Грунтоуплотняющие машины (исключая катки) по принципу работы можно разделить на две основные группы: вибрационного действия и ударного действия.
Вибрационные поверхностные виброушютнители — виброплиты классифицируются по массе и способу перемещения в работе на ручные (виброрейки), навесные (многосекционные виброуплотнители), подвесные (крановые) и самопередвигающиеся; по характеру колебаний — с круговыми и направленными колебаниями; по принципу действия вибратора — инерционные, центробежные и эксцентриковые.
В дорожном строительстве виброрейки применяют преимущественно для уплотнения бетона при небольших объемах работ.
Рабочим органом многосекционных виброуплотнителей являются плиты, устанавливаемые в качестве навесного оборудования в один или два ряда на требуемую ширину уплотнения на специальных самоходных шасси или на автогрейдерах, катках статического действия, укладчиках и других машинах. Работа виброуплотнителя наиболее эффективна при частоте 2400 колебаний в минуту и массе каждой плиты 170—250 кг. Подвесные плиты к кранам и экскаваторам применяют для уплотнения грунтов, каменных отсыпок и бетона в неудобных и узких местах, при подходах к мостам, при обратной засыпке траншей и канав и т. п. Наиболее широкое применение получили само передвигающиеся плиты, поставляемые в СССР из ГДР, типа SVP — для уплотнения грунтов, песка, щебня, сыпучих каменных материалов и бетона; типа BSD — для балластных отсыпок и щебня в дорожном и железнодорожном строительстве; GSD — для уплотнения засыпки траншей, канав и фундаментов (табл. 3.12). Основной частью каждой вибрационной машины являются вибраторы. В вибраторах инерционного действия возмущающая сила развивается за счет поступательно-возвратного движения массы сердечника, Такие вибраторы, электромагнитные или пневматические небольших размеров, применяются в ручных трамбовках.
Таблица 3.12
Техническая характеристика самопередвигающихся виброплит производства ГДР
Вибраторы эксцентрикового действия изготовляют двух типов: малой мощности с дебалансами, устанавливаемыми непосредственно на валу электродвигателя, и более мощные, с одним, двумя или несколькими дебалансами, посаженными на отдельный вал е приводом от двигателя.
В вибраторах центробежного действия (рис. 3.25, а) возмущающая сила возникает от перекатывания дебаланса-ролика по внутреннему периметру корпуса вибратора. Такая конструкция дает возможность создавать вибраторы большой мощности, так как подшипники ведущего вала полностью разгружены от передачи дебалансами весьма значительных осевых нагрузок.
Обычно для самоходных плит используют двухдебалансные вибраторы направленного действия (рис. 3.25, б). При вращении дебалансов в разные стороны в вертикальной плоскости их возмущающие силы складываются, а в горизонтальной плоскости — взаимно уравновешиваются. При отклонении суммарной возмущающей силы от вертикали (штриховая стрелка) плита за счет горизонтальной составляющей начинает передвигаться в том или ‘Другом направлении. Угол наклона возмущающей силы в ту или
Рис. 3.25. Схема вибраторов:
а — центробежного действия; б — направленного действия (двухде» балансный); 1 — корпус; 2 — дебзланс-ролйн; 3 — водило; 4 — ведущий вал; .5 — вал дгбаланса-ролика; 6 — вибропли-та; 7 — дебаланс; 8 — ось поворота корпуса
другую сторону устанавливает оператор с помощью специального механизма, изменяя этим направление и скорость самопередвижения плиты.
Рабочим органом виброплиты служит массивная литая плита. Корпус вибратора может быть присоединен к ней посредством жесткого шарнира (рис. 3.25, б), а наклон к вертикали возмущающей силы устанавливается поворотом корпуса. Известны машины с жестким креплением корпуса вибратора к плите; у таких машин наклон к вертикали возмущающей силы устанавливается изменением соотношения фаз вращения дебалансов с помощью приводного редуктора.
Двигатель и узлы трансмиссии устанавливаются над плитой на подрамнике, который соединяется G плитой пружинными или резинометаллическими амортизаторами. Вращение от трансмиссии вибратору передается клиноременной передачей, имеющей натяжное-устройство. Оператор управляет машиной с помощью дышла, прикрепленного к плите посредством амортизаторов. На дышле смонтированы рычаги управления двигателем и механизмом направления возмущающей силы. Оператор может поворачивать плиту в плане для изменения направления ее самопередвижения. Для транспортировки крупные машины снабжаются съемными колесами или тележками, которые буксируются за трактором или автомобилем.
Самопередвигающиеся вибраторы весьма эффективны, обеспечивают хорошее уплотнение е большой производительностью. Возмущающая сила для средних машин (1,0—1,5 т) достигает 6— 8 тс, для тяжелых машин (6—8 т) 10—15 тс, частота колебаний 900—2000 в минуту, амплитуда колебаний плиты — в пределах 0,5—8 мм.
Машины ударного действия применяют для интенсивного уплотнения связных и глинистых грунтов в дорожных насыпях, плотинах и других сооружениях в гидротехническом строительстве, отсыпаемых слоями толщиной 1—1,5 м, а также грунтов в естественном залегании (ложе каналов и водохранилищ). Эти машины бывают в виде трамбовок, управляемых вручную, прицепными, навесными и самоходными на гусеничном или колесном ходу.
Рис. 3.26. Трамбовочная машина ДУ-12В:
1 — редуктор; 2 — кривошилно-полиспастный механизм; 3 — передняя подвеска; 4 — задняя подвеска; 5 — подъемный канат; 6 — навесная рама; 7 — крюк; 8 — плита; 9 — ходоуменьшитель; 10 — штанга; 11 — рычаги управления; 12 — карданный вал; 13 — муфта сцепления
Ручные трамбовки, электрические и пневматические массой от 50 до 200 кг и взрывного (эксплозивного) действия массой от 500 до 2500 кг применяются для небольших объемов работ. К прицепным грунтоуплотняющим машинам относятся катки с падающими грузами. Основным рабочим органом таких катков являются свободнопадающие грузы, поочередно поднимаемые копирами и автоматически сбрасываемые из верхней части катка. К навесным машинам относятся трамбовочные плиты, подвешиваемые к крановому оборудованию экскаваторов и кранов. Плиты изготовляют из чугуна или армированного бетона массой 1—1,5 т; 2,0—2,5 т и 3,0—3,5 т с размерами основания 70X70, 80×80 и 100X100 см.
При определении опорной площади и массы плиты следует руководствоваться оптимальной величиной статического давления 0,25—0,35 кгс/см2. Уплотнение плитами достигается при четырех—шести проходах по одному месту и при высоте свободного падения 1,2—2,0 м. Глубина уплотнения при необходимой плотности 95—98% от стандартной составляет 0,8—1,5 м в зависимости от физико-механических свойств грунта.
Самоходные трамбовочные машины применяют для уплотнения грунта в насыпях на толщину 0,5—1,2 м при больших объемах работ. В качестве рабочих органов этих машин служат свободно-падающие молотки или плиты, или же навешивается ряд дизель молотов. Подъем рабочих органов осуществляется при помощи кулачковых, цепных или канатных механизмов, а также пневматических и гидравлических устройств. Основание ударной части
Рис. 3.27. Кинематическая схема трамбовочной машины ДУ-12В:
1 — обойма блока кривошипа; 2 — кривошип; 3 — обгонная муфта; 4 — кривошипный вал; 5 — редуктор; 6 — муфта сцепления; 7 — карданный вал; S — двигатель; 9 — коробка передач трактора; 10 — вал отбора мощности; 11 — ходоуменьшитель; 12 — подъекный канат; 13 — плита
молотков делают прямоугольной, ромбической и клинообразной форм.
Самоходная трамбовочная машина ДУ-12В (рие. 3.26) агрега-тируется с гусеничным трактором Т-130.1, оборудованным ходо-уменьшителем. Рабочим органом машины служат две плиты, подвешенные рядом на подъемных канатах сзади трактора Плиты поочередно поднимаются канатами и свободно падают на поверхность грунта, осуществляя его трамбование. Трактор при этом движется с замедленной ходоуменьшителем скоростью, которая выбирается соответственно необходимому числу ударов плит по одному месту. При подъеме и падении плиты удерживаются от раскачивания и вращения вертикальными парными штангами 10, подвешенными посредством эластичных муфт к навесной раме 6 машины. Штанги свободно помещаются в направляющих отверстиях плит. Эластичные муфты штанг обеспечивают движение трактора при кратковременном нахождении плит на трамбуемой поверхности после очередного падения. Штанги оснащены телескопическими удлинителями для направления плит при больших осадках трамбуемого рыхлоотсыпанного грунта. Удлинители включаются в работу (выдвигаются) механизмом, управляемым водителем из кабины.
Привод подъемных канатов (рис. 3.27) осуществляется канатными полиспастами, нижние двухблочные обоймы которых посажены на кривошипах вала редуктора. Трехступенчатый редуктор приводится карданным валом от переднего конца коленчатого вала двигателя и включается с помощью фрикционной муфты сцепления.
Таблица 3.13
Техническая характеристика трамбовочных машин
Ступица каждого кривошипа соединена с валом обгонной муфтой, обеспечивающей свободное вращение кривошипа при прохождении им нижней мертвой точки, чем достигается свободное падение плиты. Полиспаст образуется из четырех ветвей каната, запасованного на блоках обоймы кривошипа и на двух неподвижных блоках. Сходя с блока передней подвески, канат по верхней направляющей проходит к заднему блоку и огибает его. Конец каната прикрепляется к плите амортизирующей пружиной, смягчающей рывок в начале подъема плиты.
При транспортных передвижениях машины плиты, поднятые в верхнее положение, удерживаются крюками, управляемыми из кабины.
Трансмиссия трактора, состоящая из муфты сцепления, коробки передач и заднего моста с бортовыми редукторами, имеет дополнительный ходоуменьшитель, прикрепленный к панели заднего моста. Комбинации включения передач и ходоуменьшителя определяют поступательные скорости рабочего хода трактора.
Техническая характеристика трамбовочных машин приведена в табл. 3.13.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грунтоуплотняющие машины вибрационного и ударного действия"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы