На современных автомобилях применяются: двухфар-ное головное освещение с круглыми или прямоугольными оптическими элементами и четырехфарное — с круглыми оптическими элементами.
Головное освещение должно обеспечивать достаточную видимость дороги и объектов на ней как при ближнем свете (свете встречного разъезда) без ослепления водителя встречного транспорта, так и при дальнем — с целью поддержания высокой скорости движения автомобиля.
Видимость дороги и объектов на ней при ближнем свете зависит от светораспределения светового пучка фары, которое может быть симметричным и асимметричным. Асимметричное светораспределение обеспечивает лучшую освещенность правой части дороги и уменьшает возможность ослепления водителя встречного транспорта.
Распределение света па полотно дороги в значительной степени зависит от конструкции оптического элемента фары. В настоящее время на отечественных автомобилях широко применяются оптические элементы с асимметричной системой све-тораспределения ближнего света.
Такое светораспределение ближнего света получается в основном за счет наличия экрана под нитью накала и частичного перераспределения светового пучка за счет линз и призм рассеивателя.
Оптические элементы ФГ105 фар также создают асимметричное светораспределение светового пучка ближнего света, но без четкой свето-теневой границы.
Такое светораспределение получается главным образом за счет оптических микроэлементов рассеивания и частично за счет установки нити накала ближнего света немного вверх и влево по отношению нити дальнего света.
Чтобы оценить эти оптические элементы, необходимо сравнить освещенность в контрольных точках и зонах на измерительных экранах. Из сравнения величин освещенности на измерительных экранах видно, что оба элемента обеспечивают большую освещенность правой стороны дороги и меньшую освещенность — левой. Однако оптические элементы ФГ105 при применении ламп с цоколем 2ФД-42 создают большую освещенность около точки B50L, которая характеризует расположение глаз водителя встречного транспорта, находящегося на расстоянии 50 м от фары, т. е. совпадает с одной из наиболее опасных в отношении ослепления точек траектории перемещения глаз водителя при разъезде, а поэтому слепящее действие оптических элементов ФГ105 значительно больше оптических элементов ФГ140.
Рассмотрим преимущества и недостатки 2 и 4- фарного головного освещения.
Двухфарное освещение с круглыми оптическими элементами диаметром 170 мм в настоящее время является наиболее распространенным и имеет следующие достоинства:
обеспечивается хорошая видимость дороги как при дальнем, так и при ближнем свете фар, благодаря значительной площади отражателя;
суммарная мощность нитей накала ламп дальнего света не превышает 120 Вт, что позволяет применять ее на автомобилях, имеющих маломощные генераторы;
фары диаметром 170 мм не требуют большого пространства для их установки.
Недостатки двухфа р. ногоосвеще ни я: неполностью удовлетворяются требования, предъявляемые к головному освещению автомобиля, так как один и тот же рассеиватель оптического элемента не может обеспечить необходимого евето-распределения при дальнем и ближнем свете фар (особенно это касается оптических элементов ФГ105);
фары диаметром 170 мм не позволяют получить достаточно хорошую освещенность правого края дороги на расстоянии 75 м (точка 75R на рис. 95, а) и более.
Эти недостатки и явились причиной появления четы-рехфарного головного освещения, а также прямоугольных фар.
Четырехфарное освещение основано на оптимальном распределении дальнего и ближнего света двумя типами фар оптическими элементами диаметром 136 мм. Внешние фары являются фарами ближнего (света встречного разъезда) и дальнего света, а внутренние — только фарами дальнего света.
При включении дальнего света работают все четыре фары: внутренние фары дальнего света создают при этом направленный вдаль четкий световой пучок прожекторного типа, а нити дальнего света внешних фар создают рассеянный световой пучок, что обеспечивает освещение ближних участков дороги и обочин. При включении ближнего света работают соответствующие нити накала ламп внешних фар.
Преимущества четырехфарного освещения:
— обеспечивается большая дальность видимости при дальнем свете за счет увеличения суммарной площади отражателей и повышения общей мощности нитей ламп;
— улучшается светораспределение ближнего света, так как рассеиватели этих фар рассчитываются только на распределение ближнего света.
Недостатки четырехфарного освещения:
— уменьшается дальность видимости при ближнем свете за счет меньшей площади отражателей двух фар диаметром 136 мм по сравнению с двумя фарами диаметром 170 мм, при одинаковой мощности ламп;
— требуется устанавливать на автомобили более мощные генераторы так как в фарах установлены четыре лампы, с большей суммарной мощностью нитей накала.
Из-за перечисленных недостатков эта система не нашла широкого применения.
Двухфарное освещение с прямоугольными фарами. Оптический элемент прямоугольной фары имеет параболический отражатель диаметром 210 мм, срезанный в верхней и нижней частях (рис. 5, б).
Преимущества освещения с прямоугольными фарами:
— отражатели прямоугольных фар имеют большие участки зон, прилегающих к горизонтальному диаметру, что позволяет обеспечить большую дальность видимости и лучшую освещенность правой стороны дороги и обочины при ближнем свете;
— при дальнем свете эта система имеет преимущество перед другими лишь в том случае, когда площадь отражателей двух фар больше суммарной площади всех фар другой системы;
— прямоугольные фары эстетически вписываются в форму передней части современного автомобиля.
Недостатки освещения с прямоугольными фарами:
— худшая технологичность по сравнению с круглыми фарами;
— потребность в большем пространстве для размещения фар.
Общие недостатки головного освещения:
— возможность ослепления водителя встречного транспорта даже при правильной регулировке фар ввиду изменения их положения в зависимости от характера загрузки автомобиля, состояния элементов подвески и шин;
— резкое снижение дальности видимости при переходе от дальнего света к ближнему;
— плохая освещенность дороги при поворотах автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Головное освещение автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы