Дорожные фрезы предназначены для измельчения грунта и перемешивания его с вяжущими материалами за несколько проходов. Фрезы оборудуют системой распределения и дозирования битума и воды при обработке грунта цементом.
В качестве тягача для дорожных фрез используют гусеничные тракторы или колесные тягачи, оборудованные ходоуменыиителями. Последние могут быть механическими и гидростатическими. При механическом ходоуменыиителе поступательные скорости изменяются ступенями в пределах 0,1—0,9 км/ч, при гидростатическом ходоуменыиителе практически обеспечивается бесступенчатое изменение скоростей, начиная от нулевой.
Рабочим органом фрезы является ротор в виде фрезерного барабана, состоящего из вала с насаженными на него лопастями. Помимо ротора, к рабочему органу относятся кожух, рама ротора и гидросистема подъема рабочего органа. Кожух ротора образует рабочую камеру, в которой грунт измельчается и перемешивается с вяжущими материалами. Частота вращения ротора обычно находится в пределах 250—300 об/мин.
Привод рабочего органа может быть боковой (одно-или двусторонний) или центральный. При боковом приводе рабочая часть ротора находится между боковыми кронштейнами рамы, и полная ширина обработки грунта соответствует ширине ротора. При этом выступающие части вала ротора устанавливают в опорах с помощью кронштейна рамы ротора.
При центральном приводе ротор состоит из двух половин (левой и правой), закрепленных на одном валу. Между половинами ротора находится центральный редуктор. Опорой ротора с центральным редуктором служит его корпус, который подвешивается к кронштейнам рамы базового тягача либо устанавливается на его раме.
При центральном редукторе в середине обрабатываемой полосы получается разрыв. Поэтому для проработки слоя грунта, – расположенного под редуктором, применяется специальный двусторонний плужок.
Плужок, перемещаясь в грунте, на соответствующей глубине отваливает его в обе стороны под ближайшие лопатки ротора.
Преимуществом бокового привода является отсутствие разрыва в ширине обрабатываемой полосы, а следовательно, равномерное (по ширине) качество измельчения грунта и перемешивания его с вяжущими материалами. Недостатком этого привода по сравнению с центральным является ограниченная глубина обработки грунта из-за боковых редукторов, препятствующих заглублению.
По конструкции роторы различаются с жесткими, упругими и шарнирно-подвешенными лопастями. В поперечном сечении ротора (в каждом ряду) может быть две, три или четыре лопасти. Лопасти каждого последующего поперечного ряда смещены относительно лопастей предыдущего на 12—14°. Таким образом, лопасти ротора расположены по винтовым линиям, и в зависимости от их числа в каждом поперечном ряду образуется соответствующее число винтовых линий. Лопасти располагают с учетом обеспечения равномерной нагрузки на опоры. Обычно этого достигают при расположении лопастей по правой и левой винтовым линиям, сходящимся в осевой плоскости ротора.
Конструкция отдельных элементов ротора одинакова для бокового и центрального приводов.
Ротор с жесткими лопастями представляет собой трубчатый вал с приваренными к нему лопастями со сменными режущими ножами. Для защиты ротора от поломок при встрече с препятствием в силовой передаче устанавливают предохранительные устройства.
Ротор с пружинными (упругими) лопастями представляет собой трубчатый вал с приваренными к нему скобами, в каждую из которых вставлен пакет полос из пружинной стали, наружная лопасть и подрессорники, скрепленные хомутами. Наружная загнутая полоса выполняет роль режущей лопатки; при износе загнутой части полоса заменяется целиком. Пружинные лопасти смягчают удар при встрече с препятствием.
Ротор с шарнирно-подвешенными лопастями состоит из вала , установленных на нем секций, шарнирно-подвешенных лопастей и упругих амортизаторов. Лопасти имеют сменные режущие ножи. Грунт такими лопастями режется за счет центробежной силы. При встрече с препятствием лопасть может отклониться, поворачиваясь вокруг своей оси, тем самым предохраняя ротор от перегрузок и поломок. Для смягчения удара при возвращении лопасти из отклоненного положения применяют пружины, либо резинометаллические амортизаторы 20 с металлическими подпятниками.
Режущие ножи лопастей изготовляют из полосовой стали или поковки. Для повышения износостойкости сверху на режущую часть с помощью порошковой ленты наплавляется слой твердого сплава толщиной 5—10 мм. В зависимости от конструктивного исполнения лопастей возможны различные виды крепления ножей. Для ротора с жесткими и шарнирно-подвешенными лопастями применяют клиновое и болтовое крепления. В роторах с пружинными лопастями пакеты крепят при помощи клина, затягиваемого болтом.
Дорожная фреза Д-530 навешивается на трактор Т-100МГП, имеющей, ходоуменьшитель; она состоит из ротора, его рамы, кожуха, главного редуктора с конической парой, карданного вала, бортового редуктора, системы дозирования битумных вяжущих материалов и воды, гидравлической системы, кирковщика и рычагов управления. На рис. 4 приведена кинематическая схема фрезы. Главный редуктор через переходный фланец крепится к ходоуменьшителю трактора, относительно которого он центрируется. Ходоуменьшитель трактора прикреплен шпильками к заднему мосту трактора. Главный редуктор состоит из трехступенчатого цилиндрического редуктора и пары конических шестерен со спиральным зубом, через которые отбирается мощность на карданный вал и боковой редуктор. От звездочки, сидящей на валу главного редуктора, при помощи цепных передач осуществляется привод на битумный насос. Главный редуктор имеет подвижные зубчатые муфты, с помощью которых включается и выключается вращение ротора и битумного насоса.
На фланце первого вала бокового редуктора установлен предохранительный штифт. Корпус бокового редуктора крепится к раме болтами. Последняя шестерня редуктора установлена консольно на шейке ротора. Боковой редуктор центрируется относительно оси ротора с помощью расточки в корпусе, в которую входит втулка рамы ротора.
Ротор фрезы представляет собой барабан с закрепленными на нем лопастями. Лопасти ротора сменные: для грунта и для гравия. Для грунта устанавливают пружинные лопасти, для гравия — жесткие. Работа на грунте осуществляется при 250 об/мин ротора, работа на гравии — при 100 об/мин обратного его вращения.
Ротор вращается в подшипниках корпуса, которые закреплены в кронштейнах рамы. Рама состоит из балки и двух пар кронштейнов. В одних закреплен ротор, другими рама навешивается на шейки цапф корпуса конической пары редуктора. Балка служит одновременно распределительной трубой битумной системы, для чего на ней установлены сменные сопла.
Кожух имеет лыжи, на которых он перемещается во время работы фрезы. Своими прорезями кожух центрируется относительно рамы и ротора фрезы.
Система дозирования и распределения битуминозных материалов и воды состоит из всасывающего трубопровода, дозирующего насоса, напорного трубопровода и распределительной трубы с соплами. Дозируется жидкость с помощью сменных звездочек в приводе насоса и специальным регулировочным краном. Возможна установка в систему расходомера. Распределительная труба помещается перед кожухом таким образом, чтобы распределение вяжущих материалов происходило под лопасти ротора. Сопла располагаются на трубе на некотором расстоянии друг от друга для равномерного распределения жидкости на грунт.
Управляют подъемом и опусканием кирковщика и ротора Фрезы из кабины тракториста с помощью гидросистемы. Ротор и битумный насос включаются и выключаются также из кабины с помощью рычагов и соединительных тяг.
Дорожная фреза ДС-74 навешивается на колесный тягач Т-158. Она имеет преимущества перед гусеничной фрезой в мобильности, маневренности и не портит траками укрепляемую поверхность. На базовом тягаче смонтированы все узлы фрезы: рама, главный редуктор, боковой редуктор, рама с ротором и кожухом, система дозирования и гидросистема. Вращение ротора осуществляется от вала отбора мощности тягача через редукторы и карданную передачу. Для передачи крутящего момента на боковой редуктор и для предохранения ротора от поломок служит пневмошинная муфта. Ротор имеет жесткие лопасти.
Таблица 1
Техническая характеристика дорожных фрез
Битуминозные вяжущие материалы или вода подвозятся автогудронаторами, битумовозами или поливочными машинами и распределяются дозировочной системой, аналогичной системе фрезы Д-530. Минеральные вяжущие материалы равномерно распределяются по предварительно измельченному грунту специальными цементовозами-распределителями ДС-72, а полученная смесь уплотняется пневмокатками ДУ-37Б. Машины ДС-74, ДС-72 и ДУ-37Б представляют собой комплект машин, монтируемых на базовых тягачах Т-158.
Техническая характеристика дорожных фрез представлена в табл. 1.
—-
Дорожные фрезы предназначены для разрыхления, измельчения и смешивания грунта со связующими материалами и улучшающими добавками при постройке дорог облегченного типа и при сооружении оснований под покрытия капитального типа для дорожного и аэродромного строительства. Фрезы применяют также для смешения гравийно-щебеночных материалов с органическими и минеральными вяжущими материалами.
Дорожные фрезы являются прицепным или навесным оборудованием, монтируемым на гусеничные тракторы, и состоят из следующих основных узлов: гусеничного трактора с ходоуменьшителем; основного рабочего органа — роторного барабана с пружинными лопатками, расположенного сзади трактора; кирковщика, расположенного перед трактором; битумного насоса с системой битумо-проводов и распределительных устройств; трансмиссии привода ротора, состоящей из главного и бокового редукторов и гидросистемы для подъема роторного барабана и кирковщика.
Дорожные фрезы разделяют по способу передвижения — на прицепные и навесные; по приводу рабочего органа — с приводом от двигателя тягача и от двигателя, установленного на фрезе.
Ходоуменьшитель служит для понижения рабочих скоростей трактора и представляет собой редуктор с двумя диапазонами. Он крепится к заднему мосту трактора на шпильках, с другой стороны к нему прикреплен главный редуктор фрезы, имеющий дополнительное крепление через два боковых листа к заднему мосту трактора.
Главный редуктор служит для передачи крутящего момента через боковой редуктор на ротор, включение и выключение которого производится зубчатой муфтой. На верхнем ведущем валу бокового редуктора установлена на шлицах упругая муфта, которая снижает пиковые динамические нагрузки на трансмиссию фрезы.
Боковой редуктор — цилиндрический с ведущей и ведомой шестернями, между которыми размещаются три передаточные шестерни. Ведомая шестерня установлена консольно на шейке ротора. Относительно оси ротора боковой редуктор центрируется с помощью расточки в корпусе редуктора, в которую входит втулка рамы ротора.
Ротор фрезы представляет собой сварную конструкцию, состоящую из трубы с приваренными к ней держателями. С торцов в трубу вварены шейки, которые являются опорой ротора на раме. Лопатки крепятся в держателях с помощью клинового соединения. В случае износа их выбивают из держателей со стороны хвостовика лопатки и заменяют новыми. Ротор вращается в подшипниках, установленных в корпусах кронштейнов рамы.
Рама фрезы состоит из двух стоск, которыми она навешивается на шейки цапф главного редуктора, и двух кронштейнов, в которых устанавливается ротор. Стойки и кронштейны приварены к трубе, к которой на хомутах крепится также распределительная труба битумной системы.
Фреза имеет сверху кожух плавающего типа, опирающийся на лыжи во время работы фрезы. Кожух может свободно перемещаться в пазах относительно оси ротора. Для осмотра рабочего органа в кожухе предусмотрена крышка, которая одновременно служит для планировки разрыхленного грунта.
Битумная система фрезы состоит из битумного насоса, его привода от гидромотора через цепную передачу, системы трубопроводов и кранов, обеспечивающих разлив жидких вяжущих материалов через битумную трубу и промывку системы. Забор битума или воды из автоцистерны осуществляется через гибкий рукав и подводящую трубу, которая выведена в переднюю часть трактора.
Гидросистема машины является продолжением гидросистемы трактора и включает в себя масляный бак, насос НШ-46, гидрораспределитель с рычагами включения гидроцилиндров подъема кирковщика, гидромотора и гидроцилиндра подъема рабочего органа, рукава и трубопроводы.
Кирковщик представляет собой раму с закрепленными на ней зубьями. Управление -подъемом и опусканием кирковщика и ротора фрезы осуществляется в помощью рукоятки гидравлического распределителя. Рама кирковщика крепится к кронштейнам на раме тележек трактора и подвешивается на гидроцилиндрах к боковинам капота трактора.
Управление фрезой сосредоточено в кабине водителя.
—
Дорожные фрезы (смесители фрезерного типа) предназначены для рыхления, измельчения и перемешивания грунта с вяжущими материалами и улучшающими добавками, а также и для перемешивания грунтоцементной смеси с водой при сооружении оснований под дорожные покрытия.
Измельчение и перемешивание грунта с вяжущими материалами и улучшающими добавками производится за несколько проходов в зависимости от свойств и состояния перемешиваемых материалов (грунты, вяжущие добавки), а также.требований к дорожным основаниям и покрытиям’. Для указанных целей из навесных и прицепных дорожно-строительных машин, работающих с гусеничными тракторами, применяются: прицепная дорожная фреза Д-272, работающая в сцепе с трактором ДТ-54А (с производства снята), и навесная дорожная фреза Д-530, работающая как навесное оборудование к трактору Т-100ГП.
Прицепная дорожная фреза Д-272 работает в сцепе с гусеничным трактором ДТ-54А, снабженным ходоуменьшителем. Фреза имеет собственный двигатель для привода фрезерного рабочего барабана. Топливный бак (двигателя машины) и щиток измерительных приборов 6 установлены в непосредственной близости к двигателю.
Для обзора фронта работ сиденье оператора размещено за двигателем машины. Рычаги управления муфтой сцепления и редуктором привода фрезы размещены перед сиденьем оператора.
Рабочим органом является фрезерный барабан с набором лопаток (лопастей), расположенных по его периферии в шахматном порядке. Барабан разделен на две симметричные половины редуктором привода, соединенным с валом муфты сцепления двигателя карданным валом. Для рыхления промежутка между двумя половинами фрезерного барабана предусмотрен двухотвальный плужок, который поднимает нетронутую часть грунта вверх и направляет ее в обе стороны под лопатки барабана.
Базой машины является рама, на которой монтируются двигатель, редуктор, фрезерный барабан, плужок и др. Рама имеет сцепное устройство и стойку, которая служит опорой при отцепке машины от трактора.
Дорожная фреза Д-272 опирается на колеса, присоединенные к ее основной раме на кривошипах.
Кривошипы колес могут поворачиваться относительно основной рамы, что позволяет опускать или поднимать раму машины и тем самым заглублять и выглублять лопатки фрезы в процессе размельчения и перемешивания грунтов. Поворот кривошипов колес обеспечивается гидроцилиндром. При помощи этого же гидроцилиндра рама с фрезой опускается или поднимается и тем самым регулируется положение лопаток фрезы и толщина слоя обрабатываемого грунта.
Фреза оборудована гидросистемой УГ-1М. Рабочая жидкость к гидроцилиндру подается распределителем гидроагрегата по маслопроводу.
Степень измельчения и тщательность перемешивания грунтов зависит от скорости движения буксирующего трактора. Последнее объясняется тем, что при постоянном числе оборотов фрезерного барабана на единицу длины обрабатываемой полосы приходится тем больше ударов лопаток, чем медленнее барабан перемещается вперед. При уменьшении скорости движения вперед каждая из лопаток к тому же срезает стружку грунта меньшей толщины.
Навесная дорожная фреза Д-530 работает как навесное оборудование к гусеничному трактору Т-100 МГП, снабженному ходоуменьшителем.
Навесная дорожная фреза состоит из рамы, ротора, главного редуктора, кожуха, битумной и гидравлической систем, кирковщика и рычагов управления.
Рабочим органом прицепной фрезы служит ротор, представляющий собой барабан с закрепленными на нем в шахматном порядке сменными лопатками. Лопатки ротора двух видов — пружинящие и жесткие. Пружинящие лопатки применяются для смешения грунтов, а жесткие — гравия и щебня.
Ротор фрезы вращается в подшипниках, установленных на кронштейнах рамы.
Для уменьшения скорости движения трактор оборудуется ходоуменьшителем, устанавливаемым на тракторе-тягаче вместо карданного вала между муфтой сцепления и коробкой передач.
Рама фрезы состоит из распределительной трубы, двух стоек, посредством которых эта труба навешивается на шейки цапф главного редуктора, и двух кронштейнов. К конштейнам крепится ротор фрезы.
Распределительная труба, выполняющая одновременно роль соединительной балки всего узла, снабжена патрубками, в которых в зависимости от нормы подачи битума или воды устанавливаются сменные сопла.
Навесная фреза оборудована главным редуктором, прикрепленным фланцем к корпусу ходоуменьшителя, который в свою очередь шпильками крепится к заднему мосту трактора. Редуктор— трехступенчатый, двухскоростной с цилиндрическими шестернями.
Главный редуктор через выходной вал и карданную передачу соединен с боковым редуктором. Отбор мощности от главного редуктора на карданный вал и боковой редуктор обеспечивается парой конических шестерен редуктора. Через звездочку, закрепленную на валу главного редуктора, цепными передачами приводится битумный насос (битумная система).
Корпус бокового редуктора крепится к основной раме болтами.
Навесная фреза имеет кожух с закрепленными в основании лыжами, на которые она опирается в процессе работы. Кожух имеет люк с крышкой, через который очищают ротор и наблюдают за его состоянием.
Навесная фреза оборудована битумной и гидравлической системами.
Битумная система фрезы состоит из шестеренчатого битумного насоса, установленного на кронштейне боковой стенки главного редуктора. Насос приводится во вращение двумя цепными передачами со сменными звездочками, что обеспечивает регулирование числа его оборотов и производительности. Битум забирается через трубу, выведенную в переднюю часть трактора.
Гидросистема предназначена для подъема ротора фрезы как основного рабочего органа. Система включает в себя цилиндры подъема ротора одностороннего действия, шланги и трубопроводы. Гидроцилиндры крепятся к кронштейнам на основной раме и главном редукторе. Гидросистема фрезы включена в гидросистему трактора.
Основная рама с закрепленным в ней ротором может фиксироваться в рабочем или в транспортном положениях. Опускание и заглубление ротора фрезы происходит под действием собственного веса.
Для предварительного рыхления плотных грунтов прицепная фреза Д-530 снабжена кирковщиком, смонтированным в передней части трактора.
Кирковщик представляет собой раму с рыхлительными зубьями. Посредством толкающих балок кирковщик прикреплен к кронштейнам гусеничных тележек трактора и к штокам гидроцилиндров.
Подъемом и опусканием ротора фрезы и кирковщика, а также битумным насосом управляют из кабины тракториста рукоятками гидрораспределителя и рычагами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дорожные фрезы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы