Стреловые гусеничные краны широко применяются на строительно-монтажных работах. Краны с короткими стрелами, оснащенные крюком или грейфером, применяются для погрузочно-разгрузочных работ, краны с удлиненными стрелами и с гуськами —для монтажа конструкций промышленных и гражданских зданий и технологического оборудования. Мощные специальные монтажные краны грузоподъемностью 50—100 т во многих случаях стали заменять башенные кранй.
Большинство гусеничных кранов имеет поворотную платформу с силовой установкой, механизмами, кабиной, рабочим оборудованием — сменными стрелами с гуськами, крюками, грейферами. Поворотная платформа через опорно-поворотное устройство опирается на гусеничную ходовую часть.
Обычно гусеничные краны оснащены сменными стрелами различной длины с удлиняющими вставками и с гуськами. Значительная часть кранов изготовляется в виде универсальных экскаваторов-кранов со сменным экскаваторным и крановым оборудованием. Есть несколько моделей неповоротных кранов, смонтированных на тракторах.
В качестве силовой установки на кранах применяются, главным образом, двигатели внутреннего сгорания с дизель-механической или дизель-электрической системой привода. Часть кранов имеет одномоторный или многомоторный электрический привод с энергоснабжением от внешней сети.
Полноповоротные гусеничные краны имеют четыре рабочих движения: подъем груза (скорость для различных моделей составляет 0,12—32,4 м/мин), поворот стрелы (скорость 0,25—9 об/мин), передвижение крана с грузом (скорость 0,34— 10,1 км/ч) и изменение вылета стрелы с грузом. У большинства кранов допускается совмещение рабочих движений. Управление гусеничным краном производится одним машинистом, некоторыми тяжелыми экскаваторами-кранами — машинистом и его помощником.
Основное преимущество гусеничных кранов заключается в их высокой проходимости и маневренности в пределах строительной площадки. Эти краны не требуют для своего перемещения специальных путей и работают без выносных опор. Малое удельное давление (до 1,5 кг/см2 при движении с грузом) позволяет им работать без специальной подготовки площадки. Недостаток этих кранов — малая скорость передвижения. Перевозка их на дальние расстояния производится на железнодорожных платформах или трейлерах-тяжеловозах. Краны большой грузоподъемности (Э-2006, СКГ-30, Э-1254, Э-1003 и др.) необходимо частично демонтировать. Демонтаж и монтаж кранов требует лишних затрат времени и дополнительного оборудования.
Многообразие конструктивных и эксплуатационных показателей гусеничных кранов и связанных с ними технологических возможностей их использования характеризуется рядом факторов, основные из которых были рассмотрены в главе «Стреловые пневмоколесные краны».
Для удобства выбора крана все 58 моделей условно разделены по грузоподъемности на 3 группы:
1) краны грузоподъемностью 5—10 г с грузовым моментом от П,75 до 50 тм (23 модели);
2) краны грузоподъемностью 15—25 г с грузовым моментом от 54 до 137,5 тм (20 моделей);
3) краны грузоподъемностью 30— 100 т с грузовым моментом от 150 до 600 тм (15 моделей).
Гусеничные краны грузоподъемностью 5—10 т
Модели Э-252, Э-2510, Э-303, Э-304, Э-304А, Э-2511, Э-651, Э-652, Э-504 и Э-505 являются универсальными экскаваторамя-кранами; модели КТС-5Э, КТС-5, ТКЭ-58, ТК-53, МКТ-6 (МК-1) смонтированы на тракторах. Большинство кранов имеет плавное изменение грузоподъемности и высоты подъема крюка при изменении вылета стрелы. Исключение составляет кран МКТ-6 (МК-1), у которого при работе с гуськом грузоподъемность постоянна на всех вылетах.
Длина стрел у всех моделей кранов (за исключением КТС-5Э, КТС-5, ТКЭ-58) может изменяться с помощью вставок; некоторые краны оснащены сменными стрелами длиной 6,5—30 м с гуськами длиной 2,2; 3; 4; 5 и 26 м (башенно-стреловое исполнение крана СКГ-30/7,5).
Привод рабочих механизмов у кранов данной группы производится от двигателя внутреннего сгорания. Краны Э-504 и ПК-ЗМ имеют электрический привод с питанием от внешней сети. Большая часть кранов имеет механическую передачу на рабочие механизмы крана.
На большие расстояния краны транспортируются по железной дороге или на трейлерах в собранном виде.
Модель Э-352 выполнена на базе поворотной платформы и основных механизмов экскаватора-крана Э-257; предназначена для работы на слабых грунтах, допускающих удельное давление не более 0,2 кг/см2.
Гусеничные краны грузоподъемностью 15—25 т
У большинства кранов этой группы грузоподъемность и высота подъема крюка изменяются плавно. Исключение составляют краны Э-801, МКГ-20, СКГ-30/13, МКГ-25, у которых для некоторых стрел с гуськами грузоподъемность изменяется комбинированно. Все краны оснащаются сменными стрелами различной длины (от 11 до 32,5 м) и гуськами (кроме моделей Э-1003, Э-1003А, Э-1004, Э-1004А, К-201 и ДЭК-25Г, которые не имеют гуськов).
Привод механизмов v кранов данной группы дизель-механический (модели Э-10011, Э-1004, Э-756, Э-754, Э-801, Э-1004А, Э-1254, Э-1258, Э-1252) или дизель-мектрический (модели СКГ-30/13, МКГ-16, К-201, МКГ-20, ДЭК-25Г, МКГ-25, СКГ-25). Некоторые краны выпускаются в двух вариантах: с дизель-электрическим приводом и с электродвигателями, питающимися от внешней сети (соответственно модели Э-1004 и Э-1003, Э-1004А и Э- 1003А, Э-754 и Э-753, Э-1252 и Э-1251).
Перевозка кранов осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом. Со снятой стрелой большинство этих кранов вписывается в железнодорожный габарит 1В. Грузовой момент кранов 54—137,5 тм, высота подъема крюка — до 38,2 м.
Гусеничные краны грузоподъемностью 30—100 т
Все краны оснащены сменными стрелами различной длины и гуськами (кроме моделей СЭ-3, Э-2001, Э-2002, Э-2503).
Большая часть кранов этой группы имеет дизель-электрический привод механизмов; у кранов Э-2002, Э-2006 и Э-2508 привод дизель-механический; модели СЭ-3, Э-2001, Э-2503, Э-2501 имеют электропривод с питанием от внешней сети.
На большие расстояния краны перевозятся железнодорожным транспортом или на трайлерах-тяжеловозах в частично разобранном виде.
Грузовой момент кранов 150—600 тм; высота подъема крюка до 62,1 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сведения о стреловых гусеничных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы