Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Буровое оборудование

Публикация:
   Технические средства для ликвидации поглощений

Читать далее:




Технические средства для ликвидации поглощений

Наибольшее распространение при борьбе с поглощением промывочной жидкости получили погружные смесители, предназначенные для образования БСС в зоне поглощения. В СКВ ВПО «Союзгеотехника» разработан ряд снарядов диаметром 59—132 мм, основанных на этом принципе работы.

На рис. 1 приведен тампонажный снаряд ТУ-2, состоящий из двух концентрично расположенных ниппельных труб. Межтрубная полость служит для размещения жидкого ускорителя схватывания БСС.

Заполненное ускорителем схватывания и цементной смесью устройство опускается в скважину на бурильных трубах, присоединяемых к переходнику, и устанавливается выше кровли поглощающего горизонта. При этом возможность преждевременного истечения ускорителя из полости контейнера исключается наличием в конструкции подпружиненного ползуна, перекрывающего выходные отверстия контейнера.

Закачиваемая цементная смесь, оказывая давление на заброшенный в устройство шарик, смещает подпружиненный ползун в нижнее положение, после чего смесь, обогащенная ускорителем схватывания, сдвигает кожух с уплотнительной манжеты и изливается в скважину.

Рис. 1. Тампонажный снаряд ТУ-2:
1 — наружная труба; 2 — внутренняя труба; 3 — переходник; 4 — подпружиненный ползун; 5 — уплотнительная манжета; 6 — отверстие

В снаряде эжекция ускорителя осуществляется за счет разделения потока основного компонента БСС (цементной смеси) в верхней части контейнера. Большая часть смеси направляется по центральному каналу в скважину, в то время как некоторое количество жидкости через отверстие 6 нагнетается в полость контейнера и способствует принудительному выдавливанию ускорителя в смесительную камеру. Для уменьшения возможности смешения компонентов в устройстве выше ускорителя заливается разделительная порция высоковязкого глинистого раствора. Устройство обеспечивает образование в скважине и задавливание БСС при значительных перепадах давлений, что повышает надежность тампонирования.

Тампонажное устройство ТУ-7, разработанное СКВ ВПО «Союзгеотехника», предназначено для борьбы с поглощением промывочной жидкости в буровых скважинах.

Тампонажное устройство представляет собой комплект узлов, которые компонуют в зависимости от различных схем тампонирования скважин. Устройство рассчитано на использование БСС, составляемых на цементной и гипсовой основах и на основе синтетических смол.

Смеси можно нагнетать в скважину по колонне бурильных труб или приготовлять в непосредственной близости от поглощающего горизонта в смесительных приспособлениях. При этом жидкий ускоритель схватывания смеси может находиться в специальном контейнере или в полости бурильных труб.

Тампонажное устройство обеспечивает принудительное вдавливание БСС в поры и трещины неустойчивых пород под давлением до 0,5 МПа.

Герметизатор устья скважины предназначен для уплотнения устья скважины при тампонировании. В сборе с регулировочным вентилем его устанавливают на устье скважины. Герметизация достигается манжетой, находящейся в обсадной трубе. В процессе тампонирования хвостовик герметизатора присоединяют к бурильным трубам. Перемещением рукоятки вентиля поток нагнетаемой насосом в скважину жидкости через трубу можно направлять как во внутреннюю полость бурильных труб, так и в межтрубное пространство для принудительного вдавливания тампонирующей смеси в породы поглощающего горизонта.

Рис. 2. Тампонажное устройство ТУ-7:
а — герметизатор устья скважины; б — пакер; в — скважинный контейнер

Пакерами герметизируют ствол скважины при его разработке по диаметру до 10 мм. Пакеры опускают в скважину на бурильных трубах и устанавливают на заданной глубине.

На штоке пакера закреплены три самоуплотняющиеся манжеты, закрытые при спуске пакера кожухом. Во время нагнетания жидкости по бурильной колонне во внутреннюю полость пакера кожух смещается в нижнее положение до упора в головку. Манжеты при этом расправляются и перекрывают ствол скважины.

Скважинный контейнер служит для спуска жидкого ускорителя схватывания в зону поглощения. Он состоит из концентрично расположенных труб, соединенных между собой переходниками. Перед спуском в скважину межтрубное пространство контейнера заполняют жидким ускорителем схватывания смеси, удерживаемым от преждевременного истечения втулкой.

Рис. 3. Скважинный смеситель СС-89:
1, 2, 6, 15 — труба; 3 — центратор; 4, 5 — ниппель; 7 — муфта; 8, 20 — шарик; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — штуцер; 11, 17, 21 — переходник; 12 — шток; 13, 19 — пружины; 14 — гильза; 16 — винт; 18 — заглушка

Образование БСС происходит при обогащении основного компонента смеси, нагнетаемого с поверхности, жидким ускорителем, выдавливаемым из межтрубного пространства в смесительную полость через отверстия, которые открываются при смещении втулки в нижнее положение за счет давления на нее шара.

Контейнер и пакер обычно используются совместно, что повышает надежность тампонирования дренажных каналов БСС.

Инструмент состоит из контейнера, дозатора и смесительного устройства.

Контейнер включает верхний переходник с обратными клапанами, две колонковые трубы диаметром 89 мм, соединительный ниппель, две внутренние трубы диаметром 35 мм, соединительную муфту 7 и центратор. Обратные клапаны, состоящие из шарика, пружины и заглушки, служат для предотвращения создания вакуума в инструменте.

Дозирующее и смесительное устройство состоит из переходника со сменными штуцерами, штока, гильзы, пружины, кожуха (труба), шарика и переходника.

Шарик служит для перекрытия отверстия в штоке, благодаря чему создается перепад давления, сдвигающий шток и открывающий отверстия, через которые ускоритель схватывания цемента поступает в камеру смешения. Диаметр отверстий подбирается в зависимости от необходимой скорости поступления ускорителя.

Гильза состоит из штока с уплотнительными кольцами, пружины и переходника с центральным проходным отверстием для поступления БСС под пакер.

Механический пакер с разъемным стволом типа ПМ-89 и ПМ-108 состоит из следующих частей: корпуса пакера, выполненного патрубками с соединительными муфтой и ниппелем, имеющими левую резьбу с крупным шагом, с направляющими ребрами; фиксирующего узла, включающего цангу, упорные плашки и конус; резинового уплотняющего элемента с нажимным фланцем.

Интервал для установки пакера должен быть представлен монолитными породами, не имеющими каверн. Для пакеров ПМ-89 и ИМ-108 диаметр скважины в месте их установки не должен превышать соответственно 116 и 134 мм.

Перед спуском смесители СС-89 в скважину в свинченные колонковые вставляют центральные трубы, соединенные ниппелем с центратором. Переходник при помощи внутренней резьбы соединяют с центральной трубой, а наружной резьбой — с колонковой.

В гильзу вставляют пружину с трубчатым штоком, верхний конец которого входит в осевой канал переходника. Последний с помощью трубы жестко соединяют с переходником.

С помощью этого переходника смеситель соединяют с пакером и в межтрубное пространство тампонажного устройства заливают жидкое стекло, сверху которого добавляют около 2 л вязкого глинистого раствора. В процессе цементирования скважины раствор служит разделителем между жидким стеклом и цементным раствором, поступающим в межтрубное пространство.

После навинчивания переходника смеситель с пакером (тампонажное устройство) опускают в скважину на 10—20 м выше поглощающего интервала пород. Приподниманием колонны бурильных труб пакер фиксируется в скважине и происходит сжатие уплотняющего элемента, который перекрывает ствол скважины. Величина осевого усилия, прикладываемого к уплотняющему элементу, зависит от диаметра скважины и не должна превышать 20 000 Н для ПМ-89 и 30 000 Н для ПМ-108.

После закачивания и выдерживания БСС под давлением тампонажное устройство поднимают на поверхность.

Для снятия и извлечения механического пакера натяг бурильной колонны уменьшают, пакер смещают вниз по стволу скважины с тем, чтобы упорные плашки заняли новое положение. Затем вновь увеличивают натяг колонны до 5000—6000 Н и при ее правом вращении отвинчивают пакер, что сопровождается снятием натяга. Опусканием колонны бурильных труб смещают конус вниз, после чего упорные плашки устанавливаются в положение, препятствующее извлечению устройства из скважины.

Рис. 4. Механический пакер с разъемным стволом ПМ-89 и ПМ-108:
1 — переходник; 2 — поджимная гайка; 3— пружина; 4 — втулка; 5 —цанга; 6. 10— патрубок; 7 —муфта; 8 — ниппель; 9 — направляющие ребра; 11 — винт; 12 — упорные плашки; 13 — конус; 14 — уплотняющий элемент; 15 — нажимной фланец

Если в процессе углубки скважины зона поглощения вскрылась на значительном удалении от забоя, необходимо на 15— 20 м ниже почвы поглощающего горизонта установить разделительный мост. Это позволяет избежать цементирования интервала скважины от поглощающего горизонта до забоя и тем самым сократить, главным образом, время на последующее разбуривание цементного камня.

Существуют различные способы и технические средства установки разделительных мостов (для этой цели могут быть использованы приспособления для создания искусственных забоев).

В ВИТР ВПО «Союзгеотехника» разработан механизм постановки пакерного уплотнения МПУ-89, МПУ-108.

Приспособление МПУ состоит из двух основных узлов — извлекаемого и неизвлекаемого. Извлекаемый узел имеет переходник, цилиндр, поршень, упор и гайку. Разбираемая часть переходника представлена цанговым фиксатором, сердечником, нажимным фланцем и упорным и резиновым уплотнением.

Приспособление МПУ без вращения опускают в скважину на заданную глубину. По индикатору веса станка определяют массу инструмента и в колонну бурильных труб закачивают насосом промывочную жидкость до создания давления 0,25—0,30 МПа, благодаря чему поршень перемещается в крайнее нижнее положение и передает усилие фланцу. Резиновый элемент сжимается и перекрывает ствол скважины. При этом фиксатор 8 надежно удерживает уплотняющий элемент в сжатом состоянии.

Для поднятия из скважины извлекаемого узла снижают гидравлическое давление внутри колонны бурильных труб, прикладывая к ней натягивающее усилие 8000—12 000 Н с одновременным правым вращением на 1-й скорости бурового станка. После разъединения двух узлов инструмента извлекаемый поднимают из скважины на колонне бурильных труб.

Рис. 5. Механизм постановки пакерного уплотнения типа МПУ:
1 — переходник; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — упор; 5 —отверстие; 6 – гайка; 7 — сердечник; 8 — цанговый фиксатор; 9 — нажимной фланец; 10—резиновое уплотнение; 11 — упорный фланец

Разделительный мост, созданный с помощью МПУ, обеспечивает герметичное перекрытие ствола скважины при перепаде давления до 10 МПа.

После ликвидации поглощения промывочной жидкости разделительный мост разбуривают и продолжают углубку скважины.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Буровое оборудование

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Технические средства для ликвидации поглощений"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства