Схемы компоновки двухосных тягачей приведены на рисунках 17 и 61.
Для машин с высокими скоростями движения, например быстроходных скреперов, применяют тягачи автомобильного типа с управляемыми передними колесами меньшего диаметра, чем у обычных тягачей (рис. 61, а).
Рис. 61. Схемы компоновки двухосных тягачей
Для короткобазовых тихоходных тягачей, в основном работающих с навесным оборудованием в виде бульдозера или толкача, используется схема с неповорот* ными колесами. В этом случае управление поворотом производится с помощью бортовых передач (рис. 61,6) при приводе колес от одного двигателя или независимым приводом колес от гидро- или электродвигателей. По этой схеме выполнен тягач мощностью 1,8 кет (16 л. с).
Рис 62. Двухосный седельный тягач мощностью 235 кет
Для машин высокой маневренности, например погрузчиков,. работающих в особо стесненных условиях, целесообразно применять тягачи с поворотными колесами на обеих осях (рис. 61, г). Такая схема обеспечивает движение вбок в том случае, если все колеса повернуты в одну сторону.
Более простая компоновка, обеспечивающая также высокую-маневренность, осуществляется в схеме с шарнирной рамой (рис. 61,d). Такая схема используется на тягачах, выпускаемых Кировским заводом. Недостаток ее заключается в том, что-она уменьшает допустимую нагрузку на тягач от сменного оборудования на 40—50%.
Рис. 64. Тягач из унифицированных узлов с задним расположением двигателя
Еще более просто высокая маневренность достигается компоновкой двух одноосных тягачей, соединяемых двигателями наружу, или использованием общего одноосного тягача с шарнирным соединением, смещенным ближе к оси тягача (рис. 61, е).
Из рассмотренных схем следует считать наиболее совершенными схемы а, б, в и д. Схемы а, д и е применяются в основном для седельных тягачей; схема в — как с седельным устройством, так и без него. Характерным представителем схемы а является тягач мощностью 235 кет (320 л. с.) (рис. 62). Тягач имеет массу 12 т и работает с полуприцепным скрепером емкостью 19,1 ж3 и массой 13,3 т. Допускаемая нагрузка полуприцепа 250 кн (25 т). Седельное устройство тягача, в отличие от устанавливаемых на одноосных тягачах, не имеет цилиндров управления. Для управления механизмами полуприцепа тягач оборудован двухбарабаниой лебедкой (в последних конструкциях тягачей канатно-полиспастное управление заменено гидравлическим).
Привод осуществлен на заднюю ось. Нагрузка на нее составляет 43% от общей массы с порожним полуприцепом, т. е. 11 т, и до 37,5% общей массы при груженом полуприцепе, что составляет 19,1 т. Скорость движения тягача изменяется от 4,5 до 10 км/ч. Наибольшее тяговое усилие на задние ведущие колеса достигает 142 кн, что составляет около 74% от нагрузки на заднюю ось. Двухосные седельные тягачи, выпускаемые заводами, как правило, унифицированы с одноосными.
Поскольку нагрузка на седло седельного тягача на 15—20Р/о превышает его массу, компоновка седельного тягача представляет значительные возможности для использования его в качестве базы для навесного оборудования. Поэтому седельные тягачи весьма часто применяются для работы с оборудованием погрузчика, экскаватора, крана и т. п.
Тягач с приводом от гидромотора на каждое колесо представляет собой маневренную машину: правые и левые его колеса могут реверсироваться независимо от работы другой пары. Гидромоторы колес питаются двумя насосами. Скорость движения тягача достигает 12 км/ч, масса 1,6 т, тяговое усилие 9800 н. Тягач снабжается различным рабочим оборудованием.
Двухосный тягач Могилевского завода унифицирован с одноосным тягачом, описанным выше. Он имеет двигатель мощностью 176 кет (240 л. с), расположенный сзади, массу 12,5 г, наибольшее тяговое усилие 75 кн, скорость до 40 км/ч. Привод обоих мостов представлен механической передачей с карданными валами. Пульт управления помещен в кабине, расположенной в средней части шасси. Передние колеса — управляемые. Наибольшая нагрузка на мост 190 кн (19 т), что позволяет монтировать на машину навесное оборудование массой до 15 т.
На рис. 63 показан сельскохозяйственный тягач, выпускаемый Кировским заводом. Переднее расположение двигателя уменьшает возможность работы с различным навесным оборудованием, независимо от того, что конструкция ограничивает массу навесного оборудования 4,5—5 г. В то же время для работы с прицепом он имеет недостаточную мощность двигателя и соответственно низкую скорость (до 28 км/ч). Все это делает его значительно уступающим тягачу, выпускаемому Могилевским заводом.
Тягачи, изготовляемые за рубежом, с шарнирной, реже со сплошной рамой (рис. 64), обычно из унифицированных узлов, мощностью до 540 кет (до 730-л. с.) и массой до 72 т, представляют собою мощные тягачи-бульдозеры, хорошо приспособленные для работы с погрузчиками вследствие заднего расположения двигателя, а также и для работы в тяжелых дорожных условиях. Наибольшая скорость их составляет 60 км/ч (тяжелые массой 72 т развивают скорость до 24 км/ч).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Двухосные тягачи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы