По мере углубки скважины необходимо периодически контролировать ее направление, чтобы своевременно заметить возникновение искривления и принять необходимые меры для его устранения.
Существует оперативный и плановый контроль за искривлением скважин.
Оперативный контроль осуществляется измерением только зенитного угла скважины глубиной до 100—150 м. По мере продвижения забоя необходимо измерять зенитный угол и азимутальное направление через 50—100 м, а в сложных геологических условиях — через каждые 20—25 м.
Оперативный контроль осуществляется силами буровой бригады. Плановый контроль искривления скважины осуществляется каротажным отрядом через каждые 200—300 м углубки. При бурении наклонных и интенсивно искривляющихся скважин необходимо проводить плановый контроль через меньшие интервалы.
Для измерения зенитного угла можно использовать простейший прибор, состоящий из металлического патрона, внутри которого помещается стеклянная пробирка диаметром 14—24 мм и длиной 150—200 мм. Пробирка наклоняется на 1/3 длины раствором плавиковой или азотной кислоты (20%) и плотно закрывается резиновой пробкой. На бурильных трубах или на тросике герметически закрытый патрон опускают в скважину и выдерживают в месте замера в спокойном состоянии 0,5—1 ч. В результате химического воздействия кислоты на стенках стеклянной пробирки остается заметный, вследствие разъедания, отпечаток уровня кислоты. Здесь используется принцип горизонтальности уровня жидкости.
В вертикальной скважине мениск разъедания дает круг, в наклонной — эллипс. После подъема патрона пробирку вынимают, ополаскивают и замеряют угол отклонения по отпечатку. Зенитный угол обычно определяют с помощью специального прибора—угломера.
При работе с плавиковой кислотой необходимо соблюдать меры предосторожности, так как кислота, попадая на кожу, вызывает сильные ожоги. Хранят плавиковую кислоту в парафинированных, хлорвиниловых или каучуковых сосудах или в посуде из органического стекла.
Для измерения зенитного угла и азимута искривления скважин разработаны специальные приборы.
1. Действующие по принципу горизонтальности уровня жидкости и опускаемые в скважину ориентированно с использованием методов визирования, меток и последовательных ходов.
2. Работающие по принципу магнитной стрелки и отвеса (типа И-6, ОК-40У, УМИ-25, ИШ и др.).
3. Электромагнитные (типа МИА).
4. Гироскопические (типа ИГ).
Приборы 1 группы в настоящее время в практике работ почти не применяются: из-за трудности ориентированного спуска бурильной колонны, разовости замера их применение неэффективно. Для оперативного контроля изменения зенитного и азимутных углов в слабомагнитных средах наибольшее применение в практике работ получили приборы И-6 и СЖ.-40У. Инилино-метр И-6 состоит из скважинного прибора-датчика и наземной измерительной панели.
Корпус прибора-датчика заполняется смесью трансформаторного масла с керосином. В корпусе размещены чувствительный измерительный элемент зенитных и азимутальных углов, передающий механизм, реле времени и свечной мост.
Измерительный элемент представляет собой цилиндрическую рамку со смещенным центром тяжести, который совпадает с геометрической осью прибора и устанавливается на подшипниках, обеспечивающих возможность вращения.
Внутри рамки находятся отвес, являющийся датчиком зенитных углов, и магнитная стрелка, являющаяся датчиком азимутальных углов.
Реле времени срабатывает через систему тяг и пружин в установленное время, в пределах 12—55 мин после срабатывания отвес прижимается к дуговому, а магнитная стрелка — к кольцевым реостатам.
Прибор-датчик поднимают на поверхность, подключают свечным мостом к измерительной панели, с помощью которой определяются величины зенитного и азимутального углов скважины в месте измерения.
Универсальный инклинометр оперативного контроля (Ж-40У по принципу действия аналогичен инклинометру И-6, применяется в слабомагнитных породах в скважинах глубиной до 2000 м. Универсальный малогабаритный инклинометр УМИ-25 применяется при производстве плановых измерений кривизны скважины. Инклинометр УМИ-25 может также использоваться для ориентации отклонителей при искусственном искривлении скважин.
Типичным гироскопическим инклинометром является ИГ-2, которым можно измерять зенитные и азимутальные углы в скважинах диаметром от 110 мм и более в ферромагнитных средах.
Для измерения искривления скважин алмазного бурения малого диаметра разработан ряд приборов.
Инклинометр МИА-11 позволяет измерять зенитные и азимутальные углы скважин диаметром 36 мм в ферромагнитных средах. Наружный диаметр прибора 23 мм, длина 740 мм, масса 3 кг. При измерении кривизны скважин методом последовательных ходов инклинометр МИА-11 применяют в качестве нижнего прибора-датчика с инклинометром МИА-111, принцип действия которого аналогичен действию инклинометра МИА-11.
Метод последовательных ходов заключается в том, что двумя инклинометрами, жестко соединенными колонной бурильных труб длиной до 50 м и ориентированными один относительно другого, на каждом горизонте (глубине) измерение производят дважды: сначала нижним прибором, а затем верхним. По разности показаний верхнего и нижнего приборов, полученных на двух смежных горизонтах, и за вычетом угла поворота нулевых образующих определяют кривизну на указанном интервале скважины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Измерение искривления скважин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы