Башенные краны являются одним из наиболее распространенных типов грузоподъемных машин, применяемых в гражданском и промышленном строительстве. Кран состоит из опорной конструкции, башни, стрелы, противовесной консоли, опорно-поворотного устройства, кабины с приборами управления, грузового и стрелового полиспастов, различных механизмов (подъема груза, поворота и изменения вылета стрелы, передвижения крана).
Перемещение кранов осуществляется в основном по рельсовым путям. Энергопитание башенных кранов осуществляется от сети переменного тока, управление — одним машинистом.
Преимущества башенных кранов по сравнению с кранами других типов следующие: расположение крановых стрел на большой высоте, вследствие чего они не пересекают конструкции монтируемого объекта; возможность обслуживания с одной стоянки одного или нескольких монтируемых объектов (пролетов), а также сборочно-складских площадок; простота перемещения кранов по подкрановым путям; хороший обзор крановщиком монтажной зоны. Башенные краны отличаются простотой и надежностью в эксплуатации.
К числу недостатков многих моделей башенных кранов относятся значительная продолжительность и высокая трудоемкость монтажа, демонтажа, перебазировки кранов и устройства подкрановых путей. Единовременные затраты на эти операции достигают 30—40% общей стоимости эксплуатации кранов. В новых моделях кранов предусмотрен ряд конструктивных решений (блочный монтаж, самоподъем и др.), снижающих эксплуатационные расходы и сроки подготовки^ машин к работе.
В настоящее время осваиваются башенные краны единого унифицированного ряда серии КБ. Модели КБ-16, КБ-60, КБ-100.0, КБ-100.1, КБ-100.ОМ, КБ-160, КБ-160.1/М, КБ-160.2 и КБ-160.4 выпускаются серийно.
многообразие известных моделей башенных кранов с точки зрения их оуктивных решений и связанных с ними технологических возможностей КОНСльзования кранов в строительном производстве характеризуется следующими испо ши четЫрЬМЯ группами факторов (рис. 119): 1) характером изменения °СН°оподьемности и высоты подъема крюка в зависимости от вылета стрелы; конструкцией кранового строения; 3) способом передвижения кранов; 4) методом их монтажа и демонтажа.
Для удобства выбора крана все 71 модель разделены по грузоподъемности 3 группы: 1) краны грузоподъемностью до 5 т с грузовым моментом до 150 тм 2) краны грузоподъемностью 7—10 т с грузовым моментом до 110 тм\ 3) краны узоподъемностыо 20—75 г с грузовым моментом до 1425 тм.
Башенные краны грузоподъемностью 1,5—5 т
Группа башенных кранов грузоподъемностью от 1,5 до 5 т является наиболее многочисленной, поскольку до недавнего времени эти краны в основном обеспечивали выполнение монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в жилищно-гражданском строительстве и в ряде отраслей промышленного строительства. С ростом индустриализации строительства и увеличением веса и размеров монтажных элементов область применения этих кранов значительно сузилась. Они применяются в сельскохозяйственных и некоторых видах жилищно-гражданского строительства.
В данную группу входит значительное количество кранов, у которых грузоподъемность и высота подъема крюка при изменении вылета стрелы изменяются плавно (модели БКСМ-5, КБ-60, БК-215, БКСМ-5М, С-390, БК-3, СБК-1М и др.). Краны БКСМ-5-5А, М-3-5-5, БКСМ-5-10, М-3-5-10, БКСМ-14, БКСМ- 14М имеют постоянную высоту подъема крюка; стрелы их могут устанавливаться также под углом с закреплением грузовой тележки; при этом вылет стрелы остается постоянным.
Характер кранового строения у моделей данной группы также весьма разнообразен: имеются краны с горизонтальной стрелой и одной грузовой тележкой (модели БКСМ-5-5А, БКСМ-14, БКСМ-14М и др.); краны с подъемной маневровой стрелой (с механическим изменением вылета; модели БКСМ-5, БК-215, КБ-60, КБ-100.0, С-390 и др); краны с неманевровой стрелой (с установочным изменением вылета; модели БКСМ-1М, БКСМ-4М и др.). Краны грузоподъемностью 1,5—5 т имеют стрелы решетчатой конструкции.
Большинство ранее выпущенных моделей кранов этой группы имеют неповоротную башню с верхним расположением противовеса. Более прогрессивными являются краны с поворотной башней (модели БК-215, С-390, БК-370, МСК-5-20, все краны серии КБ и др.). Противовес у них расположен в нижней части. Краны этой группы, за исключением крана БКСМ-14П, не имеют портала, обеспечивающего пропуск железнодорожного состава. Переменную высоту (за счет телескопической конструкции башни) имеют краны БКСМ-5-10 и БКСМ-14М. У большинства кранов решетчатая конструкция башни; сплошная трубчатая башня — только у кранов МБТК-80, КБ-100.1.
Краны данной группы являются самоходными и перемещаются по двух-рельсовым путям на четырехопорных ходовых тележках. Кран БГК-3/5 установлен на ходовую тележку с гусеничным ходом. Ряд кранов на гусеничном ходу имеет башенно-стреловое исполнение. Имеются также автомобильные краны с башней и пневмоколесные краны башенно-стрелового исполнения *.
Большинство ранее выпущенных кранов грузоподъемностью 1,5—5 т являются несамомонтирующимися и перевозятся с полной пли частичной разборкой (БКСМ-5, М-3-5-10, БКСМ-14 и др.). Самомонтирующиеся краны последних выпусков (БК-215, МСК-5-20, МБТК-80, КБ-60, КБ-100.0 и др.) перевозятся полностью собранными либо с частичной разборкой.
Грузовой момент кранов 7,5—150 тм, высота подъема крюка — до 54,5 м. Ширина колеи этих кранов составляет от 2,5 до 8 м.
У башенных кранов М-3-5-5 и КТС-3-5 высота подъема крюка постоянна и №21 м. При поднятой стреле с вылетом 16 м высота подъема крюка крана.
У крана БКСМ-5-5А высота подъема крюка при поднятой стреле г вылетом 11 м равна 39 м.
У крана Т-223 высота подъема крюка при поднятой стреле с вылетом 10 м равна 60 м.
Башенные краны грузоподъемностью 7—10 т
Группа башенных кранов грузоподъемностью 7—10 т наиболее широко используется в жилищно-гражданском строительстве. Ряд моделей кранов этой группы находит применение при монтаже унифицированных секций промышленных цехов, многоэтажных зданий заводов
радиотехнической, электронной и других отраслей промышленности, а также при строительстве отдельно стоящих специальных сооружений крупных промышленных комплексов. Краны этой группы включают также в комплекты вместе с кранами большой грузоподъемности (25—75 г) и используют в качестве специализированных машии для монтажа относительно легких ограждающих и других конструкций промышленных сооружений, где применение тяжелых кранов экономически нецелесообразно. Широкое применение получили эти краны и на погрузочно-разгрузочных работах.
Характер изменения грузоподъемности и высоты подъема крюка в зависимости от вылета стрелы у кранов этой группы отличается значительным разнообразием. Так, например, у кранов М-3-5-5Г1, БТК-100 грузоподъемность и высота подъема изменяются плавно; у кранов БТК-5/8, КТС-5-10Р грузоподъемность изменяется ступенями при постоянной высоте подъема крюка; краны МСК-7,5/20, БКСМ-5-5Б, КБ-160, МСК-8-20, КБ-160-1/М имеют постоянную грузоподъемность.
По характеру кранового строения модели данной группы можно разделить на краны с горизонтальной стрелой и грузовой тележкой (БТК-5/8, КТС-5-10Р, БКСМ-5-5Б, БКСМ-8-5) и на краны с подъемной маневровой стрелой (МБТК-75, БТК-100 и др.). Конструкция стрелы решетчатая.
Краны БТК-5/8, МБТК-75, БТК-100, КБ-160-1/М отличаются наличием поворотной башни сплошной трубчатой конструкции и нижним расположением противовеса; модели МСК-7,5/20, КБ-160, МСК-8/20 имеют поворотную решетчатую башню с нижним расположением противовеса. Все краны этой группы (за исключением модели М-3-5-5П) ие имеют портала, обеспечивающего пропуск железнодорожного состава.
Перемещаются краны самоходом по двухрельсовым путям на четырехопорных I тележках, кроме кранов БТК-ЮО и БТК-5/8, у которых тележки трехопорные.
Большинство кранов данной группы являются несамомонтирующимися, перевозятся с полной или частичной разборкой.
Грузовой момент кранов 84—110 тм; высота подъема крюка — до 65 м\ ши рина колеи 4,5—9 м.
Грузоподъемность крана БКСМ-8-5 постоянна при вылете стрелы от 4,5 до ’3,7 м (8 т) и при вылете стрелы от 13,7 до 22 м (5 т). Высота подъема крюка при поднятой стреле с вылетом 11 м составляет 39 м.
Башенный кран БТК-5/8 имеет постоянную грузоподъемность при вылете стрелы 4,5—18 м (8 т) и при вылете стрелы 18—30 м (5 т). Высота подъема крюка при поднятой стреле с вылетом 21 м составляет 54, 5 м.
Башенный кран КБ-160.2 может быть оснащен гуськом (КБ-160.4). Грузоподъемность крана с гуськом при вылете стрелы 13 м составлает 3 т, при вылете 25 м — 2 т; высота подъема крюка соответственно равна 66,5 и 59,5 м.
Выдвижная башня крана KTC-5-I0P может быть установлена по высоте в двух положениях. В первом положении башни высота подъема крюка при горизонтальном положении стрелы составляет 13 м; при установке стрелы под углом с вылетом 17,5 м высота подъема крюка составляет 26 м, грузоподъемность равна 5 т.
Во втором положении башни высота подъема крюка соответственно равна 20 и 28,5 м.
Кран М-3-5-5П может быть оснащен одноканатными грейферами для круглого веса и для инертных материалов. Конструкция портала крана обеспечивает про-Уск железнодорожного состава.
Башенные краны грузоподъемностью 20—75 т
Краны грузоподъемностью 20—75 т в большинстве случаев используются в качестве основных монтажных машин при возведении крупных промышленных объектов и специальных инженерных сооружений (доменных, мартеновских, конверторных цехов, ТЭЦ, градирен, цехов тяжелого машиностроения и др.).
Большая часть кранов этой группы отличаются комбинированным характером изменения грузоподъемности и высоты подъема крюка при изменении вылета стрелы. Краны оснащены подъемными маневровыми стрелами решетчатой конструкции. У некоторых моделей (БК-300, БК-1425 и др.) используются сменные стрелы различной длины, а также стрелы с гуськами длиной до 10 м.
Большинство моделей кранов данной группы имеет неповоротную башню решетчатой конструкции с верхним расположением противовеса; краны БК-1000
и БК-1425 имеют поворотную башню. Высота башен у кранов БК-25-48 (Т-1 Т-2, Т-3), БК-1425 может быть изменена путем использования унифицированных вставок (секций) башни. Порталов для пропуска железнодорожных составов у кранов данной группы (кроме модели БК-25-48) нет.
Ряд ранее выпущенных моделей кранов этой группы являются несамоходными (БК-25-48, БК-402 и др.). Краны БК-300, БК-1425, а также некоторые модернизированные модели кранов выпуска прежних лет установлены на самоходны» четырехопорные ходовые тележки, передвигающиеся по двух- и четырехрельсо-вым подкрановым путям. Все краны являются несамомонтнрующимися и перевозятся с полной разборкой.
Грузовой момент кранов 160—1425 тм\ высота подъема крюка до 90 м\ ширина колеи 5—10 м.
Силовая установка крана — дизель-мотор КДМ-46 мощностью 93 л. с. с числом оборотов 1000 об/мин-, генератор переменного тока СГ-60/6; общая установленная мощность электродвигателей 62,5 кет.
У крана КБГС-101М грузоподъемность постоянна: при вылете стрелы от 6,5 до 18 м —25 г; при вылете от 18 до 30 м — 13,5 т; при вылете от 30 до 40 ж — 10 т. Крап оборудован двумя грузовыми тележками. Грузы до 10 т поднимаются передней тележкой, грузы более 10 т — через траверсу обеими тележками.
Башенный кран БК-25-48 может быть использован в одном из трех исполнений (Т-1, Т-2, Т-3), отличающихся высотой башни. Вес крана соответственно равен: без балласта — 138,7; 147,1; 155,7 г; вес балласта на портале— 10 и 25 т (для 2-го и 3-го исполнений); на противовесе — 33,3 т (для всех исполнений); общий вес крана — 172; 190,4; 214 т.
Кран БК-900 представляет собой реконструированную модель крана БК-406А. Стрела крана может быть оснащена гуськом длиной 5 м с постоянной грузоподъемностью 8 т при вылете 15—45 м и высоте подъема крюка 43—85 м.
Стрела крана БК-1000 оснащена гуськом с постоянной груз0. лодъемностью 5 т при вылете от 20 до 50 м и высоте подъема вспомогательного крюка до 93 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Башенные краны сведения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы