Элементы весом до 12 т перевозятся на автомашинах, а более 12 т — на тяжеловозах-трайлерах, буксируемых трактором или тягачом. При большой длине элементов используются автомашины с прицепом.
Автодорожный транспорт наиболее экономичен при небольших расстояниях перевозки (до 500 км). В качестве транспортных автодорожных средств используются грузовые автомашины и тракторы.
Грузовые автомашины подразделяются на бортовые, самосвалы и тягачи, используемые вместе с прицепами.
Рис. 230. Автомашины и прицеп а — ЗИЛ-130; б —МАЗ-200; в — прицеп 1-АПМ-З
Грузовые автомашины имеют значительные скорости, хорошую маневренность, небольшие радиусы поворота и могут использоваться на дорогах, проходящих по пересеченной местности.
Наиболее распространены автомашины ГАЗ-51А, ГАЗ-63 грузоподъемностью соответственно 2,5 и 2 т; ГАЗ-53А, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-130 (рис. 230) грузоподъемностью 4, 4,5 и 5 т\ МАЗ-200 и ЗИЛ-133 грузоподъемностью 7 и 8 т и КрАЗ-219 грузоподъемностью 12 т, а также тягачи, способные буксировать, — МАЗ-200В (19 т) и КрАЗ-258 (30 т)\ тягачи имеют дизельный двигатель. Для перевозки конструкций также используются гусеничные тракторы С-100 и Т-140.
Основными частями автомашины являются шасси и кузов. Шасси состоит из ходовой части, на которой смонтированы двигатель, передача и механизм управления машиной. Конструкция кузова зависит от назначения машины.
От двигателя крутящий момент через фрикционное сцепление передается коробке передач. Включение различных передач (шестерен), которое производится нажатием на педаль, позволяет изменять скорость и направление движения машины и останавливать ее, не отключая двигателя. От коробки передач крутящий момент передается карданным валом к заднему мосту и задним колесам машины.
Задний мост состоит из конической передачи и дифференциала, наличие которого позволяет сообщать разные скорости ведущим колесам на поворотах. Рулевое управление машины связано с передними колесами.
Автомашины оборудуются также тормозами, управление которыми производится педалями или рычагами.
Основными частями гусеничного трактора являются ходовая часть с рамой, на которой смонтированы двигатель, силовая передача и механизмы управления.
В отличие от автомашины крутящий момент после конической передачи передается через бортовые многодисковые фрикционы и бортовые передачи на ведущие звездочки каждой гусеницы.
Изменение направления движения трактора осуществляется путем включения и затормаживания одной из гусениц.
Перевозка элементов конструкций на тракторах и автомашинах с прицепами позволяет наиболее полно использовать тяговое усилие машин, так как нагрузка от прицепа увеличивает сцепной вес, а следовательно, и тяговое усилие.
Обычно применяются одноосные I прицепы с поворотным турникетом для опирания груза 1-АП-1,5; 1-АП-З; 1-АП-5 грузоподъемностью соответственно 1,5; 3 и 5 т или двухосные 2-П-З; 2-П-5; 2-П~5,5 грузоподъемностью 3; 5 и 5,5 т.
При перевозке на автомашине с прицепом опирание груза должно обеспечить поворот прицепа на кривых, для чего применяют поворотные турникеты. Прицеп обычно жестко связан с автомашиной. В некоторых случаях при перевозке длинномерных колонн и балок концы их крепят на автомашине и прицепе так, чтобы исключить продольное смещение, и жесткой связи не делают.
Грузы весом 12 т и более перемещают на тяжеловозах (трайлерах) (рис. 231), представляющих собой большегрузные платформы грузоподъемностью от 14 до 120 т, перевозимые тягачами или тракторами.
Тяжеловоз имеет откидной пандус (наклонный въезд) для заезда и съезда с прицепа перевозимого самоходного оборудования (тракторы, экскаваторы, краны).
Промышленностью выпускаются тяжеловозы марок 2-ПТ-20 (Т-151-А) и ЧМЗАП-5523 грузоподъемностью 20 т, ЧМЗАП-5208 грузоподъемностью 40 т, ЧМЗАП-5212 грузоподъемностью 60 т и ЧМЗАП-5530 грузоподъемностью 120 т.
Для крепления элементов на платформах последние имеют специальные приспособления. Большинство сборных железобетонных элементов требует специальных условий при перевозке: стеновые панели перевозятся вертикально, плиты перекрытия — горизонтально, при перевозке армированных элементов необходимо обеспечивать прочность неармированных сечений и т. д. Необходимое положение перевозимых элементов обеспечивается приспособлениями, к которым крепятся элементы.
Так, для перевозки железобетонных стеновых панелей выпуска-каются панелевозы, обеспечивающие перевозку двух панелей в наклонном положении под углом 8—10° к вертикали, с прикреплением к машине. Это позволяет предотвратить разрушение панели при перевозке и к тому же гарантирует ее от опрокидывания. Для перевозки ферм применяются фермовозы.
При погрузке в несколько ярусов между элементами на всю их ширину укладывают деревянные прокладки. Они должны быть уложены в местах, указанных в проекте элемента, и строго по одной вертикали во всех ярусах.
Покрытие дорог должно обеспечивать нормальную эксплуатацию транспорта в любое время года.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Безрельсовый транспорт"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы