Перевозку строительных грузов осуществляют различными транспортными средствами: грузовыми автомобилями (бортовыми, самосвалами, тягачами, специализированными), тракторами и разного рода прицепами автомобильными и тракторными. В числе перевозимых грузов: штучные (железобетонные блоки, панели, балки, колонны, металлоконструкции, оборудование и др.), кусковые и сыпучие (кирпич, щебень, гравий, песок, цемент, грунт), вязкие материалы (бетонные смеси и растворы), жидкие материалы (дизельное топливо, бензин, вода и др. Большинство строительных грузов перевозят грузовыми автомобилями, которые обладают большой скоростью передвижения, достаточной для строительных условий, маневренностью и проходимостью, малым радиусом поворота, могут преодолевать довольно крутые подъемы и спуски.
Различают грузовые автомобили — бортовые (рис. 111,а), самосвалы (см. рис. 111,6), тягачи (см. рис. 111, б) и специализированные (цементовозы, автобетоносмесители, автобетоновозы, бензиновозы и др.). Базой этих автомобилей является автомобильное шасси той или иной марки автомобиля. Основное различие отдельных марок автомобилей состоит в его грузоподъемности. Выпускают автомобили грузоподъемностью 0,8…27 т и более. По числу осей автомобили делятся на двух- и трехосные. По числу ведущих мостов (осей)—на автомобили нормальной проходимости, когда ведущим является только один задний мост, и повышенной проходимости, когда ведущими являются два моста: задний и передний или два задних и один передний. На рис. 112 даны кинематические схемы грузовых автомобилей.
На автомобилях применяют двигатели внутреннего сгорания — дизели и карбюраторные мощностью 51… …662 кВт.
Трансмиссия автомобиля (см. рис. 112) служит для передачи крутящего момента от вала двигателя 2 к ведущим мостам 5, а также для передачи движения различному оборудованию у специализированных автомобилей. В состав трансмиссии входят: сцепление — постоянно замкнутая дисковая фрикционная муфта, которая служит для плавного соединения работающего двигателя с трансмиссией при трогании с места и для быстрого разъединения при остановках, шестеренная ступенчатая коробка передач, предназначенная для изменения числа оборотов и крутящего момента, передаваемого к ведущим колесам, а также для реверсирования и обеспечения заднего хода, разъединения двигателя с трансмиссией при длительной стоянке, карданные валы, передающие крутящий момент от коробки передач к ведущему мосту у машин с одним ведущим мостом и к двум ведущим мостам у машин повышенной проходимости. Движение к ведущим колесам от дифференциала передается полуосями (валами).
Рис. 111. Грузовые автомобили
а — бортовой; б — самосвал; в — тягач с седельно-сцепным устройством; 1— двигатель автомобиля; 2— кабина; 3— кузов; .4 — ходовая часть; 5 —трансмиссия; в — седельно-сцепное устройство
Рис. 112. Кинематические схемы грузовых автомобилей
Подвеска автомобиля состоит из рессор или из рессор и телескопических амортизаторов. Рама автомобиля состоит из двух лонжеронов швеллерного профиля, штампованных из полосовой низколегированной стали с переменным по длине сечением. Лонжероны соединены между собой поперечными балками. Соединение лонжеронов с поперечными связями и другими деталями выполняют на заклепках.
Передняя ось автомобиля состоит из штампованной балки, на концах которой смонтированы поворотные кулаки с цилиндрическими шкворнями. На цапфе кулака смонтированы ступицы передних колес, вращающихся на конических роликоподшипниках. Правый и левый кулаки передней оси соединены между собой поперечной рулевой тягой, образуя рулевую трапецию.
Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки и системы передач, воздействующих на рулевую трапецию. На ряде автомобилей рулевое управление оборудуется гидроусилителем, объединенным в одном агрегате с рулевым механизмом. Гидроусилитель рулевого механизма значительно уменьшает усилие, которое необходимо прикладывать к рулевому колесу для поворота передних колес.
Тормозная система автомобиля служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля. Тормозные механизмы монтируют на корпусе заднего и переднего мостов. Тормозной механизм состоит из двух тормозных колодок, шарнирно соединенных между собой, которые при воздействии на них разжимного кулака расходятся и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана, закрепленного на ступице колес. Управление разжимным кулаком осуществляется тормозной пневмокамерой.
Электрооборудование автомобиля состоит из генератора переменного тока, выпрямителя, регулятора напря- , жений, аккумуляторной батареи, стартера, системы осве- i щения, световой и звуковой сигнализаций. В кабине водителя сосредоточены органы управления и контрольно-измерительные приборы.
Бортовые автомобили в основном используют для перевозки штучных, кусковых и сыпучих сухих грузов, Вместе с одноосными прицепами бортовые автомобили используют для перевозки длинномерных материалов: труб, свай, бревен, профильного металлического проката.
Кузов бортового автомобиля состоит из платформы, заднего борта и откидных боковых бортов. Грузоподъем-: ность отечественных бортовых автомобилей 0,8… 14 т.
Автомобили-самосвалы предназначены для перевозки грузов, допускающих их быструю выгрузку без порчи самотеком при наклоне кузова. Наиболее массовыми вида-; ми грузов, перевозимыми автомобилями-самосвалами, являются грунт и инертные (щебень, гравий, песок). Различают автомобили-самосвалы с задней или боковыми выгрузками. Наклон кузова самосвала назад или набок осуществляется гидроцилиндрами. Кузов с задней выгрузкой имеет вид открытой сверху металлической прямоугольной емкости с откидным задним бортом.
Автомобили-тягачи с седельным устройством в сцепе с бортовыми полуприцепами используют для перевозки,, разнообразных грузов. Применение полуприцепов, опирающихся передней частью на седельное устройство, позволяет лучше использовать мощность двигателя, увеличить грузоподъемность автомобиля и, следовательно, его производительность.
Автомобили-тягачи с пригрузом балластом используют для буксировки многоколесных прицепов тяжеловозов (трейлеров) грузоподъемностью 20… 120 т, на которых перевозят тяжеловесные, крупногабаритные грузы и тяжелые строительные машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузовые автомобили"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы