Основными элементами контактной системы зажигания являются: катушка зажигания, свечи и распределитель, объединяющий прерыватель и собственно распределитель. Кулачок прерывателя, количество граней которого равно числу цилиндров, и бегунок распределителя закреплены на общем валу, который приводится во вращение зубчатой передачей от распределительного вала двигателя и вращается с частотой, вдвое меньшей, чем коленчатый вал. Это объясняется тем, что в каждом цилиндре необходимо воспламенить топливо один раз за два оборота коленчатого вала. Кулачок при вращении воздействует на рычажок прерывателя, размыкая контакты. Параллельно контактам включен конденсатор С. Бегунок распределителя при вращении проходит мимо неподвижных электродов распределителя, количество которых равно числу цилиндров двигателя. Каждый электрод соединен проводом с соответствующей свечой.
Катушка зажигания имеет две обмотки: первичную и вторичную. Один конец у них общий, соединенный с подвижным контактом прерывателя. Второй конец вторичной обмотки соединен с бегунком распределителя, а второй конец первичной обмотки через добавочный резистор (который может отсутствовать) и контакты выключателя зажигания S—с « + » аккумуляторной батареи.
При включенном выключателе зажигания и замкнутых контактах прерывателя в цепи первичной обмотки катушки зажигания появляется ток. Ток будет протекать от «}» аккумуляторной батареи через резистор Ra, первичную обмотку катушки зажигания, контакты прерывателя, массу автомобиля к « —» аккумуляторной батареи.
При вращении коленчатого вала, когда в одном из цилиндров будет заканчиваться такт сжатия рабочей смеси, кулачок своей гранью разомкнет контакты прерывателя. При размыкании контактов ток в первичной обмотке катушки зажигания изчезает, а во вторичной индуктируется высокое напряжение. В момент появления высокого напряжения бегунок распределителя проходит под неподвижным электродом, соединенным со свечой того цилиндра, в котором заканчивается такт сжатия. В результате между электродами свечи происходит электрический разряд и воспламенение смеси в цилиндре. Ток высокого напряжения протекает от вторичной обмотки через бегунок и неподвижный электрод распределителя, проскакивает в виде искры между электродами свечи и через корпус автомобиля, аккумуляторную батарею и первичную обмотку возвращается на вторичную обмотку катушки зажигания.
Добавочный резистор позволяет улучшить работу системы зажигания при пуске двигателя. При включении стартера напряжение батареи сильно уменьшается, что приводит к уменьшению тока в первичной цепи и пониженному напряжению во вторичной цепи. Особенно сильно это сказывается при пуске зимой, когда характеристики батареи ухудшаются, а для пробоя искрового промежутка свечей требуется более высокое напряжение. Поэтому при включении стартера с помощью специальных контактов, имеющихся в электропусковой системе, резистор шунтируется. Таким образом, на время пуска обеспечивается необходимый ток в первичной цепи несмотря на пониженное напряжение батареи.
Принципиальных отличий элементы контактной системы зажигания, применяемые на различных современных автомобилях, практически не имеют. Поэтому рассмотрены будут типовые конструкции и конструктивные отличия различных элементов.
4 Катушки зажигания. Современные катушки зажигания изготовляются на номинальное напряжение 12В. Катушки (Б115, Б117 и др.) в основном имеют аналогичную конструкцию и отличаются обмоточными данными, конструкцией отдельных узлов и деталей, наличием дополнительных устройств, габаритными и установочными размерами.
Основными частями катушки зажигания (рис. 2) являются: сердечник с первичной и вторичной обмотками; крышка с выводами, низкого высокого напряжения. На большинстве автомобилей применяются катушки с добавочным резистором, смонтированным в керамическом изоляторе 9.
Сердечник катушки набирают из листов электротехнической стали, изолированных друг от друга окалиной. Тем самым уменьшаются вихревые токи, образующиеся при пульсациях магнитного потока. Поверх сердечника расположена трубка из электротехнического картона, на которую в несколько слоев намотана вторичная обмотка. Она выполняется из эмалированного провода марки ПЭЛ диаметром 0,06-0,10 мм и имеет большое число витков (17500-26000). Для улучшения изоляции слои вторичной обмотки отделены друг от друга конденсаторной бумагой. Первые и последние восемь рядов, где возникают потенциалы наибольшей величины, изолируются четырьмя — шестью слоями бумаги, остальные — двумя слоями. Для уменьшения напряжения между слоями витки первых и последних четырех рядов мотают с интервалом 1 — 2 мм.
Поверхность вторичной обмотки изолируют лакотканью и кабельной бумагой. Фарфоровый изолятор 5 предотвращает возможность пробоя вторичной обмотки на кожух.
Поверх вторичной наматывают первичную обмотку (из провода марки ПЭЛ диаметром 0,57 — 0,77 мм), имеющую сравнительно небольшое число витков (250-300). Межслойная изоляция первичной обмотки выполняется кабельной бумагой. Размещение первичной обмотки ближе к кожуху улучшает охлаждение катушки. Вокруг первичной обмотки расположен маг-нитопровод, состоящий из двух разрезанных по оси тонкостенных цилиндров из трансформаторной стали.
Вся конструкция помещена в металлический кожух. Герметичность катушки обеспечивается прокладкой между кожухом и карболитовой крышкой. Внутреннюю полость большинства катушек заполняют трансформаторным маслом.
Добавочный резистор 8 выполняется в виде спирали из никелевой проволоки и крепится в двух половинах керамического изолятора. Концы спирали приварены к двум шинкам, посредством которых резистор присоединяется к выводам катушки зажигания.
Все выводы катушки зажигания расположены на карболитовой крышке. Вторичная обмотка присоединена к высоковольтному выводу катушки. Общий конец первичной и вторичной обмоток соединен с выводом. Первичная обмотка соединена с выводом. К выводу присоединена только шинка от добавочного резистора.
Выводы не маркируются. Маркировка вывода 11 — ВК, вывода 14 — ВК-Б.
На крышке катушки зажигания Б117, не имеющей добавочного резистора, расположены выводы 1, 13 и вывод +£>, к которому присоединен конец первичной обмотки.
Распределитель. Распределитель предназначен для размыкания первичной цепи катушки зажигания, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой последовательности, установки начального угла опережения зажигания и автоматического регулирования опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.
Распределитель Р119-Б четырехискровой, состоит из корпуса, прерывательного механизма, высоковольтного распределительного устройства, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, октан-корректора, конденсатора.
Вал вращается в двух бронзовых втулках, установленных в корпусе. Смазывание вала обеспечивается колпачковой масленкой. Привод вала осуществляется от распределительного вала двигателя через муфту, которая одновременно ограничивает его осевое перемещение. Муфта крепится на валу шпилькой, которая удерживается пружиной, фиксируемой при сборке в канавке муфты.
Пластина октан-корректора через прорезь крепится болтом к корпусу. При установке на двигатель распределитель через прорезь в пластине, рядом с которой нанесены деления, крепится винтом к блоку двигателя.
На валу закреплена поводковая пластина грузиков центробежного регулятора, которые могут вращаться вокруг осей. Грузики удерживаются в исходном положении пружинами. Каждая пружина закреплена между стойкой одного грузика и осью другого. Поводковая пластина кулачка устанавливается своими прорезями на штифты грузиков. Кулачок напрессован на втулку, закрепленную на пластине. Осевое перемещение кулачка ограничивается шайбой и замковым кольцом, которое фиксируется в проточке верхней части вала. На лыске в верхней части кулачка в строго определенном положении устанавливается бегунок.
Неподвижная пластина прерывателя, расположенная внутри корпуса, крепится к нему двумя винтами. Подвижная пластина прерывателя установлена на шариковом подшипнике, закрепленном в отверстии неподвижной пластины. Подвижная пластина с неподвижной соединены неизолированным проводником. На оси подвижной пластины установлен держатель неподвижного контакта. Поворот держателя вокруг оси подвижной пластины осуществляется эксцентриком. Таким образом обеспечивается изменение угла замкнутого состояния контактов прерывателя. Фиксируется держатель на пластине винтом.
Рычажок с подвижным контактом изолирован от оси, вокруг которой он может поворачиваться. На рычажке закреплена текстолитовая подушечка, на которую при размыкании контактов давит своими выступами кулачок. Пластинчатая пружина, прижимающая подвижной контакт к неподвижному, одним концом закреплена на рычажке, а другим — на изолированном от корпуса кронштейне, который проводником соединен с изолированным выводом распределителя. К выводу крепится проводник от конденсатора. Пропитанный маслом войлочный фильц обеспечивает смазку кулачка.
Крышка распределителя имеет фиксирующий паз, обеспечивающий ее установку на корпусе в определенном положении. Она крепится двумя пружинными защелками. Центральный вывод крышки, к которому подводится высоковольтный провод от катушки зажигания, соединен с электродом бегунка через подавительный резистор с пружиной. Резистор (8-14 кОм) обеспечивает снижение уровня радиопомех. В боковых выводах, число которых равно числу цилиндров (на данном распределителе четыре), имееются металлические электроды, к которым через электрод бегунка подводится высокое напряжение. От боковых выводов высоковольтные провода идут к свечам зажигания.
Вакуумный регулятор закреплен на корпусе двумя винтами. Диафрагма из прорезиненной бензостойкой ткани, закрепленная между корпусом регулятора и крышкой, делит камеру регулятора на две полости. В левой полости между диафрагмой и штуцером расположена пружина, которая поджимает диафрагму. Изменение сжатия пружины осуществляется регулировочными шайбами. Соединение штуцера с крышкой уплотнено прокладкой. Левая полость вакуумного регулятора трубкой, идущей от штуцера, соединяется с отверстием в стенке карбюратора над дроссельной заслонкой. Диафрагма со стороны правой полости соединяется тягой с подвижной пластиной прерывателя.
Октан-корректор распределителя служит для установочной регулировки момента зажигания. Для этой цели ослабляется винт крепления распределителя, что дает возможность поворачивать корпус распределителя. Вместе с корпусом поворачивается подвижная пластина прерывателя относительно кулачка и изменяется по отношению к коленчатому валу момент размыкания контактов прерывателя.
Центробежный регулятор работает следующим образом. При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузики под действием центробежных сил, преодолевая усилие пружин, расходятся в стороны. При этом штифты грузиков, входящие в прорези поводковой пластины кулачка, поворачивают ее в сторону вращения вала распределителя на некоторый угол. При этом выступы кулачка будут раньше набегать на подушечку рычажка с подвижным контактом, и угол опережения зажигания увеличится. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузики под действием пружин возвращаются в первоначальное положение.
Зависимость угла опережения зажигания от частоты вращения определяется конструктивными особенностями двигателя и поэтому неодинакова у центробежных регуляторов различных распределителей.
Вакуумный регулятор изменяет угол опережения зажигания в зависимости от разрежения над дроссельной заслонкой карбюратора. При полностью открытой заслонке разрежение невелико и вакуумный регулятор не работает. По мере увеличения прикрытия заслонки (при уменьшении нагрузки двигателя) разрежение возрастает, диафрагма регулятора втягивается, поворачивая тягой подвижную пластину прерывателя в сторону увеличения угла опережения зажигания.
При холостом ходе двигателя дроссельная заслонка полностью прикрыта. При этом разрежения практически нет и регулятор не работает.
Важным регулировочным параметром распределителей является угол замкнутого состояния контактов (УЗСК). Он равен углу поворота вала распределителя, при котором контакты прерывателя остаются замкнутыми. С уменьшением УЗСК уменьшается ток первичной цепи, при котором происходит размыкание контактов, и, следовательно, напряжение во вторичной цепи, что приводит к перебоям в работе системы зажигания. Так как УЗСК уменьшается по мере изнашивания контактов, требуется периодическая его подрегулировка. УЗСК, обеспечивающие нормальную работу системы зажигания, вносятся в технические условия на распределители и составляют для восьмиискровых распределителей (30±3)°; для шестиискровых распределителей — (39±3)°; для четырехиокровых— (44 ±3)° [для распределителей Р119 и РП9-Б— (30±3)°].
Распределитель 30. 3706 (четырехискровый) (рис. 4.) имеет по сравнению с распределителем Р119-Б ряд конструктивных особенностей.
Прерывательный механизм и кулачок расположены ниже центробежного регулятора. Тем самым уменьшается износ железо-керамических втулок, в которых вращается вал распределителя.
Распределитель не имеет октан-корректора, и установка начального угла опережения зажигания осуществляется простым поворотом корпуса относительно вала, находящегося своим шлицевым хвостовиком в зацеплении с шестерней привода.
Диафрагма вакуумного регулятора изменяет положение подвижной пластины посредством тяги.
Центробежный регулятор расположен над прерывателем. Поводковая пластина грузиков закреплена в верхней части вала. Грузики могут поворачиваться вокруг осей, закрепленных на поводковой пластине кулачка.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузики, преодолевая силу натяжения пружин, поворачиваются вокруг осей и упираются в пластину. В результате усилие через оси передается на пластину, и она поворачивает кулачок в сторону увеличения опережения зажигания.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузики возвращаются в первоначальное положение.
Бегунок распределителя шипом фиксируется в отверстии поводковой пластины и крепится к ней двумя винтами. Помехо-подавительный резистор (6 кОм) устанавливается в бегунке, а соединение электрода бегунка с центральным выводом осуществляется угольным контактом с пружиной.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cхема и элементы контактной системы зажигания"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы