Силовым оборудованием принято называть комплекс из двигателя и механизмов, обеспечивающий преобразование, определенного вида энергии в механическую работу. В строительных машинах используются двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, гидродвигатели и пневмодвигатели. На практике часто применяется комбинированное оборудование — дизель-электрическое, дизель-гидравлическое, дизель-пневматическое, электрогидравлическое.
Силовое оборудование
Двигатели внутреннего сгорания в зависимости от способа воспламенения топлива разделяются на карбюраторные и дизельные. У карбюраторных двигателей горючая смесь приготавливается в карбюраторе и подается в цилиндры, где принудительно воспламеняется от электрической искры.
У дизельных двигателей горючая смесь образуется внутри цилиндра и самовоспламеняется в атмосфере воздуха, нагретого от сжатия. В строительных машинах они получили наибольшее распространение.
Дизельный двигатель имеет два механизма и четыре системы: кривошипно-шатунный механизм, куда входит вал, шатун, поршень с кольцами и поршневым пальцем, цилиндр и маховик механизм газораспределения, состоящий из распределительного вала, шестерен привода, толкателей, штанг, коромысла, впускных и выпускных клапанов с пружинами; системы топливоподачи, смазывания, охлаждения и пуска. Карбюраторный двигатель имеет еще и систему зажигания.
Рис. 4.2. Передвижная компрессорная станция:
а — общий вид; б — схема двухступенчатого компрессора: 1 — фильтр; 2 — цилиндр первой ступени: 3 — холодильник; 4 — цилиндр второй ступени; 5 — воздухосборник
Детали и сборочные единицы механизмов и систем установлены на остове двигателя, который образуют блок-картер, головка цилиндров, поддон картера и картер маховика.
Систему топливоподачи составляют топливный бак, подкачивающий насос, топливный насос высокого давления, воздухоочиститель, фильтры тонкой и грубой очистки и форсунки.
Системы охлаждения двигателей бывают двух типов: жидкостная и воздушная. При жидкостном охлаждении тепло от стенок и головки цилиндров передается жидкости (раствор или вода), которая затем поступает в радиатор, обдуваемый вентилятором, где тепло отдается окружающему воздуху. При воздушном охлаждении тепло от стенок цилиндров и головки передается непосредственно окружающему воздуху.
Запускают двигатели внутреннего сгорания принудительным вращением коленчатого вала. У карбюраторного двигателя вал вращают электростартером, представляющим собой электродвигатель постоянного тока, а у большинства дизелей — пусковым карбюраторным двигателем.
Пневматическое оборудование предназначено для приготовления сжатого воздуха, который используется в механизированном инструменте и системах пневматического управления машин. На строительной площадке источником сжатого воздуха являются передвижные компрессорные станции.
Компрессорная станция (рис. 4.2, а) состоит из компрессора, двигателя и вспомогательных устройств, смонтированных на ходовой тележке. Компрессоры передвижных компрессорных станций — поршневые двухступенчатые (рис. 4.2,6). Воздух последовательно сжимается в цилиндрах первой ступени, охлаждается в холодильнике и повторно сжимается в цилиндрах второй ступени, откуда он поступает в воздухосборник (ресивер). Воздухосборник оборудован раздаточными вентилями, к которым подсоединяются шланги пнев- моинструмента. Подача компрессоров до 10,5 м3/мин, рабочее давление — 0,7 МПа.
Приводные устройства
Приводом машины называют силовое оборудование и трансмиссию, которая передает движение от двигателя к исполнительным органам. Различают механическую, гидравлическую, электрическую и смешанные трансмиссии. Трансмиссия определяет тип привода.
Механический привод состоит из двигателя, муфты сцепления, предохранительной муфты, валов и механических передач.
С помощью гидравлического привода управляют муфтами, тормозами, рабочим и ходовым оборудованием. Привод состоит из гидронасоса, распределителей, трубопроводов, гидроцилиндров или гидромоторов.
Рис. 4.3. Схема гидравлической системы управления бульдозера:
1 — масляный бак; 2 — насос; 3 — перепускной клапан; 4 — распределитель; 5 — гидроцилиндр; 6 — поршень со штоком.
На рис. 4.3 приведена схема гидропривода бульдозера. При работе насоса масло из масляного бака по трубопроводам поступает в распределитель, а из него в рабочие цилиндры, штоки которых связаны с отвалом.
Гидронасосы приводятся в движение от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. В строительных машинах используются шестеренные и аксиально-плунжерные насосы. Простейшая схема шестеренного насоса (рис. 4.4) представляет собой две сопряженные шестерни, размещенные в корпусе. При вращении их жидкость из всасывающей камеры захватывается зубьями и через пространство, образуемое зубьями и корпусом, перегоняется под давлением к напорной камере.
Рис. 4.4. Шестеренный насос:
а —схема; 6 — насос; 1, 5 — ведущая и ведомая шестерни; 2 — корпус; 3, 4 — втулки; 6 — крышка.
Для придания рабочему органу вращательного движения вместо гидроцилиндров применяют гидромоторы, которые преобразовывают поступательное движение жидкости, создаваемое насосом, во вращательное движение вала. В качестве гндромоторов могут использоваться насосы, рассмотренные выше.
Гидрораспределители управляют гидроприводом. С их помощью рабочая жидкость от насоса направляется в ту или иную полость гидроцилиндра или к гидромотору, после чего жидкость сливается обратно в бак.
Пневматический привод применяется в механизированном инструменте, в паровоздушных молотах при забивке свай, в установках пневмотранспорта, в системах управления тормозами и муфтами. В пневмоприводе используется энергия сжатого воздуха, получаемого в компрессоре. Двигателем являются пневмомоторы, пневмоцилиндры и пневмокамеры.
Все более широкое применение в строительных машинах находит гидромеханическая трансмиссия. В ней используются гидромуфта или гидротрансформатор. Гидромуфта (рис. 4.5) состоит из насосного колеса посаженного на ведущий вал и турбинного колеса, установленного на ведомом валу. Колеса имеют поперечные лопатки и образуют вместе с кожухом замкнутую полость, заполненную маловязким маслом. При вращении колеса масло под действием центробежных сил отжимается к периферии колеса и отбрасывается лопатками на колесо, приводя его во вращение. Далее масло опять попадает в насосное колесо.
Рис. 4.5. Схема
В гидротрансформаторе есть третье, дополнительное колесо, которое автоматически регулирует передаваемый вращающий момент.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cиловое оборудование и приводные устройства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы