Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бурение геологоразведочных скважин

Публикация:
   Инструмент для ликвидации аварий с бурильными и, обсадными трубами

Читать далее:




Инструмент для ликвидации аварий с бурильными и, обсадными трубами

Бурильные трубы могут быть оставлены в скважине в результате их поломки как в процессе бурения, так и во время расхаживания колонны при ликвидации прихватов снаряда шламом. Обсадные трубы обычно остаются в скважине по причине разрыва колонны в резьбе в процессе их расхаживания при спуске или подъеме.

Для извлечения бурильных труб из скважины служат ловильные метчики и колокола, а для извлечения обсадных труб только ловильные метчики или специальные труболовки (для труб больших диаметров). Колокола для ловли обсадных труб не применяются, так как попытки нарезки наружной резьбы на конце оставленной трубы приводят к смятию последней, либо колокол закрепляется на трубе непрочно и при первой же натяжке колонны срывается с трубы.

Устройство метчиков показано на рис. 97. Метчики ловильные, имеющие правую ловильную резьбу, предназначены для захватывания в скважине разъединившихся частей бурового инструмента или обсадных труб. Они опускаются в скважину на правых бурильных трубах.

Метчики, имеющие левую ловильную резьбу, предназначены для захватывания в скважине разъединившихся частей бурового инструмента или обсадных труб и развертывания колонны труб по частям. Они опускаются в скважину на левых (ловильных) трубах.

Метчик состоит из конуса, на поверхности которого имеется ловильная резьба из 11 ниток на 1”, шейки с выемкой для ключа и нарезанного конца для соединения его с правым или левыми бурильными трубами. Метчик имеет внутри сквозное отверстие для пропуска промывочной жидкости. Для работы в трубах большого диаметра метчик снабжают направляющей воронкой, облегчающей захватывание конца оборвавшейся трубы. При наличии воронок разного размера можно пользоваться одним и тем же метчиком в трубах разного диаметра. Метчик не должен иметь физических пороков: трещин, плен, сорванных или смятых ниток резьбы и пр. По принципу работы ловильный метчик аналогичен метчику, применяемому при слесарных работах.

Рис. 1. Метчики для ловли бурильных (а), колонковых_и обсадных (б) труб.

Метчик опускают в скважину на рйбочих бурильных трубах и ввинчивают его конической частью в отверстие оборвавшейся трубы, чем достигают прочного соединения с оставшейся частью инструмента. Таким образом метчик нарезает новую резьбу на внутренних стенках трубы. Для выхода металлической стружки, образующейся при нарезке, метчик имеет продольные канавки. Им можно ловить также и колонковые трубы.

Рис. 2. Ловильный колокол.

Колокол служит для ловли бурильных труб, оборвавшихся в скважине, и извлечения их на поверхность. Для этой цели колокол, навернутый на бурильные трубы, опускают в скважину до встречи с концом оставшихся в скважине труб и вращением нарезают им новую резьбу на наружной поверхности бурильных труб. В результате трубы оказываются жестко соединенными в одну систему и могут быть подняты на поверхность.

Колокол состоит из полого цилиндра, имеющего внутри на значительной длине коническую ловильную резьбу. Цилиндр переходит в верхней части в шейку для ключа и нарезанный конец для соединения с бурильными трубами.

Для работы в трубах большого диаметра колокол снабягают направляющей воронкой с вырезом. Так как колокол подвержен в работе одновременному действию вертикальных и горизонтальных усилий, которые стремятся его разорвать, для изготовления его берут сталь с сопротивлением разрыву 60—70 кГ/мм2 при удлинении в 12%. Во избежании хрупкости колокол не закаливают, а лишь цементируют его внутреннюю коническую резьбу.

Направляющая воронка колокола изготовляется из стали марки Ст. 5,6. При приемке колоколов с завода нужно обращать внимание на отсутствие закалки наружной поверхности колокола, а также трещин, раковин, плены и других пороков.

Ловильные колокола могут быть как с правой, так и с левой резьбой. Колокол с левой резьбой применяют в том случае, когда нужно развернуть инструмент в скважине и извлечь его отдельными частями. Левый колокол опускают на ловильных трубах.

Что касается последовательности хода ловильных работ колоколом, то они аналогичны работам с метчиком.

Метчики выпускаются по ГОСТ 8483—57 пяти типов:
а) типа А — для извлечения из скважин труб с ниппелями 33,5 мм, а также колонковых труб диаметром 34 мм;
б) типа Б для извлечения из скважины обсадных и колонковых труб диаметром 44—57 мм;
в) типа В — для извлечения из скважин бурильных труб диаметром 42; 50; 63,5 мм;
г) типа Г — для извлечения из скважины бурильных труб диаметром 50; 63,5 мм;
д) типа Д — для извлечения из скважины обсадных и колонковых труб диаметром 73—146 мм.

Колокола изготовляются по ГОСТ 8565—57 двух типов: а) типа А — для извлечения из скваяшны бурильных труб и замковых соединений диаметром 42—50 мм и бурильных труб диаметром 63,5 мм;

б) типа Б — для извлечения из скважины бурильных труб и замковых соединений диаметром 50—63,5 мм и замковых соединений диаметром 42 мм.

Освобождение (страгивание с места) прихваченных бурильных и обсадных труб производится с помощью гидравлических домкратов грузоподъемностью 40 и 100 Т. Дальнейший подъем труб, в зависимости от состояния скважины, может быть осуществлен с помощью домкратов или лебедки бурового станка. В отдельных случаях при небольших вывалах пород может быть использована гидравлическая система станка (усилия, развиваемые гидроцилиндрами подачи при ходе поршней вверх). Гидравлические домкраты выпускаются грузоподъемностью 40 и 100 Т.

Устройство 40-тонного домкрата конструкции СКБ Министерства геологии СССР показано на рис. 3, а гидравлическая схема домкрата — на рис. 100.

Рис. 3. Гидравлический 40-тонный домкрат ДГ-40.

Домкрат состоит из двух гидроцилиндров, внутри которых движутся поршни, верхнего и нижнего лафетных хомутов. Захват труб осуществляется клиньями соответствующего трубам размера, которые вкладываются в верхний и нижний лафетные хомуты. Внутренняя поверхность клиньев имеет поперечную зубчатудо насечку для захвата и удержания труб. Поршни домкрата приводятся в движение при нагнетании в цилиндры масла с помощью насоса, спаренного с бензиновым двигателем, мощностью 3,8 л. с. и маслопроводов высокого давления.

Рис. 4. Гидравлическая схема домкрата ДГ-40.
1 — гидроцилиндр с поршнем; 2 — масляный бак; 3 — гидропанель; 4 — манометр; 5 — предохранительный клапан; 6 — масляный насос; 7 — клиноременная передача; 8 — двигатель.

Блок насоса с двигателем смонтирован на общей раме. Он устанавливается на расстоянии 4,5 м от домкрата.

При работе в летнее время для домкратов применяют веретенное масло (ГОСТ 1707—51), а в зимнее время — трансформаторное масло (ГОСТ 982—56). Двигатель ЗИД-4,5 с воздушным охлаждением работает на автомобильном бензине.

Управление гидродомкратами сосредоточено на панели блока насоса с двигателем. Здесь установлены гидравлический распределитель с предохранительным клапаном и манометром (рис. 100). Наличие в гидравлической системе домкрата реверсивного золотника обеспечивает подъем, опускание и остановку поршней на любой высоте от 0 до 500 мм. В узел управления гидродомкратов грузоподъемностью 100 Т включен ручной плунжерный насос двойного действия, которым пользуются в случаях выхода из строя приводного двигателя или приводного маслонасоса.

Домкрат должен устанавливаться над устьем скважины на прочных брусьях-ряжах.

При извлечении труб из скважины клинья верхнего лафетного хомута, находясь в нижнем положении, захватывают и поднимают трубы на высоту 500 мм. В момент освобождения труб верхними клиньями трубы захватываются и удерживаются клиньями нижнего хомута. Таким образом, верхний лафетный хомут может свободно опускаться вниз в исходное положение, после чего цикл подъема труб повторяется. Время, нужное для подъема поршней на высоту 500 мм с помощью ручного насоса (100-тонный домкрат), составляет 35 мин.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бурение геологоразведочных скважин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Инструмент для ликвидации аварий с бурильными и, обсадными трубами"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства