Что такое «джип»? Так часто называют легковые автомобили армейского типа — с упрощенным грузопассажирским кузовом, съемным тентом и приводом на обе оси. Само это слово появилось в разгар второй мировой войны — на несколько лет позже, чем автомобили данного типа. Так уж получилось: слова «джип» еще не было, а «джип» уже был.
У нас в стране в конце 30-х гг. создали опытный разведывательный автомобиль Р-1 на базе узлов и агрегатов ГАЗ-А и М-1, имевший сугубо практичный кузов с вырезами вместо дверей. В 1941 г., перед самой войной, в НАТИ разработали и построили полноприводный автомобиль, тоже с упрощенным кузовом. В качестве базы использовали «эмку». Машина получила название АР — автомобиль-раз-ведчик. Она могла перевозить пять человек или груз до 600 кг. Серийно автомобиль не выпускался.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны на заводе им. КИМ в Москве стали производить легкие командирско-раз-ведывательные автомобили с упрощенным кузовом, правда, с приводом только на заднюю ось. Базой для них служила малолитражка КИМ-10. Но в конце года завод эвакуировался в Свердловск и перешел на выпуск другой продукции.
В 1941 г. появилась еще одна конструкция — ГАЗ-64. Машина проектировалась как автомобиль с ограниченным сроком службы и была предельно проста и технологична. Широко использовались узлы и агрегаты других моделей завода, уже освоенных в производстве. Новыми фактически были только кузов, передняя подвеска и радиатор. Панели кузова были рассчитаны на изготовление с помощью гибки, без применения дорогостоящих вытяжных штампов.
Несмотря на отсутствие демультипликатора, автомобиль мог развивать значительные тяговые усилия. Благодаря шинам низкого давления машина хорошо проходила по слабым грунтам и снегу. С осени 1941 г. этот автомобиль стал поступать на фронт.
В конце 1942 г. у автомобиля расширили колею с 1250 до 1440 мм, что положительно сказалось на устойчивости. Была также изменена форма крыльев.
Эта конструкция обозначалась как ГАЗ-67. После еще одной модернизации в 1944 г. автомобиль получил название ГАЗ-67Б. Машина широко применялась в Красной Армии и полюбилась бойцам. Они ласково называли ее «газик», «козлик», а иногда и «бобик» (из-за буквенного обозначения Б). Кстати, последнее прозвище очень подходило этой простой, неприхотливой и надежной машине.
Выпускались автомобили такого типа и за рубежом.
В 1940 г. малоизвестная американская фирма «Бантам» создала простую полноприводную машину. В течение 1941—1942 гг. из ворот предприятия вышло около полутора тысяч «Банта-мов» модели BRC. Тип легкого армейского автомобиля конструкторы выбрали удачно. Однако производство «Бантамов» не было развернуто ввиду ограниченных возможностей фирмы.
Успех пришел к другой американской компании — «Виллис». В 1941 г. она выпустила весьма похожую на «Бантам» машину МА, а в следующем году — несколько модернизированную MB. Эта модель изготовлялась в больших количествах.
Тем не менее, удовлетворить потребности армии не смогла и эта фирма. И тогда к выпуску машин по чертежам «Виллиса» приступила гигантская корпорация «Форд». Перед этим она разрабатывала свой автомобиль аналогичного назначения, прозванный «Пигми» («Пигмей»), Но «Виллис» оказался лучше, и Форд стал выпускать его под буквенным обозначением GPW. В английском языке эти буквы произносятся как «джи», «пи», «дабл ю». От них-то и образовалось прозвище автомобиля — сначала «пип», а затем и «джип». В 1941 —1945 гг. их было выпущено свыше 600 тыс. Они стали самыми распространенными автомобилями второй мировой войны. В этот-то период слово «джип» и стало синонимом легкоге армейского вездехода.
«Джипы» американского производства широко применялись в вооруженных силах всех стран — участниц антигитлеровской коалиции, в том числе и в Красной Армии.
Бывший водитель 61-го автобата штаба Донского фронта, ныне доцент Киевского строительного института Виктор Владимирович Досужий, вспоминает: «В период Сталинградской битвы я был шофером у члена Военного совета фронта генерал-лейтенан-та К. Ф. Телегина. Ездили мы на «Бантаме». У этой машины, в отличие от ГАЗ-67 и «Виллиса», мощность была поменьше, а тяговые качества похуже. А вообще этот «джип» из-за небольшой ширины был (так же, как и «Виллис») недостаточно устойчив. Я на своем «бантике» (как я называл в шутку «Бантам») опрокидывался дважды, правда, без особых последствий.
Недостаточно прочными были у американских «джипов» рамы, приходилось подваривать их в полевых условиях. Кузова были тесноваты, особенно при поездке в зимней одежде. Нужно сказать, зима 1942/43 г. была на Волге суровой. Мы дооборудовали все «джипы» закрытыми самодельными будками. И в такой будке было еще теснее. То ли дело наш крепкий, просторный, широкий и устойчивый ГАЗ-67! Правда, динамические качества у него были похуже, чем у «Виллиса», но зато, не в пример прихотливым к топливу «американцам», он надежно работал на самом низкосортном бензине».
В Германии работы над легковыми автомобилями для армии активизировались после прихода Гитлера к власти. Ранние их образцы изготавливались на шасси обычных коммерческих моделей с приводом только на заднюю ось. Для снижения
массы кузова снимали, а на раме открыто устанавливали глубокие кресла. Из-за них-то автомобили и получили название «кюбельзицваген» (т. е. «машина с ковшеобразными сиденьями»), В дальнейшем армейские легковые машины все-таки получили борта и стальные дверки. И называть их стали «кюбель-ваген» что можно перевести как «автомобиль-ковш», «автомобиль-лоханка».
Поначалу германские фирмы наперебой предлагали свои «военные» модели. По правде говоря, в большинстве они были псевдовоенными: несмотря на спартанскую, простую внешность, эти «лоханки» имели привод только на заднюю ось и недостаточную проходимость. Тем не менее, некоторые из них производились серийно и впоследствии участвовали в боевых действиях, в том числе и на советско-германском фронте.
В 1935—1937 гг. для вермахта были отработаны конструкции стандартных легковых автомобилей. Они были трех типов: легкого, среднего и тяжелого. Все они были полноприводными, с независимой подвеской колес. На части машин управляемой была не только передняя, но и задняя ось. Кузова были простой, утилитарной формы с характерными трапециевидными дверками. У средних и тяжелых стандартных машин запасные колеса были подвешены по бокам так, что могли свободно вращаться и при этом слегка выступали за нижний край кузова. Это позволяло автомобилю, преодолевая вертикальные препятствия, не садиться на «брюхо».
К 1941 г. производство стандартных машин, сложных по конструкции и трудоемких в изготовлении, сократилось. Окончательно выпуск этих автомобилей прекратился в 1943 г. Впрочем, на фронтах они встречались до конца войны.
Основным легким «кюбелем» вермахта в 1941 —1945 гг. стала машина «Фольксваген-82». Этих характерных ребристых коробок с покатым носом, увенчанным запасным колесом, изготовили более 50 тыс. Автомобиль имел размещенный сзади двигатель воздушного охлаждения и независимую подвеску колес. «Фольксваген-82» отличался малой массой, но отсутствие привода на переднюю ось и относительно длинная колесная база снижали его проходимость.
А взамен тяжелого стандартного «кюбеля» начиная с 1941 г. стали выпускать командно-штабные машины на шасси 1,5-тонных полноприводных армейских грузовиков.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"«Джипы» и их собратья"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы