Их можно увидеть рядом друг с другом на дорогах войсковых учений и даже в автопарке одной части — и монументальный КрАЗ на высоких рубчатых шинах, и приземистый головастый народнохозяйственного типа КамАЗ, и широкогрудый четырехосный богатырь МАЗ. И всех их, кроме защитной зеленой окраски, роднит еще одно — они оснащены мощными дизельными двигателями.
В наше время автомобилей с такими двигателями становится все больше. Не так давно к традиционно дизельным МАЗам и КрАЗам присоединились КамАЗы, перешли на дизель «Уралы». И даже у карбюраторных ЗИЛов и ГАЗов появились шумные дизельные братья.
Чем же хорош дизель вообще, а для армейских машин в частности?
Во-первых, он потребляет топлива намного меньше (на 25— 40%), чем карбюраторный.
Во-вторых, дизель имеет лучшую приемистость, которая позволят при одинаковой мощности с бензиновым обеспечить лучшую динамику разгона. А это значит, что средняя скорость движения будет у автомобиля выше.
Кроме того, дизель можно легко форсировать, т. е. увеличивать его мощность путем наддува — подачей под давлением воздуха в систему питания.
Наконец, этот двигатель можно сделать многотопливным — приспособить к работе на других видах топлива — бензинах и керосине.
Нужно ли говорить, насколько все это важно для военных автомобилей?
Но кроме достоинств, дизель имеет и недостатки. При той же мощности он тяжелее бензинового, да и больше его по размерам. Требует точных регулировок и вообще сложен в эксплуатации. Да и работает шумно, с дымком, что тоже не всегда желательно для армейских машин. Поэтому дизели распространились в первую очередь на тяжелых военных автомобилях. Ведь там экономичность намного важнее завышенной массы.
Но сегодня достоинства дизеля явно перевешивают, и он все чаще встречается и на легких армейских грузовиках, и даже на «джипах».
Грузовики с дизельными двигателями впервые были построены в 1924 г. в Германии, но распространение получили только в 30-е гг. В период второй мировой войны они широко применялись в армиях.
Вся эта техника работала на дешевом, недефицитном топливе — тяжелых погонах нефти. Поэтому особенно увлекались дизелями в странах, традиционно страдающих от нехватки бензина,— Германии, Италии, Японии. В вермахте многие средние (класса 3 т) и почти все тяжелые грузовики (класса 4,5 т и выше) имели дизельные двигатели. Дизельные военные грузовики использовала также Англия и в меньшей мере богатые бензином США.
В Советском Союзе работы над автомобильными дизельными двигателями развернулись в начале 30-х гг.
В Научном автотракторном институте (НАТИ) был построен целый ряд интересных образцов. К сожалению, доработать их и развернуть производство до войны не удалось.
Говоря об уровне дизелестроения в СССР в те годы, нельзя не упомянуть о великолепном двигателе В-2. Этот двенадцатицилиндровый V-образный дизель мощностью 500 л. с. являлся поистине уникальной конструкцией. Попытки скопировать его окончились в Германии неудачей. Он широко применялся на советских боевых и транспортных машинах, в том числе на прославленном танке Т-34 и тягаче «Ворошиловец». Неоднократно модернизированный, он дожил до наших дней и стоит, в частности, на четырехосных МАЗах.
В 1944 г. в Ярославле началась подготовка к выпуску двухтактных дизелей по типу GMC-71: трех-, четырех- и шестицилиндровых. Производство первых, предназначенных для автомобиля ЗИС-353 (его должен был выпускать Ульяновский автозавод), наладить не удалось. А четырех-и шестицилиндровые стали устанавливать на серийных машинах.
Четырехцилиндровым двигателем ЯАЗ-204 с 1947 г. оснащались автомобили семейства МАЗ-200. Шестицилиндровый дизель ЯАЗ-206 с 1951 г. монтировался на тяжелых трехосных грузовиках Ярославского завода.
В 1958 г. в Ярославле перестали строить автомобили. Предприятие полностью перешло на выпуск дизельных двигателей и трансмиссий. Оно стало называться Ярославский моторный завод — ямз.
Такая специализация позволила расширить масштабы производства дизелей. А изготовление автомобилей передали на вновь образованный Кременчугский завод. В итоге дизельных грузовиков в стране стали выпускать больше.
В дальнейшем на ЯМЗ освоили новое, более совершенное семейство дизелей: шести-, восьми- и двенадцатицилиндровых. Ныне это головное предприятие объединения «Автодизель».
Важным этапом было создание Камского автозавода. Став крупнейшим изготовителем грузовиков, он немало способствовал росту дизелизации нашего автостроения.
Двигатель КамАЗ-740 создавался, так сказать, на чистом листе. Конструкторы не были связаны преемственностью с какой-то моделью, уже стоявшей на производстве. И поэтому могли творить свободно, с учетом новейших мировых достижений. Творить с перспективой — так, чтобы дизель морально не устаревал много лет, имел резервы для модернизации.
Работа увенчалась успехом. Двигатель получился экономичный, долговечный, надежный. Он устанавливается не только на КамАЗы, но и на трехосные грузовики Уральского и Московского автозаводов, на львовские автобусы. Конструкция этого дизеля продолжает совершенствоваться.
Что и говорить, всем хорош современный дизель! Но не нужно забывать, что он требует более тщательного ухода, более квалифицированного обслуживания. Он рассчитан на индустриальные методы ремонта и восстановления, нуждается в высокой точности при обработке и сборке деталей. Значит, возрастают требования и к тем, кто водит машины в рейс, и к тем, кто готовит их в дорогу. Тем более, если это машины армейские.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дизелизация"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы