Искривлением скважины называется отклонение ствола от первоначально заданного направления.
Направление скважины определяется углом наклона, зенитным углом и азимутом. Углом наклона скважины называется угол между осью ее ствола и горизонтальной плоскостью; зенитным углом является угол, образованный осью ствола скважины с вертикалью. Азимутом скважины называется угол, образованный в горизонтальной плоскости между направлением на север и направлением оси наклонной скважины, если делать отсчет по часовой стрелке. Вертикальная скважина, у которой угол наклона равен 90°, азимута не имеет. Зенитный угол вертикальной скважины равен нулю.
Буровые скважины часто самопроизвольно искривляются. Вертикальные скважины уходят от вертикали, т. е. плавно или резко набирают зенитный угол. У наклонных скважин начальный зенитный угол с глубиной может увеличиваться или уменьшаться, а скважина соответственно выполаживаться или выкручиваться.
Азимут вертикально искривленных скважин изменяется как вправо, так и влево, причем интенсивность изменения азимута у вертикальных искривленных скважин больше, чем у наклонных. С увеличением зенитного угла уменьшается интенсивность азимутального отклонения. С глубиной азимутальные отклонения уменьшаются.
Естественное (самопроизвольное) искривление скважин, если его не учитывать, приводит к искажению геологических данных при подсчете запасов. В искривленной скважине затруднена регулировка нагрузки на породоразрушающий инструмент, часто обрываются бурильные трубы, осложняются ловильные работы и спуск обсадных колонн, затрачивается больше мощности на вращение бурильных труб; при спуско-подъемных операциях происходят затяжки снаряда в желоба, вырабатываемые в мягких породах бурильными трубами; в результате повышенного износа растет расход бурильных и обсадных труб.
Об искривлении скважины свидетельствуют: повышенный износ бурильных труб и их соединений, колонковых и шламовых труб, задержки снаряда и снижение нагрузки на крюке, увеличение мощности на вращение инструмента, перегрузка двигателя и связанный с ней нагрев отдельных узлов станка.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Причины и закономерности естественного искривления скважин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы