Интенсивность и неравномерность износа деталей зависит от различных конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.
Эксплуатационные наблюдения и экспериментальные исследования показали, что из всех сопряженных деталей двигателя, влияющих на надежность его работы, основными являются гильза цилиндров, поршень, комплект компрессионных колец, коленчатый и распределительный валы, комплект коренных и шатунных вкладышей, толкатель и подшипник распределительного вала; по топливо- подающей аппаратуре — детали прецизионной пары; по трансмиссии — детали коробок передач, бортовых балансиров, заднего моста и др. К быстро изнашивающимся деталям строительных машин относят: детали рабочих органов, стальные канаты, тормоза и фрикционы, валы и подшипники скользящего трения, зубчатые колеса и передачи, а также некоторые детали гусеничного и колесного движителя.
Детали рабочих органов (зубья и передние стенки ковшей, ножи бульдозеров и автогрейдеров, дробящие плиты камнедробильных машин и т. п.) подвержены интенсивному изнашиванию со скоростью 5…400 мк/ч.
При восстановлении изношенных деталей или изготовлении новых взамен вышедших из строя необходимо учитывать не только показатели прочности, коррозионной устойчивости, жаропрочности материала, но и износостойкость. Самым распространенным показателем, характеризующим стойкость деталей против износа, является их твердость. Повышение твердости металла и сопротивляемости изнашиванию может быть достигнуто с помощью различного вида дополнительных обработок: закалки, цементации, азотирования, хромирования и т. д.
Увеличение углерода в сталях или легирующих карбидообра- зующих элементах приводит к уменьшению абразивного износа. Основными легирующими элементами, оказывающими положительное влияние на сопротивляемость сталей износу, являются хром, марганец, никель, вольфрам и молибден.
Марганцовистые стали более устойчивы против износа, чем хромистые. Марганцовистая сталь Г13Л применяется в таких деталях строительных машин, как дробящие плиты в дробильных машинах, рабочие органы землеройных машин, звенья гусениц тракторов и экскаваторов и др., так как хорошо противостоит абразивному изнашиванию.
Стальные канаты подвержены абразивному изнашиванию, пластическим деформациям и контактному схватыванию, ускоряющему усталостное разрушение проволочек и каната в целом. Средние сроки службы для стальных канатов составляют около 300 часов. Для уменьшения внутреннего трения в канатах, возникающего вследствие взаимного скольжения прядей, и предохранения их от коррозии применяют смазки. Стальные канаты смазывают мазью, состоящей из высоковязких нефтяных продуктов (масляный гудрон, технический вазелин) с добавкой канифоли, графита и озокерита. Эта смазка наносится в подогретом виде в сухую, не очень холодную погоду.
Зубчатые колеса значительно подвержены процессу изнашивания в зависимости от промежуточной среды, в которой имеет место скольжение профилей. При работе зубчатых колес различные точки рабочей поверхности зуба подвержены действию различных по величине и направлению сил трения и рабочей нагрузки. Под влиянием сил трения металл зуба испытывает напряжение сдвига и при наличии абразивной среды подвергается абразивному изнашиванию.
Исследование величины и характера износа деталей коробок передач тракторов в процессе эксплуатации выявило основные причины выхода зубчатых колес из строя: усталостное выкрошивание рабочих поверхностей зубьев шестерни; абразивный износ зубьев; износ и скол торцов зубьев.
Фрикционные муфты и тормоза относятся к числу быстроизнашивающихся деталей из-за изнашивания фрикционных лент, накладок и тормозных шкивов.
На рабочих поверхностях барабанов с течением времени появляются царапины, риски, задиры, вследствие чего фактические фрикционные поверхности уменьшаются в 2-3 раза, снижая тормозной эффект и величину передаваемого крутящего момента и ускоряя износ фрикционных накладок. Последние истираются до состояния, когда в работу включаются уже потайные заклепки, и работа тормозов и муфт становится ненадежной.
У дисковых муфт в результате действия сил трения наибольшему износу подвергаются торцы дисков. Торцовые поверхности истираются, и на их поверхностях появляются задиры, нарушается их плоскостность.
Наиболее интенсивно изнашиваются шейки и шлицевые участки валов. Износ валов проявляется в их деформации (валы становятся изогнутыми и скрученными). На шейках образуются надиры; цилиндрические шейки становятся конусными, бочкообразными или некруглыми. Неравномерность износа шеек валов и поверхностей отверстий во втулках при вращении вала — результат действия разных нагрузок в разных направлениях. Шейки валов имеют скорость изнашивания в 2—3 раза меньшую по сравнению с сопряженными бронзовыми вкладышами подшипников скольжения.
Скорость изнашивания шеек вала при подшипниках скольжения колеблется в пределах 0,09…0,12 мк/ч, а при подшипниках качения 0,015…0,02 мк/ч.
В подшипниках качения износу подвержены рабочие поверхности: на них появляются язвины, точки, наблюдается шелушение поверхностей беговых дорожек и шариков. Под действием динамических нагрузок происходит их усталостное разрушение. Под влиянием излишне плотных посадок подшипников на вал и в корпус шарики и ролики защемляются между кольцами, в результате возможны перекосы колец при монтаже и другие нежелательные последствия.
Ведущие колеса, опорные катки, оси и втулки катков, гусеничные звенья и другие детали гусеничного хода быстро изнашиваются в результате переменного характера нагрузок, вибраций и присутствия абразива в грунте.
Абразивный износ является наиболее распространенным среди деталей строительных машин, работающих с песком, щебнем, бетоном, шлаком и т. п.
Лабораторией Всесоюзного научно-исследовательского института строительных и дорожных машин (ВНИИстройдормаш) установлено, что чем выше предел текучести металла, тем больше его износостойкость.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Износ типовых деталей строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы