1) Назначение и описание кранов
Автомобильные краны выпускают на базе стандартных шасси грузовых автомобилей. Краны оборудуются выносными опорами, используемыми при подъеме грузов наибольшего веса. Автомобильные краны применяются главным образом для погрузочно-разгрузочных работ с массовыми штучными грузами, а также с сыпучими и мелкокусковыми материалами (при оборудовании крана грейфером). Помимо этого, автомобильные краны используются для монтажа легких элементов в жилищном и промышленном строительстве и в коммунальном хозяйстве городов.
Краны могут успешно работать на рассредоточенных объектах небольшого объема (ввиду большой скорости передвижения). К серьезным недостаткам этих кранов относится необходимость работы на выносных опорах, установка на которые является длительной операцией. Управление краном при его работе осуществляется из специальной кабины, а при передвижении — из кабины шофера.
Некоторые автомобильные краны могут также передвигаться с грузом, вес которого значительно меньше номинальной грузоподъемности крана.
Автомобильный кран состоит из следующих основных частей: – поворотной платформы, на которой закреплена стрела и смонтированы:.механизмы крана, силовая установка, портальная А-образная рама. – кабины, установленной на поворотной платформе и закрывающей все смонтированные на ней агрегаты; – опорно-поворотного устройства; – ходовой части, представляющей собой стандартное шасси грузового автомобиля ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 (краны К-32 и ЛАЗ-690), МАЗ-200 (краны К-51, К-52 и ДЭК-51) и ЯАЗ-210 (кран К-Ю4).
Автомобильные краны имеют четыре рабочих движения: – подъем груза, – вращение стрелы; – передвижение крана; – подъем и опускание стрелы с грузом.
Управление краном во время работы, а также при перебросках его на значительные расстояния с объекта на объект производится одним машинистом (крановщиком).
Транспортирование автомобильных кранов может осуществляться (без разборки) самоходом, железнодорожным транспортом на 20-тонной платформе, а также на прицепах-тяжеловозах грузоподъемностью 20 т.
Кран К-32, выпускавшийся до 1955 г., и кран ЛАЗ-690 (рис. 84), выпускаемый в настоящее время, оснащены крюком и имеют грузоподъемность до 3 т. Кран смонтирован на шасси грузового двухосного автомобиля ЗИЛ-150 (ЗИЛ-164). Грузовой и стрелоподъемный барабаны выполнены с червячной передачей.
Рис. 84. Автомобильный кран К-32 (ЛАЗ-690)
Кинематические схемы механизмов крана приведены на рис. 85.
Привод всех механизмов осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Торможение груза и стрелы при спуске производится работающим двигателем.
Кран оборудован выносными опорами, но может работать и без них, В передней части крана смонтированы откидные опоры, в задней — выдвижные. Опоры снабжены винтовыми домкратами с башмаками.
Рис. 85. Кинематические схемы механизмов крана К-32 (ЛАЗ-690)
1 — грузовой барабан; 2 — стрелоподъемный барабан; 3 — редуктор отбора мощности; 4 — главный реверс
Для увеличения устойчивости крана предусмотрен стабилизатор, синхронизирующий работу задних рессор. При работе на выносных опорах стабилизатор включается, вследствие чего рессоры и задний мост с колесами подтягиваются к лонжеронам и своим весом увеличивают устойчивость крана.
Кран имеет решетчатую стрелу длиной 6,5 м.
Управление всеми механизмами крана (рычажное) производится из кабины, установленной на поворотной платформе.
На кране совмещение движений исключено вследствие того, что реверсивное устройство обслуживает все механизмы крана. Транспортирование крана по железной дороге производится без разборки.
Кран «Блейхерт» (рис. 86) имеет грузоподъемность Зги оснащается крюком.
Кран смонтирован на стандартном шасси грузового автомобиля ЗИЛ-150 (ЗИЛ-164) и снабжен выносными опорами с винтовыми домкратами.
Кинематическая схема механизмов крана приведена на рис. 87.
Особенностью крана «Блейхерт» является электрический (индивидуальный) привод всех механизмов с питанием от собственного синхронного генератора трехфазного тока, приводимого в движение от двигателя автомобиля или от внешней сети напряжением 220 в. Подвод тока от внешней сети к поворотной части производится через токоприемник.
Рис. 86. Автомобильный кран „Блейхерт”
Рис. 87. Кинематические схемы механизмов крана „Блейхерт”
а — грузовая лебедка; б — стрелоподъемная лебедка; в— механизм вращения платформы
На поворотной платформе смонтированы кабина и все механизмы крана, закрытые металлическим кожухом, имеющим несколько боковых дверок для осмотра. Здесь же закреплена и стрела крана. Генератор установлен в кабине автомобиля и включается через механизм переключения, редуктор, кулачковую муфту и тексропную передачу. Генератор имеет специальную обмотку, которая обеспечивает почти постоянное рабочее напряжение при неизменном числе оборотов (1 500 в 1 мин.) даже при изменении нагрузки в широких пределах. Регулирование числа оборотов двигателя, а следовательно, и скорости вращения генератора при работе крана осуществляется с помощью педали акселератора из кабины машиниста.
Нижняя рама крана жестко соединяется с шасси автомобиля. На неповоротной раме смонтирован стабилизатор, блокирующий рессоры заднего моста.
Электродвигатель грузовой лебедки — крановый с фазным ротором, управляемый с помощью контроллера. Электродвигатели механизмов поворота платформы и подъема стрелы имеют короткозамкнутые роторы и управляются посредством рычагов, расположенных на пульте в кабине. Генератор и электродвигатели крана работают на переменном токе напряжением 380 в. С помощью трансформатора можно получать и отдавать во ‘внешнюю сеть ток напряжением 220 е.
Кран снабжается нормальной стрелой длиной 6,5 м. Рабочие движения ;крюка и стрелы ограничиваются шпиндельными концевыми выключателями.
Вращение платформы ограничено углом 135° в обе стороны от продольной оси кабины автомобиля.
Кран имеет три рабочих движения: подъем (опускание) груза, подъем и поворот стрелы.
При работе крана с грузами до 2 г можно совмещать два движения: подъем (опускание) груза и поворот стрелы. При работе с грузами 2—3 т совмещение !указанных движений допускается лишь в виде исключения. Кран с грузом не передвигается.
По шоссейным и грунтовым дорогам кран транспортируется без разборки. При необходимости перевозки крана по железной дороге с него предварительно снимают шкалу грузоподъемности, предохранитель обратного хода и оседержатель. Затем двое рабочих поднимают стрелу, а третий переставляет ось. Верхняя часть стрелы с помощью шпиндельной стойки опускается на 200 мм, после чего снимают верхнюю часть кабины, а крюковую обойму закрепляют на шасси.
Кран КТС-3 трубчатый (рис. 88) имеет грузоподъемность до Зги оснащается крюком.
Особенно эффективен кран для возведения небольших линейно-путевых зданий и сооружений (будок обходчиков, станций, депо и т. п.).
Кран смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-150 (ЗИЛ-164). Мачта его — телескопическая, а стрела — трубчатая трехгранного сечения; вылет стрелы с грузом изменяется в пределах грузовой характеристики.
Кран состоит из неповоротной рамы с выносными опорами, круга катания и поворотной платформы, на которой установлены мачта (колонна) со стрелой, редуктор поворота, кабина управления, двухбарабанная лебедка и распределительная коробка с реверсивным механизмом.
Кинематическая схема механизмов крана приведена на рис. 89.
Привод механизмов крана осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и промежуточный редуктор.
Кран работает только на выносных опорах. Передвижение с одной стоянки на другую осуществляется со скоростью до 5 км/час при стреле, установленной вдоль оси автомобиля по его ходу.
Торможение груза и стрелы при спуске производится работающим двигателем.
Телескопическая конструкция мачты (колонны) обеспечивает быстрый перевод крана в транспортное положение; скорость движения до 50 км/час.
Рис. 88. Автомобильный кран КТС-3
Рис. 89. Кинематические схемы механизмов крана КТС-3
1 — грузовой барабан; 2 — стрелоподъемный барабан: 3 — монтажный барабан; 4 — муфта предельного момента; 5 — коробка отбора мощности
Рис. 90. Автомобильный кран АК-5Г
Управление всеми механизмами крана — рычажное. Кран оснащен одной стрелой длиной 8,5 м. Совмещение движений невозможно, так как реверсивное устройство предназначено для всех механизмов крана.
Кран перевозится по железной дороге без разборки.
Кран АК-5Г (рис. 90) имеет грузоподъемность 5 т, оснащается крюком и грейфером емкостью 0,5 ж3. При оборудовании только крюком кран выпускается под маркой АК-5.
При оснащении грейфером кран может отрывать колодцы в легких грунтах, а также ямы под столбы.
Рис. 91. Кинематические схемы механизмов крана АК-5з
1 — грузовой барабан; 2 — стрелоподъемный барабан; 3 — фрикционная муфта; 4 – барабан для раскрытия и закрытия грейфера; 5 — распределительная коробка; 6 — муфта предельного момента; 7 — коробка отбора мощности
Кинематическая схема механизмов крана приведена на рис. 91.
Привод механизмов осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.
Торможение груза и стрелы при их опускании производится работающим двигателем.
Кран работает только на выдвижных опорах, снабженных винтовыми домкратами с опорными башмаками. Винты домкратов — несамотормозящиеся и поэтому после установки крана на опоры необходимо ввести защелку в паз винта.
При работе крана включается стабилизатор, синхронизирующий работу задних рессор, вследствие чего они и задний мост с колесами подтягиваются к лонжеронам, увеличивая своим весом устойчивость машины.
Стрела крана — решетчатая, длиной 6,2 м; по особому заказу поставляется надставка к стреле, увеличивающая высоту лодъема крюка до 10 м.
Управление всеми механизмами (рычажное) производится из кабины на поворотной платформе.
Совмещение рабочих движений крана невозможно, так как реверсивное устройство предназначено для всех механизмов машины.
Рис. 92. Автомобильный кран К-51 (К-61, К-52 и ДЭК-51) а-график грузоподъемности и высоты подъема крана К-51; 0”-то же, крана К-52
При перегонах крана надставка к стреле снимается; грейфер устанавливается на специальный одноосный прицеп, соединяемый с буксирной тягой крана серьгой и цепью. При перемещении крана в пределах рабочей площадки надставку можно не снимать, но при этом стрелу необходимо опирать на поддерживающую стойку, а скорость поддерживать на уровне до 5 км/час.
Кран К-51 дизельный (рис. 92), имеет грузоподъемность до 5 т, оснащается крюком и грейфером емкостью 0,5 м.
Рис. 93. Кинематические схемы механизмов крана К-51 (К-61)
1 —грузовой барабан; 2 —грейферный барабан; 3 — стрело-подъемный барабан; 4 —коробка отбора мощности
Кран смонтирован на ‘ шасси грузового двухосного автомобиля МАЗ-200.
Кинематическая схема механизмов крана приведена на рис. 93.
На валу лебедки свободно сидят три барабана: грузовой, стрелоподъемный и грейферный, снабженные фрикционными муфтами и ленточными тормозами. Стрелоподъемный барабан имеет храповое устройство с управляемой собачкой.
Привод всех механизмов осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.
Торможение груза и стрелы производится механическими тормозами и работающим двигателем.
Кран оборудован выносными опорами, но может двигаться с грузом весом до 2 г при скорости не более 5 км/час. Для увеличения устойчивости крана предусмотрен стабилизатор, укрепленный на ходовой раме.
Кран имеет основную стрелу длиной 7,35 м и удлиненную— 11,75 м. При работе со стрелой 7,35 м грейфер может опускаться ниже опорной поверхности колес на 5 м. По требованию потребителя завод-изготовитель поставляет вставки к стрелам.
Управление механизмами (рычажное) производится из кабины, установленной на поворотной платформе.
Совмещение движений на кране ограничено вследствие того, что общее реверсивное устройство обслуживает трехбарабанную лебедку; оно возможно только при подъеме груза и стрелы в соответствии с грузовой характеристикой крана; механизм вращения платформы имеет дополнительный реверс.
С 1960 г. в стране начато производство кранов К.-61 (см. рис. 92) грузоподъемностью 6 т, которые в дальнейшем заменят собою.автокраны К-51.
Транспортирование крана по железной дороге производится без разборки.
Кран К-52 дизель-электрический (см. рис. 92), грузоподъемностью до 5 г, с электрическим индивидуальным приводом механизмов, смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-200 и оснащен крюком и грейфером емкостью 0,5 м3. От крана К-51 он отличается типом привода, величинами некоторых скоростей и габаритными размерами.
Рис. 94. Кинематические схемы механизмов крана К-52
а — главная, подъемная лебедка; б — грейферная лебедка; в — стрелоподъемная лебедка; г — механизм вращения платформы; д — редуктор отбора мощности; 1— электродвигатели; 2 — генератор
Кинематическая схема механизмов крана приведена на рис. 94.
Крав оборудован стрелой длиной 7,5 м. При помощи вставки длиной 4,5 м стрела может быть удлинена до 12 м. Кран К-52 оборудован грейферной лебедкой и выносными опорами.
Кран может передвигаться с грузом весом до 2 г на вылете до 5 м при 7,5-метровой стреле, направленной в сторону, противоположную радиатору, со скоростью до 5 км/час.
Торможение груза и стрелы при спуске производится работающим электродвигателем.
ц Кран вписывается в габарит 1-Т и может транспортироваться по железной дороге на платформе грузоподъемностью 25 т. Кран может вписываться и в габарит 01-Т при опускании поддерживающей стойки портала и подъеме основания стрелы.
Дизель-электрический кран ДЭК-51 (см. рис. 92) имеет аналогичную грузовую характеристику и близкие параметры с дизельным краном К-51. Кран ДЭК-51 смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-200 и оснащен крюком и грейфером.
Отличительной особенностью крана ДЭК-51 является индивидуальный электрический привод всех механизмов крана.
Кинематическую схему механизмов крана ДЭК-51 см. на рис. 95.
Рис. 95. Кинематические схемы механизмов крана ДЭК-51
а — главная лебедка; б — механизм вращения платформы; в, г—приводные механизмы генератора, 1 —электродвигатель; 2 — барабан грузовой лебедки; 3 — барабан стрелоподъемной лебедки; 4 — дизель ЯАЗ-204; 5 — генератор
Кран К-104 дизель-электрический (рис. 96), грузоподъемностью до 10 т, смонтирован на шасси автомобиля ЯАЗ-210, оснащен крюком и грейфером емкостью 1,5 ж3.
Все механизмы крана приводятся в движение индивидуальными электродвигателями трехфазного тока напряжением 380 в, питаемыми или от генератора, установленного на кране, или от внешней сети.
Рио. 96. Автомобильный кран К-104
Кинематическая схема механизмов крана приведена на рис. 97.
Генератор MCA 73/4A мощностью 30 ква, п=\ 500 об/мин получает вращение от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.
Регулирование рабочих скоростей механизмов производится контроллерами при помощи сопротивлений, а также посредством изменения частоты переменного тока. Изменение скорости вращения вала генератора осуществляется акселератором, а также при помощи коробки передач автомобиля.
Кран состоит из двух основных частей: поворотной и ходовой.
На поворотной части размещены: главная и вспомогательная лебедки, механизм подъема стрелы, механизм вращения платформы, стрела с крюковой обоймой, поддерживающая стойка, кабина крановщика с пультом управления, защитной панелью и пускорегулирующими контроллерами.
Рис. 97. Кинематические схемы механизмов’ крана К-104
а — главная подъемная лебедка; б — грейферная лебедка; в — стрелоподъ-емная лебедка; г — механизм вращения платформы
Ходовая часть крана состоит из автомобильного шасси ЯАЗ-210, неповоротной рамы с выносными опорами, стабилизаторов рессорных подвесок, опор-но-позоротного устройства, генератора MCA 73/4A, компаундирующего устройства, пакетного переключателя и установочных автоматов.
Торможение груза и стрелы призводится работающим электродвигателем.
Кран снабжен стрелой длиной 10 м, которая с помощью вставки может быть удлинена до 18 м.
При работе крана возможно совмещение до трех (любых) движений.
2) Технические характеристики кранов, данные об их производительности и о транспортных средствах для их перевозки
В табл. 96 приведены технические характеристики автомобильных кранов, а в табл. 97 некоторые показатели их производительности.
Таблица 96
Техническая характеристика автомобильных кранов
Таблица 97
Производительность автомобильных кранов в циклах
Для перевозки автомобильных кранов по железной дороге необходимы платформы грузоподъемности, указанной в табл. 98.
Таблица 98
Железнодорожные платформы, необходимые для перевозки автомобильных кранов
Все автомобильные краны перевозятся в собранном виде и вписываются в габарит 1-Т.
График изменения себестоимости машино-смен автомобильных кранов см. на рис. 109.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобильные краны: назначение, описание"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы