Краны на тракторе — трубоукладчики и монтажные — применяются на укладке трубопроводов, на погрузочно-разгрузочных работах и на монтаже технологического оборудования при строительстве газо-нефтепроводов.
Основным назначением кранов-трубоукладчиков является укладка плетей трубопроводов в траншеи. Работа ведется одновременно тремя кранами: два осуществляют непосредственную укладку, а третий удерживает неукла-дываемый участок трубопровода от падения в траншею. Краны-трубоукладчики используются также для поддерживания трубопроводов в процессах сварки, очистки и изоляции труб.
Краны трубоукладчики ТЛ-3 и ТЛ-4 предназначены для ведения монтажных работ при строительстве трубопроводов диаметром до 530 мм. Кран ТЛ-4 отличается от крана ТЛ-3 конструкцией противовеса (передвижной вместо стационарного), что значительно увеличивает устойчивость машины.
Кран-трубоукладчик Т-1530 предназначен для производства работ при строительстве трубопроводов диаметром до 820 мм.
Кран МК-1 используется главным образом на погрузочно-разгрузочных работах, а также на монтаже двухэтажных жилых и одноэтажных промышленных зданий.
Базовой машиной для всех кранов-трубоукладчиков является трактор С-80 (со снятой кабиной, с частичным изменением конструкции сиденья машиниста и площадки управления и с изменениями в ходовой части трактора).
Транспортирование кранов на небольшие расстояния (до 20 км) производится собственным ходом; при перемещении кранов на расстояние свыше 4—5 км снимается противовес, который перевозится на автомашине. На расстоянии свыше 20 км краны-трубоукладчики транспортируются на большегрузных прицепах.
1) Описание кранов
Краны-трубоукладчики ТЛ-3 и ТЛ-4 (рис. 242 и 243) дизельные, грузоподъемностью от 3 до 10 г, на вылете стрелы от 4,5 до 1 ж, с высотой подъема крюка от 1,5 до 4,3 м. Каждый кран имеет стрелу, верхнюю раму и два противовеса. Сварная стрела длиной 5 м коробчатого . сечения и А-образной формы шарнирно закреплена на раме тележки трактора; верхняя рама закреплена на ходовой раме; противовес из чугунных плит или из металлических ящиков, заполняемых балластом, крепится к ходовой и верхней рамам (кран ТЛ-3); цилиндрический противовес (кран ТЛ-4) передвигается на роликах по консоли.
Кинематические схемы механизмов кранов показаны на рис. 244 и 245. Каждый из кранов имеет двухбарабанную лебедку подъема груза и стрелы, а кран ТЛ-4, кроме того, и лебедку контргруза.
Торможение яри опускании груза и стрелы — механическое, осуществляется ленточными тормозами закрытого типа.
В ходовой части трактора (вместо балансирной поперечной рессоры с двумя малыми дополнительными рессорами) установлена металлическая балка, которая в передней части скрепляет рамы тележек гусеничного хода с лонжеронами трактора, обеспечивая тем самым их жесткую связь.
Рис. 242. Кран-трубоукладчик
Рис. 243. Кран-трубоукладчик ТЛ-4
Рис. 244. Кинематические схемы механизмов крана-трубоукладчика ТЛ-3
1 — лебедка подъема стрелы и груза; 2 — редуктор цилиндрический; 3 — цепная передача; 4 — вал отбора мощности трактора
Рис. 245. Кинематические схемы механизмов крана-трубоукладчика ТЛ-4
1 — лебедка контргруза; 2 — цепная передача; 3 — лебедка подъема стрелы и груза; 4 — редуктор цилиндрический; 5 — цепкая передача; 6 — вал отбора мощности трактора; 7 — контргруз
Рис. 246. Кран-трубоукладчик Т-1530
1 — стрела; 2 – лебедка подъема стрелы и груза; 3 — противовес; 4 – гидропривод противовеса; 5 – трактор
Краны снабжены указателями грузоподъемности при различных вылетах стрел.
Управление всеми механизмами кранов рычажное.
Кран-трубоукладчик Т-15-30 (рис. 246) дизельный, грузоподъемностью от 6 до 15 г на вылете стрелы от 5 до 1 м; имеет сварную А-образную стрелу коробчатого сечения длиной 6,9 м и подъемную швеллерную раму с передвижным противовесом.
В конструкцию трактора С-80 внесены следующие изменения: гусеничный ход трактора удлинен на 815 мм; с каждой стороны его установлено дополнительно по три опорных катка и по шесть башмаков-траков; удлинены рамы тележки с соответствующей перестановкой натяжного колеса и удлинением штока натяжного устройства; ширина гусеничной ленты увеличена с 500 до 670 мм; вместо рессорной подвески и поворотных устройств создана жесткая рама гусеничного хода.
Рис. 247. Кинематические схемы механизмов крана-трубоукладчика Т-15-30
1 — лебедка подъема стрелы и груза; 2 — редуктор цилиндрический; 3 — цепная передача; 4 — вал отбора мощности трактора; 5 — привод к гидронасосу Л1Ф-
Кинематические схемы механизмов крана показаны на рис. 247.
Кран имеет двухбарабанную лебедку подъема груза и стрелы с приводом от дизеля КДМ-46.
Механизм подъема и опускания рамы противовеса приводится от лопастного насоса двойного действия Л1Ф-35; подъем и опускание чугунного противовеса производятся (по вертикальной раме) при помощи цепной передачи.
Тормоза лебедки подъема груза и стрелы — механические, ленточного типа.
Управление механизмами крана — рычажное.
Стреловой монтажный кран МК-1 (рис. 248) дизель-электрический, грузоподъемностью до 8 т, предназначен для монтажных, погрузоч-но-разгрузочных и трубоукладочных работ.
Кран смонтирован на гусеничном тракторе С-80, в конструкцию которого внесены следующие изменения: исключена балансирная поперечная рессора с двумя малыми дополнительными рессорами, увеличен диаметр натяжного колеса, брезентовая крыша кабины заменена железной, остекленной.
Основанием крана является неповоротная рама в виде портала, соединенная с тележками ходовой части трактора. К передней полукруглой части поворотной рамы подвешена стрела. Все узлы и механизмы крана, за исключением механизма поворота, смонтированы в хвостовой части поворотной платформы.
Кинематические схемы механизмов крана показаны на рис. 249.
Отбор мощности на генератор осуществляется непосредственно от двигателя трактора, что позволяет производить работу краном как при движении, так и при стоянке машины. Привод всех механизмов крана производится от индивидуальных электродвигателей переменного тока. Кран может работать также от внешней электросети.
Рис. 248. Монтажный кран;МК-1 (МКТ-6)
1 — стрела; 2 — поворотная рама; 3 — неповоротная рама; 4 — лебедка подъема груза и стрелы; 5 — трактор
Управление механизмами поворота и подъема стрелы — кнопочное, подъема груза —- контроллерное. Управление возможно с выносного пульта.
Кран имеет две стрелы: основную длиной 6 ж и дополнительную 12-метровую (за счет удлинения основной с помощью вставок). Удлиненная стрела может быть оснащена 3-метровым гуськом.
Лебедка подъема груза и стрелы — двухвальная, двухбарабанная.
Краны типа МК-1 выпускаются также под маркой МКТ-6. На этих кранах в отличие от кранов МК-1 установлены ограничители грузоподъемности.
Рис. 249. Кинематические схемы механизмов крана МК-1 (МКТ-6)
а — лебедка подъема груза и стрелы; б — механизм поворота стрелы; 1 — барабан подъема груза; 2 — барабан подъема стрелы
Транспортировка крана по железной дороге производится на двух 20-тон-яых платформах; кран вписывается в железнодорожный габарит 1-Т.
Графики изменения себестоимости машино-смен кранов приведены на рис. 250.
Рис. 250. График изменения себестоимости машино-смены монтажных кранов и кранов-трубоукладчиков МК-1 (МКТ-6), ТЛ-3, ТЛ-4, Т-15-30
2) Технические характеристики кранов, сведения об их производительности и о транспортных средствах для перевозки кранов
Некоторые технико-экономические показатели работы комплекса машин, состоящего из трех любых трубоукладчиков; ТЛ-3, ТЛ-4 или Т-15-30 при укладкр трубопроводов приводятся в табл. 155, а состав обслуживающего комплект машин персонала дан в табл. 156.
Таблица 154
Техническая характеристика кранов на тракторе С-80
Таблица 155
Технико-экономические показатели работы комплекта машин (3 крана-трубоукладчика) при укладке трубопроводов
Таблица 156
Состав персонала, обслуживающего комплект машин из трех кранов-трубоукладчиков
Таблица 157
Транспортные средства, потребные для перевозок монтажных гусеничных кранов и кранов-трубоукладчиков
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Краны на тракторе С-80"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы