Чтобы обеспечить нормальные условия работы экскаваторов зимой, необходимо прежде всего предохранить грунт от промерзания.
Если грунт будет разрабатываться в первой трети зимы, то его необходимо предварительно вспахать и забороновать, а также провести работы по удержанию снежного покрова. Для разработки грунтов, проводимой во второй трети зимы, кроме вспахивания, боронования и снегозадержания, на грунте следует устроить еще утепляющий слой из дешевых местных теплоизоляционных материалов (опилок; торфа, шлака, хвои, сухих листьев и т. п.). Когда разработка намечена на конец зимы, рекомендуется провести механизированное перелопачивание грунта, окучивание его или же устроить тепляки из отходов древесины и засыпать их сверху опилками, шлаком, золой и т. п.
Использовать для рыхления клин-бабу и шар-бабу можно при небольшом объеме работ и при отсутствии более производительных средств, так как их применение вызывает преждевременный износ экскаватора.
Если эти рабочие органы все же необходимо применить, то в колонне экскаваторов выделяют для этой цели 1—2 машины, предварительно усилив их конструкции.
Для защиты машиниста от разлетающихся кусков мерзлого грунта па остекленной части кабины устанавливают раму с двумя металлическими панцирными сетками из проволоки диаметром 1,5—2 мм, отстоящими одна от другой на расстоянии 50 мм. Размеры ячеек сетки 10X10 мм.
Шар-бабу и клин-бабу подвешивают к стреле драглайна, шарнирно соединяя их с подъемным канатом.
Рис. 41. Крепление шар-бабы и клин-бабы к подъемному канату:
а — шарнирное соединение, б — простейшее шарнирное соединение, в — крепление с применением промежуточного звена из стального каната; 1 — палец, 2, 11 — втулки, 3—скоба, 4 — канат, 5 — коуш, 6—шкворень, 7, 10, 14 — шайбы, 8, 16 — шплинты, 9 — палец, 12 — шплинт, 13 — планка, 15 —гайка М-14, 17 — клин-баба, 18 —болт, 19 — канатные
Шарнирное соединение (рис. 41) применяют для уменьшения износа стального каната. Вместо специального шарнирного соединения допускается использовать в качестве пром-ежуточного звена кольцо из стального каната.
Непосредственно соединять падающий груз с подъемным канатом не рекомендуется.
В процессе рыхления мерзлого грунта клип-бабу или шар-бабу следует поднимать плавно, без рывков, до максимально возможной высоты (на расстояние не менее 0,8 м до стрелового блока). В момент касания грузом грунта машинист должен тормозить главную лебедку.
Мерзлые грунты рыхлят также дизель-молотами с клином, монтируемыми на тракторах, тракторах-погрузчиках и экскаваторах.
К экскаваторам Э-652Б по специальному заказу поставляют сменное навесное оборудование — рыхлитель мерзлых грунтов.
При большом объеме земляных работ рыхление и уборку мерзлого грунта осуществляют одновременно. Во избежание несчастных случаев расстояние между машиной, производящей рыхление мерзлого грунта, и машиной, убирающей его, должно быть: при рыхлении дизель-молотом — не менее 10 м, клип-бабой или шар-бабой — не менее 20 м.
Если глубина промерзания грунта более 0,6 м, а площадка расположена вдали от жилых домов, промышленных зданий, линий электропередач и связи, наиболее целесообразно применять взрывной способ рыхления грунта. В этом случае забой делят на два смежных участка, в одном из которых ведется экскавация взорванного грунта, в другом — подготовка к взрыву.
Мерзлые грунты рыхлят также специальным навесным оборудованием к многоковшовому экскаватору и трактору — баровыми установками с последующим скалыванием мерзлого грунта дизель-молотом.
Мерзлый грунт можно оттаивать различными методами, начиная от применения костров, тепляков, газовых и жидкотопливных горелок под переносными полукруглыми кожухами и кончая электро- и паропрогревом, а также переносными газогенераторами для оттаивания мерзлых грунтов.
Без предварительного рыхления грунт можно разрабатывать экскаваторами, оборудованными прямой и обратной лопатой емкостью 0,5—1 м3, если глубина его промерзания 0,15—0,25 м, и оборудованными драглайном с ковшом емкостью 0,5—1 м3, если глубина его промерзания 0,1 м. При глубине промерзания 0,4 м следует применять экскаваторы, оборудованные прямой лопатой с ковшом емкостью от 1 м3 и более.
Выемки на заболоченных участках в зимних условиях следует разрабатывать экскаваторами с ковшом малой емкости (до 0,5 м3) на гусеничном ходу с уширенными башмаками (до 1 м) или с обыкновенными башмаками, но обязательно применяя щиты. Эти участки предварительно осушают в летнее время, устраивая водоотводные канавы.
Гусеничные экскаваторы, с ковшом емкостью до 0,4 м3 могут преодолевать снежный покров толщиной до 50 см, а с ковшом 0,65—1,25 м3—55—60 см.
Гусеничные экскаваторы можно перегонять своим ходом на расстояние не более 5 км, а на буксире— 15 км.
Предварительно дороги должны быть расчищены. При перегоне экскаватор должен сопровождать трактор, который подтягивает экскаватор на подъемах и придерживает на спусках, используя длинный буксирный трос. Ведущие колеса экскаватора находятся сзади. В случае если экскаватор увязнет, то выходить из ямы надо ведущими колесами вперед, отталкиваясь дополнительно рукоятью сзади.
Сменное оборудование устанавливают прямо по движению, а ковш экскаватора — близко от земли и гусениц. На звенья гусениц устанавливают шпоры.
При переходе через ледовые переправы нужно предварительно обязательно промерить толщину льда.
Если между льдом и водой есть воздушная прослойка, то на льду нужно устроить сплошной настил из фашин, досок, бревен, брусьев с намораживанием путем поливки водой.
Экскаваторы должны переходить через лед своим ходом на первой скорости только в одном направлении на расстоянии не менее 55—65 м один от другого. Впереди на расстоянии около 20 м должен идти трактор с длинным буксирным тросом.
Остановка в пути и развороты недопустимы. В кабине при этом должен находиться -только машинист экскаватора, остальные члены обслуживающего персонала должны идти сбоку или следом, наблюдая за состоянием льда. Двери кабины экскаватора при переходе через лед должны быть открыты.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Экскаваторные работы в зимнее время"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы