Бульдозеры-рыхлители тягового класса 10 изготавливают на базе гусеничных тракторов Т-1ЗОМ Г-1, Т-170 и их модификаций. Предназначены они для разработки мерзлых и трещиноватых скальных грунтов задним рыхлительным оборудованием.
Бульдозеры-рыхлители ДЗ-117А и ДЗ-116В (рис. 1.11) включают базовый трактор Т-130МГ-1, бульдозерное оборудование машин ДЗ-109Б и ДЗ-110В соответственно и унифицированное для обеих моделей однозубое рыхлительное оборудование с четырехзвенным навесным устройством типа ДП-26С. Индексацию машин на трактор Т-170 см. в табл. 1.3.
Рыхлительное оборудование состоит из опорной рамы, верхней и нижней тяги, рабочей балки с зубом, и гидроцилиндров подъема-опускания.
Опорная рама сварной конструкции является несущим элементом крепления рыхлительного оборудования на корпусе заднего моста трактора.
Рабочая балка предназначена для установки зуба и одновременно является звеном параллелограммного механизма навесного оборудования. В нижней задней части балки расположена площадка для работы с бульдозером-толкачом.
Верхняя и нижняя тяги служат для присоединения рабочей балки к опорной раме и представляют собой сварные конструкции коробчатого сечения.
Рабочий орган рыхлителя — зуб — состоит из стойки, наконечника, уширителей и деталей их крепления к стойке. Наконечник крепят на стойке пальцем с пружинной чекой. Предусмотрено два отверстия в стойке зуба для установки ее с разным вылетом. Уширители выполнены в виде сменных лопастей, закрепляемых в нижней части стойки под углом не более 20° к горизонту. Лопасть представляет собой L-образную опору, на выступающей части которой закреплен самоустанавливающийся поворотный диск, предохраняющий лопасти от износа и облегчающий процесс рыхления.
Гидросистема рыхлительного оборудования присоединяется к гидросистеме трактора.
Перевозку бульдозеров-рыхлителей производят железнодорожным транспортом на четырехосной платформе грузоподъемностью 60…63 т.
Бульдозеры-рыхлители тягового класса 25 выпускают на базе гусеничных тракторов ДЭТ-250М, ДЭТ-250М2, Т-25.01. Предназначены они для разработки мерзлых грунтов с большим количеством каменистых включений и трещиноватых скальных грунтов.
Бульдозеры-рыхлители ДЗ-126А, ДЗ-126В-1, ДЗ-126В-2 (рис. 1.12) состоят из базового трактора ДЭТ-250М или ДЭТ-250М2, бульдозерного оборудования от ДЗ-118, ДЗ-132-2, ДЗ-132-1 соответственно и унифицированного для всех моделей заднего рыхлительного оборудования ДП-9ВХЛ.
Для навески рыхлительного оборудования обе модификации трактора имеют корпус заднего моста с проушинами для крепления нижней тяги и два кронштейна для крепления верхней тяги.
Рыхлительное оборудование четырехзвенного вида однозубого типа состоит из верхней и нижней тяг, рабочей балки с жестко закрепленным зубом для глубокого рыхления, механизма изменения вылета стойки зуба и двух гидроцилиндров, расположенных штоками вверх в диагональном звене четырехзвенного механизма навески. Дистанционный механизм изменения вылета стойки зуба расширяет область эффективного рыхления грунтов.
Верхние и нижние тяги сужены в сторону рабочей балки. Трапециевидная форма в плане тяг улучшает заднюю обзорность и исключает заклинивание глыб грунта под нижней тягой и рабочей балкой.
На задней стенке балки предусмотрено буферное устройство для работы с толкачом. На балке смонтирован механизм изменения вылета зуба.
Зуб содержит удлиненную стойку со сменным литым наконечником, износостойкую накладку и стопорное устройство крепления наконечника и накладки.
В стойке имеется четыре отверстия, позволяющие изменять вылет зуба относительно рабочей балки для рыхления глубиной 0,45; 0,7; 0,95; 1,2 м.
Управление механизмом изменения вылета зуба осуществляют из кабины трактора. Для этого в конструкции рыхлителя предусмотрено специальное устройство.
Изменение вылета зуба выполняют перестановкой стойки в коробе рабочей балки с использованием гидроцилиндров подъема-опускания при выдвинутом фиксирующем пальце и опущенном на грунт зубе.
Бульдозер с рыхлителем на тракторе Т-25.01 имеет бульдозерное оборудование ДЗ-158УХЛ и рыхли-тельное ДП-34-1УХЛ (ДП-34-2УХЛ) (рис. 1.13).
Базовый трактор гусеничный, с передним расположением двигателя и задним кабины, конструктивное исполнение узлов — блочное — для удобства обслуживания и ремонта, дизельный двигатель с газотурбинным наддувом и электростартерным пуском.
Гидромеханическая трансмиссия включает автономный узел в виде редуктора привода насосов с гидротрансформатором, соединенного с маховиком дизеля упругой муфтой, карданную передачу открытого типа и блок силовой передачи, состоящий из планетарной трехступенчатой коробки передач с механизмом реверса, механизма поворота и главной передачи.
Гусеничная ходовая система выполнена с полужесткой трехточечной системой подрессоривания. На тележках установлено по семь жестко закрепленных опорных и по два поддерживающих катка. Покачивание тележек и деформация подушек обеспечивают снижение передачи ударных нагрузок на раму трактора.
Трактор оборудован предпусковым подогревателем дизеля, кондиционером и воздушным автономным отопителем кабины.
Бульдозерное оборудование неповоротное, предусмотрено в прямом, полусферическом или сферическом исполнении с гидроперекосом и механизмом компенсации в виде поперечной штанги.
Рыхлительное оборудование в одно- и многозубом исполнении состоит из унифицированных опорных кронштейнов, нижней тяги, гидроцилиндров подъема-опускания и регулировки угла.
Рабочая балка однозубой модификации имеет одно центральное отверстие для установки зуба увеличенного, наибольшего заглубления. В зубе предусмотрены четыре отверстия с шагом 0,23 м, что допускает регулировку максимального заглубления зуба в широких пределах. Перестановка стойки в одно из отверстий производится с использованием механизма, приводимого из кабины машиниста. Литые защитные накладки зуба унифицированы для обеих модификаций машин, а сварно-штампованные наконечники — также с рыхлителем ДП-9ВХЛ.
Конструкция рыхлительного оборудования обеспечивает получение оптимальных параметров рыхления как при заглублении, так и при установившемся рыхлении.
Управление бульдозерным и рыхлительным оборудованием осуществляется от гидравлической системы трактора, которая состоит из трех насосов, двух секционных распределителей, бака, фильтра, дозаправочного устройства, трубопроводов и шлангов.
Гидроцилиндры бульдозера оборудованы клапанами конечного хода и быстрого опускания. Цилиндры подъема-опускания бульдозерного оборудования и цилиндр перекоса управляются от одного гидрораспределителя, а цилиндры подъема-опускания рыхлительного оборудования и угла рыхления — от другого.
Бульдозеры-рыхлители тягового класса 35 выпускают на базе гусеничных тракторов Т-330 и Т-500 (Т-35.01).
Бульдозеры с рыхлителями ДЗ-94С, ДЗ-94С-1 (рис. 1.14) на базе трактора Т-330 включают в себя бульдозерное оборудование ДЗ-59С (рис. 1.15) и рыхлительное оборудование в многозубом (ДП-10С) и однозубом (ДП-10С-1) исполнении. Предназначены они для работы в тяжелых условиях, в том числе для разработки мерзлых и скальных грунтов при температуре воздуха до — 60 °С.
Ходовая часть имеет качающуюся поперечную балку, подрессоренные опорные катки и направляющие колеса. Трактор оборудован электрогидравлической системой управления, в том числе землеройным оборудованием. Бульдозерное оборудование включает неповоротный отвал, толкающие брусья, гидрораскос, винтовой раскос, две диагональные тяги, гидрооборудование, механизм компенсации перекоса, узлы и детали соединения.
Базовый трактор Т-330 гусеничный, с передним расположением кабины и задним — двигателя, имеет гидромеханическую трансмиссию, состоящую из комплексного одноступенчатого трансформатора, двух бортовых трехступенчатых коробок передач в общем корпусе, выполняющих одновременно функции механизма поворота, карданных валов, центральных конических передач, одноступенчатых бортовых редукторов.
Отвал сварной коробчатого сечения с козырьком в верхней части. В нижней усиленной части крепятся средние, правый и левый крайние ножи. Средние ножи имеют два ряда отверстий для перестановки по мере износа. При полном износе ножи переворачивают. Горизонтальные раскосы шарнирно закреплены на толкающих брусьях и соединены друг с другом в центральной части отвала посредством механизма компенсации перекоса. Соединение раскосов с осью выполнено втулками, а свободный конец оси механизма — с отвалом, посредством серьги.
Толкающие брусья имеют равнопрочное сечение по длине, с наружной стороны они усилены износостойкими накладками. Шаровые опоры выполнены со сферическими втулками. Каждый брус соединен с отвалом крестовиной с двумя взаимно перпендикулярными пальцами. Гидроцилиндр перекоса отвала и винтовой раскос имеют пальцы со сферическими втулками.
Винтовой раскос и гидрораскос обеспечивают регулировку угла резания ножей. Гидрораскос состоит из гидроцилиндра с гидрозамком и предохранительного гидроклапана. Гидрозамок предназначен для предотвращения переливания рабочей жидкости из полостей гидроцилиндра в гидросистему. Подвод рабочей жидкости осуществляется по трубопроводам и рукавам высокого давления.
Рыхлительное оборудование бульдозера с рыхлителем ДЗ-94С четырехзвенного вида многозубого типа состоит из верхней и нижней тяг, рабочей балки с жестко закрепленными 1…3 зубьями, буферного устройства и гидропривода. Стойки зубьев оснащены наконечниками.
Опорная рама рыхлителя состоит из двух отдельных опор — балок. Балки закреплены горизонтально. К проушинам верхней балки крепится верхняя тяга рыхлительного оборудования. Нижняя балка имеет четыре пары проушин: две по краям для соединения с нижней рамой и две в средней части — для установки двух гидроцилиндров.
Верхняя тяга стержневого типа выполнена в виде прямоугольного коробчатого сечения, нижняя — в виде жесткой пространственной конструкции.
Рабочая балка коробчатого сечения усилена внутри шестью диафрагмами. На ней с шагом 0,95 м расположены в проушинах три зуба. На среднем зубе предусмотрено буферное устройство для работы с толкачом.
Управление рыхлительным оборудованием осуществляется электрогидравлическими распределителями от основной раздельно-агрегатной гидросистемы трактора.
Однозубое рыхлительное оборудование в составе бульдозера с рыхлителем ДЗ-94С-1 по конструкции аналогично ДЗ-94С.
Бульдозер-рыхлитель ДЗ-129ХЛ включает в себя бульдозер ДЗ-124ХЛ и рыхлитель ДП-29ХЛ с регулируемым углом рыхления, отличается от модели ДЗ-59С размерами и конструкцией отвала, который выполнен полусферической формы. Кроме того, бульдозер может быть снабжен сменным отвалом сферического типа, который предназначен преимущественно для разработки кусковых материалов, скальных пород и сыпучих, несвязных грунтов (рис. 1.16).
Бульдозер приспособлен для работы при низких отрицательных температурах.
Рыхлительное оборудование многозвенного типа состоит из опорной рамы, нижней тяги, рабочей балки, шарнирно-сочлененной верхней тяги и трех гидроцилиндров: двух — подъема и опускания зуба, одного — изменения угла рыхления.
Бульдозер ДЗ-124ХЛ может быть укомплектован также рыхлительным оборудованием четырехзвенного вида в однозубом (ДП-36-1УХЛ) и многозубом (ДП-36-2УХЛ) исполнении с регулируемым углом рыхления (рис. 1.17).
Бульдозер-рыхлитель ДЗ-141ХЛ (рис. 1.18) смонтирован на базе трактора Т-500 с передним расположением двигателя и задним кабины, трансмиссия — гидромеханическая с использованием ряда узлов Т-330. Предусмотрена модификация трактора Т-35.01, отличающаяся плане тарной коробкой передач трансмиссии вместо вальной на Т-500. Максимальное тяговое усилие на «стоп-режиме» — 735 кН.
Бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом полусферической формы, гидроперекосом и механизмом компенсации выполнено аналогично бульдозерному оборудованию на тракторе Т-25.01 с полусферическим отвалом. Ножи унифицированы с оборудованием трактора Т-330.
Рыхлительное оборудование четырехзвенного вида с регулируемым углом рыхления и одним жестко закрепленным зубом по конструкции аналогично ДП-34-1УХЛ на тракторе Т-25.01.
Гидроцилиндры подъема-опускания и регулировки угла рыхления унифицированы. Механизм перестановки зуба выполнен в виде гидроцилиндра, шарнирно закрепленного на поперечной опоре балки.
Привод гидроцилиндров навесного оборудования осуществляется от раздельно агрегатной гидросистемы базового трактора. Система управления выполнена аналогично трактору Т-25.01.
Особенности трактора Т-800: переднее расположение двигателя, имеющего жидкостное охлаждение, газотурбинный наддув и промежуточное охлаждение наддувного воздуха, электростартерная система пуска из кабины машиниста; гидромеханическая трансмиссия с переключением на ходу передач переднего и заднего хода, в том числе и реверс; коробка перемены передач с разделением мощности на два потока, обеспечивающая также поворот трактора; упругая подвеска ходовой системы с индивидуальным подрессоривнием опорных катков торсионами круглого сечения. Для работы в условиях Крайнего Севера двигатель трактора оборудован пусковым устройством, обеспечивающим подготовку двигателя к работе и быстрый запуск в условиях низких температур.
Бульдозерное оборудование ДЗ-159УХЛ с неповоротным полусферическим отвалом с гидроперекосом и механизмом компенсации аналогично ДЗ-141ХЛ.
Рыхлительное оборудование ДП-35УХЛ четырехзвенного типа с регулируемым углом рыхления по конструкции аналогично оборудованию ДЗ-141ХЛ.
Для навески рыхлительного оборудования на заднем мосту трактора предусмотрены проушины.
Привод гидроцилиндров навесного оборудования от раздельно агрегатной гидросистемы базового трактора. Управление рабочим оборудованием осуществляется одним рычагом с переходом посредством электрического переключателя на заднее или переднее оборудование. Привод механизма изменения вылета рыхлителя осуществляется от гидросистемы.
Основными производителями бульдозеров и рыхлителей за рубежом являются фирмы «Катерпиллер» (США) и «Комацу» (Япония). Этими фирмами освоен выпуск широкой гаммы бульдозерного и рыхлительного оборудования к гусеничным тракторам общего назначения мощностью от 29,5 до 575 кВт.
В зависимости от типоразмера базового трактора и назначения наибольшее распространение получили бульдозеры: на базе тракторов мощностью до 100 кВт с универсальным оборудованием, имеющие дистанционное управление заглублением, перекосом и поворотом отвала; 100…200 кВт — с оборудованием, имеющим прямой поворотный или неповоротный отвал; свыше 200 кВт — с полусферическим неповоротным отвалом и механизмом дистанционного управления перекосом, обеспечивающие высокие удельные нагрузки и хорошие планирующие способности отвала.
Практически все зарубежные фирмы на базе тракторов мощностью свыше 250…300 кВт наряду с полусферическими отвалами могут поставлять сферические отвалы с гидроперекосом, имеющие увеличенный объем призмы волочения.
Конструкция рыхлительного оборудования, так же как и бульдозерного, непосредственно определяется назначением и типоразмером базового трактора.
На базе тракторов мощностью до 150…200 кВт изготавливают трехзвенное (до 50 кВт) и парал-лелограммное рыхлительное оборудование в многозубом исполнении (три или пять зубьев) без дистанционной регулировки угла рыхления. Тракторы мощностью 200…300 кВт оснащают четырехзвенным рыхлительным оборудованием в одно- и трехзубом исполнении как без регулировки угла рыхления, так и с ручной или дистанционной регулировкой. В последнем случае для регулировки угла рыхления используют дополнительную пару гидроцилиндров взамен верхней тяги.
Тракторы мощностью свыше 300 кВт оборудуют рыхлителями с дистанционно регулируемым углом рыхления в одно- и трехзубом исполнении, предусматривают также однозубые модификации для глубокого рыхления грунтов (на наиболее тяжелых тракторах более 2_м при номинальном угле).
Рыхлители в однозубом исполнении оборудованы механизмом дистанционной перестановки зуба по глубине.
По своим конструктивным признакам бульдозеры и бульдозеры-рыхлители зарубежных фирм аналогичны отечественным.
Технические характеристики бульдозеров и бульдозеров-рыхлителей фирм «Катерпиллер» и «Комацу» на базе гусеничных тракторов мощностью свыше 200 кВт приведены в табл. 1.5.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Бульдозеры-рыхлители"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы