Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Машины для земляных работ

Публикация:
   Бульдозеры и землеройные машины

Читать далее:




Бульдозеры и землеройные машины

Землеройно-транспортные машины предназначены для послойного отделения грунта от массива и транспортировки его к месту укладки на небольшие расстояния, а также для выполнения планировочных работ. К этой группе машин относят бульдозеры, скреперы, грейдеры, автогрейдеры, грейдер-элеваторы и струги-метатели.

Бульдозерами выполняют следующие виды строительных работу расчистку территории от растительного слоя грунта, остатков пней, корней, планировку территории со срезкой неровностей, засыпку впадин и удаление излишнего грунта с перемещением на 100… 150 м, сооружение насыпей и выемок при строительстве железных и шоссейных дорог, разработку широких траншей и котлованов, возведение дамб, разработку грунта на косогорах окучивание и подчистку грунта при работе экскаватора засыпку траншей, подгребание и транспортировку заполнителей к приемным устройствам или в бурты на складах нерудных строительных материалов и др.

Рис. 149. Схема работы бульдозеров
а —с неподвижным отвалом; б —а поворотным отвалом

Тяжелые бульдозеры применяют при работе на любых грунтах, включая взорванные скальные породы, а в комплекте с рыхлителями для разработки мерзлых грувтов. Рабочее оборудование бульдозера состоит из широкого отвала, оснащенного ножами, толкающих брусье с рамой и системы управления отвалом. В процессе paботы при поступательном движении бульдозера вперед отвал опускается, при этом ножи врезаются в грунт и срезают слой грунта толщиной 15…25 см. Отделяемый от массива грунт отвалом перемещается к месту укладки. Для увеличения производительности бульдозера при работе на легких грунтах отвал снабжается боковыми открылками. Открылки позволяют накапливать и перемерщать за один проход большее количество грунта. По способу установки отвала относительно базовой машины различают бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом. Бульдозер с неповоротным отвалом, установленным под углом 90° к продольной оси трактора может перемещать грунт только вперед, перед отвалом. Бульдозер с поворотным отвалом может перемещать, грунт не только вперед, но и непрерывно сдвигать его в ту или иную сторону. Схема работы бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом показана на рис. 149. В зависимости от системы управления рабочим органом различают бульдозеры с канатным управлением более раннего выпуска, пока еще имеющиеся в эксплуата-ции, и гидравлическим управлением, с которым преимущественно выпускаются бульдозеры. В зависимости от ходового оборудования базово трактора различают бульдозеры на гусеничном и колесном ходу.

Бульдозеры с канатным управлением отвала в эксплуатации еще находятся в большом количестве. Бульдозер ДЗ-24А (рис. 150) состоит из базового гусеничного трактора, оснащенного канатной лебедкой для управления отвалом, передней стойки для подвески отвала, канатно-блочной системы и двух толкающих брусьев коробчатого сечения, укрепленных шарнирно на цапфах продольных балок гусеничных тележек.

Рис. 150. Бульдозер с канатным управлением отвала рукоятка
1 — толкающий брус; 2 — отвал; 3 — канатно блочная система; 4 — управления; 5 — гусеничный трактор; 6 — лебедка

Канатно-блочная систем управления отвалом (рис. 151) состоит из лебедки, установленной на плите заднего моста и приводимой во вращение от вала отбора мощности 2 трактора через кулачковую муфту, канат с барабана лебедки переходит по трубе, расположенной над Кабиной, и направляющим блокам 5 на неподвижные и подвижные блочные обоймы, образуя шестикратный полиспаст. Включение н выключение лебедки обеспечивается пневмосис-темой, включающей компрессор, рычаги управления, воздухопроводы и мембранные пнезмокамеры, свяи опускается с помощью одного или двух гидроцилиндров.

Рис. 151. Канатная система управления отвалом бульдозера
1. 4 — пневмокамеры; 2 — вал отбора мощности; 3— лебедка; 5 — направляющий блок; б —барабан регулировки длины каната; 7— полиспаст;

Рис. 152. Бульдозер с гидравлическим управлением отвала
1 — отвал; 2, 5 — гндроцилиндры; 3 — опора; 4 — толкающий брус
занные с рычагами включения: первая — конической -муфты и вторая — ленточного тормоза.

Бульдозеры с гидравлическим управлением. Отвал бульдозера с гидравлическим управлением поднимается.

Нож отвала бульдозера врезается в грунт со значительным усилием, воспринимая часть силы тяжести массы базовой машины. Это обеспечивает заглубление ножа даже в тяжелых грунтах. Отвал может быть установлен в определенное неизменяемое положение, позволяющее вести планировочные работы под заданную отметку.

Мощный бульдозер с гидравлическим управлением на гусеничном тракторе ДЭТ-250 имеет поворотный и неповоротный отвалы (рис. 152). Оборудование бульдозера состоит из отвала с ножами, толкающих брусьев с опорой, гидравлических цилиндров управления. Отвал имеет сварную конструкцию. Ножи отвала имеют две рабочие кромки. При затуплении в процессе эксплуатацииони могут быть перевернуты на 180°. На универсальной раме бульдозера вместо поворотного отвала может быть смонтировано оборудование корчевателя.

Бульдозер управляется гидравлической системой (рис. 153), состоящей из насоса, распределителя с клапанами, масляного бака гидроциклоном и фильтром , гидроцилиндров, а также трубопроводов: сливного, напорного и подводящих в верхнюю и нижнюю полость цилиндров. На рисунке изображено четыре различных положения золотников распределения.

Недостатками бульдозеров на гусеничном ходу являются небольшая транспортная скорость, а также недопустимость движения на дорогах с усовершенствованным покрытием, в связи с чем их перебрасывают с одного объекта на другой с помощью подсобных транспортных средств — трейлеров.
Бульдозер на пневмоколесном ходу —более маневренная машина. Такой бульдозер на базе серийного трактора К-702 (рис. 154) состоит из трактора 6, отвала с ножами, двух толкающих брусьев, двух кронштейнов крепления бульдозерного оборудования, гидроцилиндров для изменения угла поперечного отвала, двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала двух кронштейнов крепления гидроцилиндров, балласта трубопроводов и рукавов гидросистемы. Балласт, выполненный в виде набора литых плит, служит для увеличения сцепной массы трактора и нагрузки на передний ведущий мост трактора.

Рис. 153. Схема гидравлического управления отвалом бульдозера
1, 3 — гидроцилиндры; 2 — секции распределителя; 4, 9 — клапаны; 5 — масля-, ный бак; 6 — гидроциклон; 7 — фильтр; 8—насос; трубопроводы; 10 — слив ной; 11 — напорный; 12, 13 — подводящие

Рис. 154. Бульдозер на пиевмоколесном ходу
1 — нож; 2 — отвал; 3, 7 — кронштейны; 4, 9 — гндроцилиндры; S — балласт; 6 — трактор; 8 — толкающий брус

Для повышения эффективности работы бульдозеров и улучшения условий работы бульдозериста, снижения его утомляемости бульдозер может быть оборудован автоматизированной системой «Автоплан». Эта система обеспечивает автоматическую стабилизацию положения отвала бульдозера независимо от положения его ходового устройства на планируемой поверхности. Система состоит из пульта управления, расположенного в кабине машиниста. При переходе на автоматический режим с помощью блока управления задается необходимый, угол наклона отвала, а сигнал датчика преобразуется в команду электромагнитом исполнительного механизма с гидроцилиндрами.

Применение системы «Автоплан» повышает производительность бульдозера за счет уменьшения необходимого числа проходов по одному месту при производстве планировочных работ. Система дистанционного управления бульдозером по радио находит применение для работ в условиях, опасных или вредных для здоровья машиниста, управляющего машиной.

Усредненная норма выработки на 1 кВт мощности бульдозера составляет 700…950 м3 в год.

Определение необходимой мощности двигателя. Усилия, действующие на отвал бульдозера, возникают при отделении грунта от массива и его транспортировки неповоротным отвалом бульдозера.

Скрепер представляет собой агрегат, состоящий из и тяговой машины (гусеничного или пневмоколесного трактора или тягача) и прицепного или полуприцепного оборудования в виде ковша, установленного на пневмоколе-сах, и системы управления ковшом. Скреперы могут быть и самоходными с одним или двумя двигателями.

Скреперы различают по вместимости ковша, способу передвижения, способам загрузки и разгрузки ковша, типу передней заслонки, системе управления. По вместимости ковша различаются скреперы малой вместимости— до 3 м3, средней вместимости — 3…10 м3, большой вместимости — свыше 10 м3.

По способу передвижения различают скреперы прицепные к гусеничным или колесным тракторам, полуприцепные, часть нагрузки которых от собственной массы и массы грунта передается тягачу (трактору); самоходные, у которых тягач и скрепер представляют собой одну машину, самоходные скреперные поезда, состоящие из двух или трех скреперных агрегатов.

По способу загрузки ковша различают скреперы c загрузкой от силы тяги и с механизированной элеваторной загрузкой.

По способу разгрузки ковша различают скреперы со свободной (самосвальной) разгрузкой вперед или назад, применяемой на ковшах малой емкости, с полупринудительной разгрузкой, при которой опорожнение ковша происходит при повороте днища и задней стенки, выполненных как одно целое, с принудительной разгрузкой ковша в сторону выгрузки.

По системе управления различают скреперы с гидравлическим управлением и с канатным управлением ковшом. Ввиду большей эффективности скреперов с гидралическим управлением скреперы с канатным управлением в настоящее время не выпускают.

Прицепной с: репер ДЗ-20В к гусеничному трактору Т-130 с гидроприводом и принудительной разгрузкой ковша показан на рис. 156.

Рис. 156. Прицепной скрепер ЯЗ-20В к гусеничному трактору Т-130

Рис. 157. Гидравлическая схема прицепного скрепера ДЗ-20В
1 — Сак: 2 — гидронасос; 3 — фильтр; 4 — обратный клапан; 5 — обратный клапан с дросселем; 6 — предохранительный клапан; 7— гидрораспределитель; 8, 9, 10— гидроцилиндры; 11 -— реверсивный золотник

Он состоит из ковша геометрической вместимостью 7 м3, опирающегося сзади на пнев-моколеса, хобот с поперечной трубой и продольными двумя балками, передка с колесной осью и пневмо-колесами. Соединяется скрепер с гусеничным трактором с помощью сцепки. Хобот передней дугообразной частью- опирается на передок через шаровой шарнир, обеспечивающий относительное смещение передка и дышла на 30°. Ковш сварной конструкции имеет боковые стенки и днище, в передней части которого закреплена ножевая плита со съемными средними и крайними ножами. Средние ножи для облегчения условий резания грунта выдвинуты вперед относительно крайних ножей. Продольные балки дышла соединены с боковыми стенками ковша с помощью шаровых опор. Задняя торцевая часть ковша перекрыта подвижной стенкой, которая перемещается относительно ковша гидроцилиндром, закрепленным на буферной части ковша. Подъем и опускание ковша осуществляется гидроцилиндрами. В передней части ковша расположена заслонка, перекрывающая полость ковша при транспортировке после его заполнения и открывающая полость при выгрузке грунта. Привод заслонки осуществлен двумя гидроцилиндрами. Нижняя передняя часть боковых стенок ковша оснащена ножами.

Скрепер может быть оборудован автоматической системой управления «стабилоплан», состоящей из пульта управления, расположенного в кабине машиниста, блока управления 2, датчика углового положения (ДУП) реверсивного золотника (ЗСУ-5). В корпусе датчика ДУП свободно подвешен маятник, соединенный с подвижным контактом потенциометра, сигнал с которого передается на блок управления. Блок управления служит для установки заданного угла продольного уклона и преобразования сигнала датчика в команду электромагнитному реверсивному гидрозолотнику, обеспечивающему управление гидроприводом ковша.

Схема гидросистемы скрепера ДЗ-20В показана на рис. 157, Она включает гидрооборудование базового трактора и гидрооборудование прицепного скрепера. В гидрооборудование трактора входит бак для рабочей жидкости, фильтр, гидронасосы, гидрораспределитель с ручным управлением и соединительные трубопроводы. В гидрооборудование скрепера входит: два гидроцилиндра двойного действия для подъема и опу екания заслонки, два гидроцилиндра для подъема и : опускания ковша, одного гидроцилиндра управления задней стенкой, а также оборудование, обеспечивающее управление ковшом при работе системы автоматической стабилизации, реверсивный золотник, предохранительный клапан, обратный клапан и обратный клапан с дросселем.

Ряс. 158. Полуприцепной скрепер

Рис. 159. Самоходный скрепер ДЗ-11П

Рис. 160. Самоходный двухмоторный скрепер ДЗ-115

Рис. 162. Схема сил, возникающих при заполнения ковша скрепера

Самоходные скреперы с большей вместимостью ковша (35…25 м3) оснащают дополнительной силовой установкой, размещаемой под задним мостом и обеспечивающей привод задних колес, таким образом все колеса этого скрепера являются ведущими, что обеспечивает возможность работы без дополнительного толкача при разработке грунтов средней группы.

Двухмоторный самоходный скрепер ДЗ-115 с ковшом вместимостью 15 м3 показан на рис. 160. Скрепер имеет гидравлический привод и принудительную разгрузку ковша. Одновременную работу двух двигателей применяют в процессе заполнения ковша и транспортировки груза, при выгрузке ковша и обратном ходе может работать один двигатель.

Известны конструкции скреперов с ковшами и большей вместимостью (30…45 м3), а также соединение скреперов в сцепе друг с другом по два или даже по три в скреперный поезд, управляемый одним водителем.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Машины для земляных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Бульдозеры и землеройные машины"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства