Моющие растворы, содержащие щелочи, кислоты или их соли, могут оказывать корродирующее действие на металлы. Для предотвращения коррозии деталей при и очистке в моющие составы вводят противокоррозионные добавки — ингибиторы коррозии. Защитное действие многих ингибиторов коррозии связано с образованием на поверхности металла защитной пленки, представляющей собой продукт реакции между металлом, ингибитором и коррозионноактивной средой. Адсорбированная пленка создает большое сопротивление в электрической’ цепи коррозионной пары, что замедляет коррозионный процесс.
Наиболее широкое применение в качестве ингибиторов коррозии получили силикаты, фосфаты, нитриты, хроматы и различные ингибиторы органического происхождения, а также их смеси.
Силикаты натрия являются эффективными ингибиторами коррозии в щелочных средах для черных (сталь, чугун) и цветных (алюминий, медь, цинк) металлов и сплавов. Защита от коррозии силикатами достигается за счет образования защитных пленок, содержащих креМ’ лезем. Поэтому при защите металлов от коррозии рекомендуется применять высокомодульные силикаты, например жидкое стекло с модулем 2—4. Современные синтетические моющие средства МЛ, Лабомид, МС и другие содержат в своем составе силикаты в виде жидкого стекла или метасиликата натрия, что обеспечивает высокий ингибирующий эффект.
Хроматы и бихроматы применяются как ингибиторы черных и цветных металлов в воде и ней-^ральных растворах. Наибольшее применение нашел двухромовокис-лын калий К2СГ2О7 (хромпик). Эффективность хроматов как ингибиторов коррозии зависит от содержания в воде растворенных природных солей. Следует учесть, что хроматы являются «опасными» ингибиторами, так как недостаточная их концентрация приводит к образованию питтинговой коррозии. Кроме того, при использовании хроматов необходимо соблюдать осторожность ввиду их токсичности. Работать с ними следует в резиновых перчатках и не допускать попадания в распыленном виде. При малых концентрациях 2—3 г/л растворы хроматов практически безвредны.
В водных и нейтральных средах в качестве ингибиторов коррозии применяют фосфаты — гексаметафос-фат натрия (ГМФН — Na6P60i8) к полифосфат натрия (ПФН — Na5P3Oi0). В отличие от хроматов полифосфаты нетоксичны и не стимулируют питтинговую коррозию при малых концентрациях. Эффект ингибирования фосфатами связан со способностью фосфатов и их комплексов адсорбироваться на поверхности и образовывать защитные пленки. Наиболее целесообразно применять фосфаты в циркулирующих водных средах.
Эффективным ингибитором коррозии в нейтральных н Щелочных растворах является нитрит натрия (NaNOa). Нитрит натрия относится к пассивирующим и пленкообразующим ингибиторам коррозии. Его целесообразно применять в ополаскивающих растворах, например, после щелочной мойки или очистки деталей в расплаве солей в концентрации 3—5 г/л.
Широкое распространение в качестве ингибиторов коррозии получили различные органические соединения дифениламин, моноэтаноламин (МЭА), триэтано-ламин (ТЭА), уротропин, бензоат натрия, тиомочевина, катапин, гидразин, ингибиторы ПБ-5, ПБ-6, ПБ-8/2, ЧМ и др.
Моноэтаноламин (МЭА) — вязкая гигроскопичная жидкость, обладающая щелочной реакцией. С водой МЭА смешивается в любых соотношениях. МЭА является эффективным ингибитором коррозии стали. Водные растворы МЭА (10 г/л) в смеси с любыми поверхностно-активными веществами, например ОП-7, ОП-Ю, Син-тамид-5, Синтанол ДС-10 в концентрации 1—2 г/л, могут применяться для очистки поверхности стальных деталей перед окраской.
Для предотвращения коррозии металлов в кислых средах применяют следующие ингибиторы: в соляной кислоте — ПБ, катапин; в азотной — уротропин, гидразин, тиомоневина; в серной — катапин, ЧМ. Лучшего ин-гибирующего эффекта можно добиться, используя смеси различных ингибиторов. Водные растворы смеси МЭА (7—10 г/л), нитрита натрия (2—3 г/л) и ПАВ ОП-7 -Сиптамид-5 и других (1—2 г/л) можно широко приме нять для мойки деталей перед сборкой и окраской.
Смеси хроматов с полифосфатами, хроматов с нитри тами и неорганических ингибиторов с органическими обеспечивает более высокий ингибирующий эффект чем при использовании индивидуальных ингибиторов. Кроме того, достижение максимального ингибирую щего эффекта возможно при меньших концентрация веществ, что значительно удешевляет процессы инги бирования.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ингибиторы коррозии"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы