Автомобили КамАЗ имеют некоторые особенности конструкции, в известной мере облегчающие пуск автомобилей и их прогрев после пуска при низких температурах. К этим особенностям относятся наличие: пускового подогревателя; электрофакельного подогревателя; автоматической муфты привода вентилятора; термостата с твердым наполнителем; отопителем кабины. Систе-. ма охлаждения двигателя КамАЗ заполняется в зимнее время ннзкозамерзающих охлаждающей жидкостью Тосол А.
На автомобилях КамАЗ .применяется пусковой подогреватель ПЖД-30, описанный выше.
Схема и устройство электрофакельного подогревателя «Термостарт» показаны на рис-81. Он предназначен для ускорения и облегчения пуска холодного двигателя при температурах воздуха не ниже —25 °С. Основу его устройства составляет электрофакельная свеча, которая устанавливается во всасываемом коллекторе двигателя. В корпусе свечи имеется нагревательный элемент в виде спирали. К нему через -входной штуцер, фильтр и жиклер, из системы питания двигателя поступает топливо. В нагревательной полости свечи топливо -с помощью нагревательной спирали воспламеняется. Факелы нагревательной свечи нагревают воздух, поступающий в цилиндры двигателя, что улучшает воспламенение рабочей смеси и облегчает пуск двигателя. Подача топлива осуществляется одновременно с включением стартера. Работой электрофакельного подогревателя при пуске управляет электрическая схема с электромагнитным клапаном.
Поддержанию нормального теплового режима работы двигателя (80—95 °С) способствует автоматический привод вентилятора, состоящий из гидромуфты и ее выключателя. При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 80° С включатель автоматически отключает вентилятор двигателя, а при повышении температуры до 80—90 °С вновь включает его. Нормализация теплового режима работы двигателя после пуска способствует уменьшению его пусковых износов.
На двигателях КамАЗ устанавливают термостаты с прямым ходом клапана и твердым наполнителем на месте водяных труб со стороны развала (рис. 82). Через него охлаждающая жидкость в зависимости от температуры поступает или в радиатор, или непосредственно в водяной насос. Во время работы двигателя при температуре охлаждающей жидкости до 70 °С основные клапаны термостата закрыты и водяная полость блока цилиндров отключена от радиатора (малый круг циркуляции). Во время работы по малому кругу циркуляции охлаждающая жидкость быстро нагревается. Когда температура охлаждающей жидкости достигнет значений выше 70 °С, основные клапаны термостата открываются, часть жидкости направляется в радиатор (по большому кругу). Основные клапаны открываются полностью при температуре 83±2°С. Одновременно закрываются перепускные клапаны, циркуляция по малому кругу прекращается. Поддержанию нормального температурного режима двигателя способствуют и жалюзи радиатора.
Рис. 82. Схема работы термостата: а — малый круг циркуляции: 1 и 12 — стойки; 2 и 15 — клапаны; 3 — баллон; 4 — активная масса; 5 — шайба; 6 и 7 — пружины; 8 — обойма; 9 —диафрагма; 10— буфер; 11 —втулка; 13 — шток; 14— 1 регулировочный винт; 16 — основание; б — большой круг циркуляции охлаждающей жидкости
Для улучшения микроклимата в кабине после пуска в систему охлаждения двигателя включен отопитель кабины. После пуска двигателя из его системы охлаждения горячая вода направляется в радиатор отопителя. Воздух через радиатор отопителя поступает в кабину под действием двух вентиляторов. Кроме кабины обогреваются лобовое стекло и стекла дверей. Тепловой поток отопителя может регулироваться с помощью крана и изменения частоты вращения вентиляторов.
Эффективность отопителя зависит от температуры жидкости в системе охлаждения двигателя — при температуре охлаждающей жидкости ниже 75 °С, работа отопителя мало эффективна.
Значительные затруднения возникают при органйзации хранения при низких температурах карьерных автосамосвалов. По данным М. В. Васильева, В. П. Смирнова, А. А. Кулешова, для карьерных автосамосвалов редко применяется способ хранения автосамосвалов в помещениях — этот способ применяется на предприятиях с числом автосамосвалов не более 15—20 ед. При этом имеющиеся помещения используются не только для хранения, но и для ремонта подвижного состава. Отсутствие отапливаемых стоянок объясняется прежде всего большими затратами, необходимыми для их строительства. Затраты на одно машино-место для ремонта и хранения автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548, по опыту -действующих предприятий, колеблются от 39,2 (Ново-Криворожский горнообогатительный комбинат) до 90 тыс. руб. (Центральный горнообогатительный комбинат). Стоимость машино-мест приводится без учета стоимости ремонтного оборудования.
Если отапливаемое помещение предназначено только для хранения (без выполнения ремонтных работ), стоимость одного машино-места все равно остается высокой и составляет для БелАЗ-540 14—15 тыс. руб., а для БелАЗ-548 15—16 тыс. руб. Поэтому приобрело широкое распространение безгаражное хранение автосамосвалов на открытых площадках, оборудованных различными средствами обогрева. На ряде автотранспортных предприятий, цехов горных комбинатов применяют для этого емкости с горячей водой, подогретым маслом и т. п.
В известной мере проблема решается в тех случях, когда автосамосвалы работают непрерывно, т. е. когда в холодных пусках практически необходимости нет.
Пуск двигателей автосамосвалов в суровых климатических условиях облегчается применением мощных пусковых подогревателей ПЖД-600. Это средство в данном случае эффективно, но имеет существенные недостатки — пожароопасность и необходимость участия водителя в процессе подготовки к выходу. При температуре —20° С в автопарке из 20 автосамосвалов потери рабочего времени только на пуск двигателя составляют 1,8 маш-смены, а из 30 автосамосвалов — 2,0 маш-смены.
Работа автосамосвалов является органической частью технологического процесса горно-рудного предприятия.
По указанным причинам наибольшее распространение получила организация хранения на открытых площадках, но с применением капитальных сооружений для обогрева двигателей. При этом практика эксплуатации при различных способах хранения показала, что из числа существующих наименее пригодными оказались электрообогрев и парообогрев.
Электронагреватели масла в баках БелАЗ-540 на Лебединском горнообогатительном комбинате оказались малонадежными, не выдерживали вибронагрузок, замыкали на корпус и перегорали. Установки пароразогрева имеют серьезные недостатки, связанные с возможностью образования наледей, повышенного травматизма, появления трещин деталей двигателя.
Положительные качества воздухообгрева, заключающиеся в том, что при этом способе обогреваются не только двигатель, но и другие ответственные агрегаты и узлы, проявились при эксплуатации карьерных автосамосвалов особенно четко. Количество предпусковых отказов при применении воздухоподогрева снижается. Именно поэтому более 80 % автомобилей горно-руд-ных предприятий обслуживаются установками воздухообогрева [3]. В табл. 28 дана характеристика применения на различных горнообогатительных комбинатах способов безгаражного хранения и степень обеспеченности соответствующими средствами обогрева автомобилей БелАЗ.
В свою очередь, нагрев и подача воздуха могут быть организованы от обычных калориферов с нагревом водой или паром или огневых калориферов. В условиях эксплуатации карьерных
самосвалов обычные калориферы оказались недостаточно мощными (теплопроизводительными). Они применяются для обогрева 10—15 машин. (Ганский горнообогатительный комбинат). В установках, обслуживающих 40 и более самосвалов, применяют огневые калориферы. Однако производство огневых калориферов ограничено, поэтому предприятия разрабатывают их сами.
Схема теплогенератора, изготовленного на Соколово-Сарбайском горнообогатительном комбинате, показана на рис. 83. В этой конструкции теплогенератора воздух с помощью вентилятора ЦА-70 № 9 подается в камеру сгорания по двум каналам и Часть воздуха по меньшему каналу направляется в камеру сгорания и интенсивно нагревается.
Второй канал большего диаметра служит для подачи основной массы воздуха. Дизельное топливо в камеру сгорания и смесительную камеру подается с помощью насоса высокого давления двигателя ЯМЗ-740 и распыливается четырьмя форсунками 6 от двигателя КДМ-46. Заслонка 7 в воздушном канале меньшего диаметра позволяет регулировать подачу воздуха в воздуховоды 5 и управлять процессом сгорания. Огневая калориферная установка рассчитана на одновременный обогрев 40 автосамосвалов БелАЗ-540. Она подает 28 000 м3/ч воздуха, нагретого до 80° С (700 м3/ч на один автосамосвал).
Иногда на некоторых автопредприятиях применяют для обогрева автосамосвалов газотурбинные двигатели. Однако их применение связано с известными трудностями. Темпера тура их выхлопных газов достигает 400 °С, они имеют значительный динамический на пор. Для применения при воздухообогреве автомобилей их приходится охлаждать до 100— 110 °С, добавляя к ним свежий воздух.
Рис. 83. Схема теплогенератора Со-колово-Сорбайского горнообогатительного комбината
Такие установки целесооб разно применять при 100 об служиваемых автосамосвалов и более, т. е. в очень крупных автохозяйствах.
Применимы, но распространены не так широко, как огневые калориферы, обычные, т. е. получающие тепло от горячей воды или пара. Такие калориферы описаны выше. От калориферной установки воздух подается к агрегатам автосамосвала с помощью воздуховодов. Наиболее удобной и целесообразной следует считать для автосамосвалов отечественного производства подачу воздуха снизу.
Относительно магистральных воздуховодов на открытой площадке автосамосвалы размещаются под углом 45 или 90° (рис. 84). Установка под углом 90° —наиболее простое и экономичное размещение устройств воздуховода.
Рис. 84. Схема расстановки автосамосвалов БелАЗ на площадке безгаражного хранения: 1 — под углом 45° к оси центрального воздуховода; II — под углЗм 90° к оси центрального воздуховода; 1 — калориферная установка; 2 — воздуховод; 3 — отводящие патрубки; 4 — светильники; 5 — автосамосвалы
Для обеспечения правильности установки машин относительно воздухораздаточных окон стоянка оборудуется колесоотбой-ным брусом. Для слива воды из систем охлаждения двигателей стоянка оборудуется водосборной трубой с отводами на каждое место.
Желательно центральную теплоподводящую магистраль разделять на несколько секций: чтобы по мере поступления машин на места хранения последовательно включать большее количество секций.
Такое решение позволяет уменьшить расход тепла на обогрев.
Площадки в ночное время должны иметь освещение не менее 5 лк. Для этого их оборудуют прожекторными мачтами со светильниками ПЭС-45 с лампами мощностью 1000 Вт (высота мачты около 20 м) или СПО-ЗОО с лампами 200 Вт (высота мачты до 5 м).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Безгаражное хранение карьерных автосамосвалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы