальную машину к пню и на расстоянии около 1 м от него растормаживает правый барабан лебедки, опускает корчевальное устройство и, двигая трактор вперед, заглубляет клыки под пень. При полном заглублении клыков под пень раму корчевального устройства опускают вниз, опирая ее на грунт, и, включив левый барабан лебедки, поворачивают двуплечие клыки, удаляя при этом пень из грунта. Правый барабан лебедки при этом должен оставаться расторможенным.
Большое распространение для удаления пней получили бульдозеры, обладающие способностью развивать значительные усилия как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подготовка и расчистка дорожной полосы и отдельных площадок"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы