1) Назначение и описание кранов
Краны на специальном шасси выпущены, как в виде универсальных кранов-экскаваторов (Э-255 и Э-258), имеющих экскавационное и крановое сменное рабочее оборудование, так и в специальном исполнения с крюком и грейфером (К-102, К-252).
Краны с короткими стрелами, оснащенные крюком или грейфером, применяются для погрузочно-разгрузочных работ со штучными, сыпучими и мелкокусковыми грузами. Краны с удлиненными стрелами и гуськами применяются для монтажных работ в промышленном и гражданском строительстве.
Кран на специальном шасси отличается от автомобильного крана конструкцией ходовой части, которая выполнена в виде мощной специальной рамы на пневмоколесном ходу. Для увеличения устойчивости и грузоподъемности эти краны снабжаются выносными опорами.
Краны на специальном шасси имеют четыре рабочих движения: подъем груза, вращение стрелы, передвижение крана, подъем и опускание стрелы с грузом.
Управление кранами Э-255, Э-258 и К-102 производится одним машинистом; кран К-252 при работе обслуживают машинист и его помощник.
Переброска крана производится самоходом, на большегрузном прицепе или на железнодорожной платформе.
Кран-экскаватор Э-255 (рис. 98) дизельный, полноповоротный, грузоподъемностью до 5 г, оснащен крюком и грейфером емкостью 0,35 м3.
Кинематическая схема механизмов крана приведена на рис. 99.
На валу главной лебедки находятся грузовой барабан и барабан для работы с грейфером или с гуськом.
Привод всех механизмов осуществляется от дизеля Д-54.
При перегрузочных работах подъем стрелы осуществляется включением фрикционной муфты; опускание груза и стрелы производятся на механических тормозах или работающим двигателем. При монтажных работах (с удлиненной стрелой) привод стрелоподъемного барабана осуществляется через червячную передачу и дополнительный реверс.
Ходовой частью крана служит специальная двухосная тележка на пневматических колесах с обеими ведущими осями. Передний мост с управляемыми колесами — специальный, укреплен на рессорах, выключаемых при работе с помощью винтовых домкратов. Задний мост (стандартный, от автомобиля ЯАЗ-210) укреплен на ходовой раме жестко.
Кран имеет стрелы: основную длиной 8 ж и удлиненные 12, 15 и 18 м. Стрела 18 м оснащается гуськом длиной 5 м.
Управление основнбши механизмами — рычажное, а тормозами ходовых колес, поворотом колес и коробкой скоростей тележки — гидравлическое.
Рис. 98. Кран-экскаватор Э-255 (Э-258)
В скобках даны размеры крана-экскаватора Э-258
а — график крана-экскаватора Э-255; б — то же, крана-экскаватора Э-258
На кране возможно совмещать два рабочих движения. Реверсивное устройство трансмиссионного вала обслуживает механизмы вращения платформы и передвижения крана, вследствие чего совмещение их работы исключено.
При транспортировании крана-экскаватора по железной дороге снимается только решетчатая стрела.
Рис. 99. Кинематические схемы механизмов крана-экскаватора Э-255
1 — грузовой барабан; 2 — барабан для работы с грейфером или гуськом; 3 — стрелй-подъемный барабан; 4 — главный реверс; 5 — дизель Д-54
Кран-экскаватор Э-258 (см. рис. 98).дизельный, полноповоротный, грузоподъемностью 5 т, оснащен крюком и грейфером емкостью 0,25 ж3. Кинематические схемы механизмов крана приведены на рис. 100. На платформе крана расположены грузовая, грейферная и стрелоподъемная лебедки. Последняя выполнена с червячной передачей. Привод всех механизмов осуществляется от дизеля Д-35. Торможение груза при спуске может производиться механическими тормозами и работающим двигателем; опускание стрелы — на режиме двигателя через реверсивный и поворотный механизмы.
Ходовой частью крана служит специальная тележка на пневматических колесах с двумя ведущими осями. Задний мост — стандартный от автомобиля ЯАЗ-210, укреплен на ходовой раме жестко, передний мост — специальный с двумя колесами, укреплен на рессорах, выключаемых при работе с помощью винтовых домкратов.
Кран имеет коробчатую универсальную стрелу длиной 6,5 ж и решетчатую стрелу 7,5 ж, удлиняемую до 12 и 15 ж. Стрела 15 ж оснащается гуськом длиной 5 м.
Управление основными механизмами — рычажное, тормозами ходовых колес и поворотом передних колес — пневматическое.
На кране возможно совмещать до двух рабочих движений.
Реверсивное устройство трансмиссионного вала обслуживает механизмы вращения платформы, передвижения крана и стрелоподъемную лебедку, вследствие чего совмещение их работы исключено.
Рис. 100. Кинематические схемы механизмов крана-экскаватора Э-258
1 — грузовой барабан; 2 — грейферный барабан; 3 — стрелоподъемный барабан; 4 — главный реверс; 5 — рулевой механизм; 6 — коробка скоростей механизма передвижения; 7 — реверс грузового барабана; 8 — дизель Д-35
Транспортирование крана по железной дороге производится без разборки при снятой стреле.
Кран-экскаватор Э-302 (рис. 101) полноповоротный, дизельный, имеет грузоподъемность 5 т, снабжается крюком и грейфером емкостью 0,35 ж3.
Поворотная платформа крана-экскаватора Э-302 и сменное крановое оборудование унифицированы с оборудованием гусеничного крана-экскаватора Э-303.
Ходовая часть крана Э-302 (двухосная специальная тележка) имеет сварную раму, опирающуюся на передний и задний ведущие мосты автомобильного типа. Задний мост (с четырьмя баллонами) жестко присоединен к раме. Передний мост имеет два баллона и снабжен балансирной подвеской.
Передние колеса (поворотные) соединены между собой рычагами с тягой. Поворот колес производится гидравлическим цилиндром по безнасосной системе.
Рис. 101. Кран-экскаватор Э-302
Фиксирование положения переднего моста при работе крюком поперек хода с предельными (по весу) грузами или на больших вылетах стрелы, а также при работе с грейфером осуществляется с помощью винтовых стабилизаторов Полуоси мостов крана аналогичны полуосям автомобилей МАЗ-200 или МАЗ-205.
Конструкция ходовой части крана-экскаватора Э-302, за исключением ба-лансирной подвески переднего моста, унифицирована с конструкцией ходовой части кранов-экскаваторов Э-301 и Э-353. Кинематическая схема механизмов крана-экскаватора Э-302 приведена на рис. 102.
Рис. 102. Кинематические схемы механизмов крана-экскаватора Э-302
1 — дизель Д-38; 2 — грузовой барабан; 3 — грейферный барабан; 4 — стрелоподъемны барабан
На кране возможно совмещение двух рабочих движений аналогично гусеничному крану-экскаватору Э-303.
Кран по железной дороге перевозится в собранном виде на 20-тонной платформе при снятой стреле.
Кран буксируется автомобилями типа ЯАЗ-210, МАЗ-205 и другими машинами такой же мощности (в зависимости от дорожных условий) с помощью дышла, которое связано системой рычагов и тяг с рулевой сошкой.
Кран-экскаватор Э-656 (рис. 103) полноповоротный, дизельный, грузоподъемностью до 10 г, снабжается крюком и грейфером емкостью 0,5 м3.
Кинематические схемы механизмов крана-экскаватора Э-616 приведены на рис. 104.
Привод механизмов осуществляется от дизеля КДМ-46 (КДМ-100). Поворотные платформы и рабочее оборудование кранов-экскаваторов Э-656 и Э-652 унифицированы.
Ходовая часть крана Э-656 состоит из сварной рамы, двух ведущих пнев-моколесных мостов с блокирующими дифференциалами.
Для управления поворотам колес использовано рулевое управление автомобильного типа с пневматическими сервоусилителями.
Рис. 103. Кран-экскаватор Э-656
Торможение груза и стрелы производится работающим двигателем.
Управление механизмами крана — пневматическое.
Кран оборудуется стрелами длиной 10 и 20 м.
На кране предусмотрены независимое управление стрелоподъемной лебедкой и пониженные скорости изменения вылета стрелы за счет применения дополнительного шестеренно-червячного реверса стрелы. Небольшие скорости поворота и передвижения крана получаются путем увеличения передаточного отношения двухскоростного редуктора поворотного механизма.
Рис. 104. Кинематические схемы механизмов крана Э-656
1 — двигатель; 2 — фрикцион; 3 — грузовой барабан; 4 — грейферный барабан; 5 — обгонная муфта; 6 — стрелоподъемный барабан
При работе крана возможно совмещение следующих движений:
а) подъема (опускания) груза с поворотом;
б) подъема (опускания) груза с передвижением крана;
в) изменения вылета стрелы с ее поворотом;
г) изменения вылета стрелы с передвижением крана.
Для предотвращения запрокидывания стрелы на малых вылетах имеется телескопический упор.
По железной дороге кран перевозится со снятой стрелой в собранном виде.
Кран буксируется автомобилем ЯАЗ-210 или МАЗ-205.
Кран К-102 (рис. 105) дизельный, полноповоротный, грузоподъемностью до 10 т, оснащен крюком и грейфером емкостью 1,5 мг.
Кинематические схемы механизмов крана показаны на рис. 106. На валу главной лебедки находятся грузовой и грейферный барабаны. Стрелоподъем-ная лебедка выполнена с червячной передачей.
Рис. 105. Кран пиевмоколесный на специальном шасси К-102
Привод всех механизмов производится от дизеля КДМ-46 (КДМ-100). Торможение груза может производиться механическими тормозами или ра- • ботающим двигателем; опускание стрелы — работающим двигателем.
Ходовой частью крана служит специальная трехосная тележка на пневматических колесах. Две задние оси — приводные; передняя ось с поворотными колесами — неприводная.
Кран работает без применения выносных опор. Передняя ось крана шарнирно прикреплена к его раме; задние колеса соединены балансирами, жестко связанными с ходовой рамой. При работе шарнирное соединение передней оси крана с рамой выключается при помощи винтовых домкратов.
Рис. 106. Кинематические схемы механизмов крана К-102
1— грузовой барабан; 2 — грейферный барабан; 3 — стрелополъемный барабан; 4 — дизель КДМ-46
Кран имеет основную стрелу длиной 10 м и удлиненную—18 м, оснащаемую гуськом длиной 2,2 м.
Управление основными механизмами — рычажное, поворотом передних колес и тормозами ходовой части — гидравлическое.
На кране возможно совмещение двух рабочих движений: подъем (опускание) груза с подъемом (опусканием) стрелы, в соответствии с грузовой характеристикой крана.
Реверсивное устройство трансмиссионного вала обслуживает механизм вращения платформы и стрелоподъемную лебедку, вследствие чего совмещение их исключено.
Поворотные платформы, механизмы и сменное рабочее оборудование’ крана К-102 и железнодорожного крана К-103 — унифицированы.
Транспортирование крана по железной дороге производится с частичной разборкой и снятием решетчатой стрелы .
Рис. 107. Кран пневмоколесный на специальном шасси К-252
Кран К-252 (рис. 107) полноповоротный с дизель-электрическим приводом постоянного тока, грузоподъемностью до 25 т, оснащается основным и вспомогательным крюками.
При подъеме грузов весом свыше 11 г кран устанавливается на выносные опоры.
Кинематические схемы механизмов крана приведены на рис. 108.
Рис. 108. Кинематические схемы механизмов крана К-252
а — дизель-электрическая установка; б — грузовая лебедка (главная); в —грузовая лебедка (вспомогательная); г — стрелоподъемная лебедка; д — механизм вращения платформы; е — механизм передвижения крака; 1 — генератор постоянного тока ПН-290; 2 — то же, ПН-550; 3 — то же, ПН-285; 4 — дизель 1Д6; 5,6,7— электродвигатели
На платформе установлены главная, вспомогательная и стрелоподъемная лебедки, а также дизель-электрическая установка с приводом от дизеля 1Д6. Привод всех механизмов — индивидуальный от электродвигателей постоянного тока, питаемых генераторами ПН дизель-электрической установки.
Торможение груза и стрелы производится работающим двигателем.
Ходовой частью крана служит специальная трехосная тележка на пневматических колесах. Две задние оси — приводные, каждая от отдельного двигателя; передняя (неприводная) ось —с поворотными колесами, шарнирно прикреплена к раме и при работе фиксируется винтовыми домкратами; задние оси соединены посредством балансиров с ходовой рамой.
Кран имеет стрелы: основную решетчатую длиной 15 м и удлиненную 25 м оснащаемую 5-метровым гуськом.
Управление механизмами — электрическое (кнопки и два командо-кон-троллера), а разворотом колес и тормозом механизма передвижения —гидравлическое.
На кране возможно совмещение до трех (любых) рабочих движений. Транспортирование крана по железной дороге производится с частичной разборкой и снятием решетчатой стрелы.
В собранном виде кран может буксироваться автомобилем ЯАЗ-210.
2) Технические характеристики кранов, данные об их производительности и о транспортных средствах для их перевозки
В табл. 99 и 100 приведены технические характеристики кранов на специальном пневмоколесном шасси; в табл. 101, 102 и 103 — данные по их производительности, монтажу (демонтажу) и составу рабочих бригад для этой цели, а в табл. 104 сведения о транспортных средствах, необходимых для перевозки кранов.
График изменения себестоимости машино-смен кранов приведен на рис. 109.
Рис. 109. График изменения себестоимости машино-смены автомобильных и пневмоколеспых (кранов-экскаваторов и на специальном шасси) кранов
7-К-32, ЛАЗ-690, „Блейхерт”, КТС-3; 2 — АК-5г, К-51 (К-61), ДЭК-51, К-52, Э-255, Э-258, Э-302 и Э-655; 3 — К-104, К-102; 4 — К-252
Таблица 99
Техническая характеристика пневмоколесных кранов-экскаваторов
Таблица 100
Техническая характеристика пневмоколесных кранов на специальном шасси
Таблица 101
Производительность некоторых пневмоколесных кранов-экскаваторов в циклах
Таблица 102
Трудоемкость и стоимость монтажа и демонтажа пневмоколесных кранов
Примечание. В объем работ по монтажу и демонтажу входят только установка и снятие стрелы крана.
Таблица 103
Составы бригад рабочих, необходимых для монтажа и демонтажа пневмоколесных кранов и кранов-экскаваторов
Таблица 104
Транспортные средства, необходимые для перевозок пневмоколесных кранов и кранов-экскаваторов
При транспортировании по железной дороге все краны вписываются в габарит 1-Т. Все краны-экскаваторы и кран К-102 могут перевозиться на прицепе к автомобилю МАЗ-200, а кран К-252 — автомобилю ЯАЗ-210.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Краны на специальном шасси"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы