Снаряд для роторного бурения собирается из породоразрушающего инструмента, УБТ, колонны бурильных труб с муфтово-замковыми соединениями, ведущей (квадратной в сечении) трубы и вертлюга.
В качестве породоразрушающих инструментов применяются буровые долота, которые по характеру воздействия на породу подразделяются на режуще-скалывающие (лопастные), дробя-ще-скалывающие (шарошечные) и истирающие-режущие (алмазные).
Лопастные долота используются только при роторном бурении мягких пород, обладающих высокой пластичностью. Они в свою очередь подразделяются на пикообразные, двух-, трех-, шестилопастные и ступенчатые.
Пикообразные долота типов ПЦ и ПР (с центральной и радиальной промывкой) применяются при бурении в мягких породах, представленных мергелями, глинами, глинистыми сланцами без включения каких-либо твердых пропластков и валунно-галечниковых отложений. Они выпускаются диаметром 97, 112, 118, 132, 135, 140, 145, 151, 161, 190, 214, 243, 269, 295, 320, 346, 370, 394, 445 мм.
Двухлопастные долота типа 2Л предназначены для бурения мягких пород с пропластками пород средней твердости при использовании легкого оборудования. Выпускают эти долота диаметром 76, 93, 97, 112, 118, 132, 140, 151, 161 мм.
Трехлопастные долота типа ЗЛ и ЗЛГ используют при бурении в породах средней твердости с пропластками мягких пород. Диаметры этих долот 118, 132, 135, 140, 145, 161, 190, 214, 243, 269, 295, 320, 346, 370, 394, 445 мм.
Шестилопастные долота типов ИР и ИРГ предназначены для бурения в твердых породах с пропластками пород средней твердости и мягких. Эти долота выпускаются диаметром 76, 93, 112, 118, 132, 135, 140, 151, 161, 190, 214, 243, 269 мм.
Ступенчатые гидромониторные трехлопастные долота типа ДСГ-ЗЛР предназначены для бурения скважин в породах средней твердости с пропластками твердых пород.
При роторном и турбинном бурении нефтяных и газовых скважин, а также скважин на воду наиболее широко применяются шарошечные долота. Кроме долот типов М, С, Т и К, предназначенных для бурения соответственно мягких, средней твердости, твердых и весьма твердых пород, выпускаются долота типов МС, СТ, ТК, которые используют для бурения перемежающихся пород различной твердости, а также долота типов МЗ, МСЗ, ТЗ, СЗ и ТКЗ, предназначенные для бурения в абразивных породах соответствующей основному шифру твердости и отличающиеся тем, что в их шарошки запрессованы твердосплавные зубки с клиновидной рабочей частью вместо фрезерованных зубьев.
По числу шарошек различают одно-, двух- трех- четырех- и многошарошечные долота.
Работоспособность шарошечных долот существенно зависит от надежности опор шарошек, которыми могут быть подшипники качения и скольжения в различных сочетаниях. Существенное достижение в совершенствовании опор — создание долот с герметизированными маслонаполненными опорами, что позволило увеличить проходку на долото более чем в 2 раза.
Шарошечные долота выпускаются следующих диаметров: 76; 93; 98,4; 112, 120,6; 132, 139,7; 146; 151; 165; 190,5; 215,9; 244,5; 269,9; 295,3; 320; 349,2; 393,7; 444,5; 490 мм.
Для бурения с отбором керна используются колонковые шарошечные долота, состоящие из бурильной головки, корпуса и размещенной внутри него колонковой трубы (грунто-носки).
Колонковые долота бывают со съемной и несъемной грунто-ноской.
При роторном бурении применяют колонковые долота со съемной и вращающейся керноприемной трубой (типы ДСО и КАЭ), с несъемной и вращающейся керноприемной трубой (типы «Недра II», 1В-ДК), с несъемной и невращающейся керноприемной трубой (типы ДКНУ, СК, КС, ДКИР).
При турбинном бурении используются колонковые турбодо-лота КТД-3 и КТД-4, представляющие собой сочетание турбобура, колонковой бурильной головки и съемной грунтоноски, размещающейся в пустотелом вале турбобура.
Алмазные долота при турбинном и роторном бурении рекомендуется применять на глубинах более 3000 м. Выпускаются алмазные долота диаметром 91,4; 106,4; 119; 130,4; 138,1; 141,3; 144,4; 147,6; 149,4; 157,1; 163,5; 169,8; 185,7; 188,9; 195,3; 198,4; 211,1; 214,3; 220,7; 227; 242,1; 248,4; 267,5; 292,9 мм со спиральной, радиальной и ступенчатой формами рабочей поверхности.
Бурильные трубы изготовляются из стали групп прочности Д, Е, К, Л, М. При диаметре труб 60,3; 73; 89; 101,6; 114,3; 127; 139,7 мм толщина их стенок от 7 до 11 мм. Длина труб, 11,5 м. На концах бурильные трубы имеют наружную правую резьбу (8 ниток на 25,4 мм) с конусностью 1 : 16.
Трубы соединяются в свечи муфтами, а свечи между собой — замками, изготовляемыми из стали марок 40ХН и 45У. Замок состоит из ниппеля и муфты, соединяемых резьбой (5 ниток на 25,4 мм) с конусностью 1 :4.
Кроме стальных, отечественной промышленностью выпускаются бурильные трубы из легких сплавов-алюминия и магния. Легкосплавные бурильные трубы (из сплава Д16Т) имеют вдвое меньшую массу, чем стальные, и отличаются высокой прочностью. Критическая глубина спуска колонны ЛБТ в глинистом растворе плотностью 1200 кг/м3 составляет 21 ООО м, что позволяет применять их для сверхглубокого бурения (до 10 000— 15 000 м). Диаметры ЛБТ 54, 73, 90, 93, 108, 114, 129, 147 и 170 мм.
Утяжеленные бурильные трубы служат для создания осевой нагрузки на долото. Выпускают УБТ длиной 6,5; 8 и 12 м. Наружный диаметр УБТ 73, 89, 108, 120, 133, 146, 178, 197, 203, 229, 254 мм, масса 1 м УБТ соответственно 24,9; 36,1; 63; 63,5; 84; 97; 156; 188; 192; 273; 336 кг.
Ведущие трубы служат для передачи вращения от ротора бурильным трубам. Ведущая труба имеет квадратную наружную поверхность и осевой канал для прохода промывочной жидкости. На верхнем конце труба имеет левую резьбу, на нижнем—правую. Ведущие трубы изготовляют со стороны квадрата (в сечении) 65, 80, 112, 140, 155 мм и длиной соответственно 6, 8, 13 и 14 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Буровой инструмент"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы