Для очистки автомобилей и их шасси имеется большое количество установок. Наиболее универсальной является установка АКТБ-152, предназначенная для очистки грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ и УРАЛ-375 с одновременным выпариванием масла из двигателей, коробок передач и ведущих мостов. Камера установки проходная, с двумя дверными проемами, закрываемыми брезентовыми шторами с помощью механических лебедок. К боковой стенке камеры пристроены заборный бак и бак-отстойник.
В верхней части камеры по рельсовым путям передвигается тележка гидрантов. На тележке установлены насос с электродвигателем, подающий моющий раствор в гидранты, и редуктор с электродвигателем, приводящим в движение тележку и качающиеся сопла гидранта. Электродвигатель имеет реверсивный электромагнитный пускатель, управляемый двумя конечными переключателями, установленными в начале и конце камеры. Это обеспечивает возвратно-поступательное движение тележки вдоль камеры при непрерывной работе насоса.
Внутри камеры к тележке подвешена рама гидрантов, на которой с четырех сторон установлены качающиеся на опорах девять гидрантов. Наибольшее количество сопл (18 шт.) размещено в двух нижних гидрантах, т. е. в зоне мест наибольшего загрязнения автомобиля. Боковые и верхние гидранты имеют по три сопла каждый. Гидранты соединены между собой трубчатыми тягами, регулируемыми по длине. Одна тяга соединена с кривошипом приводного вала, при помощи которого вращательное движение вала редуктора преобразуется в колебательное движение гидрантов. Сопла гидрантов имеют шаровое основание, что позволяет устанавливать их в нужном направлении. Угол качания струи равен 60° при 20 качаниях в минуту.
Всасывающий трубопровод насоса через продольную щель в стенке заборного бака погружен в воду и имеет возможность перемещаться по длине хода гидранта. Обе трубы насоса, всасывающая и нагнетательная, имеют колена, выгнутые вверх, для обеспечения постоянного заполнения насоса водой. Кроме того, постоянство заполнения насоса обеспечивается наличием двух клапанов — приемного клапана на всасывающей трубе и нагнетательного клапана в верхнем изгибе напорной трубы. Для пуска насоса после длительных остановок предусмотрены трубопроводы для заливки полости насоса водой из водопровода.
Рис. 1. Моечная установка АК.ТБ-152
1 — моечная камера; 2 — тяговая цепь; 3 и 9 — шторы; 4 — электродвигатель Шторы; 5 — заборный бак; 6 — бак-отстойник; 7 — тележка гидрантов; 8 — Подвод воды; 10 — электродвигатель с редуктором; 11 — гидрант; 12 — электродвигатель привода тележки; 13 — электродвигатель; 14 — насос; 15 — очистительное устройство; 16 — всасывающий трубопровод; 17 — задвижка сброса осадка; 18 — откачивающий насос; 19 — магистраль выпаривания; 20 — тяговое устройство; 21 — сборник моющей жидкости; 22 — балка
Внутри камеры на уровне пола на двух концевых опорах установлены две балки, по которым очищаемый автомобиль передвигается через камеру посредством тяговой цепи, приводимой в движение электродвигателем через редуктор. Автомобиль соединяется с тяговой цепью захватом, автоматически разъединяющимся с цепью по достижении ведущей звездочки цепи.
Моющая жидкость, очищенная методом отстоя, из бака-отстойника переливается в заборный бак через сливное отверстие, выполненное в смежной стенке баков. Жидкость нагревается паром через калориферы, установленные в заборном баке. Оба бака имеют теплоизоляцию и закрыты крышками.
Откачивающий насос с электродвигателем установлены на фундаменте в приямке примерно на уровне дна сборника. Для спуска скопившегося масла в заборном баке предусмотрено сливное устройство.
Для выпаривания масла из картеров автомобиля предусмотрено выпаривающее устройство, состоящее из труб и шести отводов-штуцеров с кранами, к. которым прикреплены при помощи хомутиков шланги. Трубы соединены с паропроводом участка. При выпаривании шланги вставляют в отверстия соответствующих агре-гатов автомобиля. Если агрегатов менее шести, свободные отводы закрываются.
Включение и выключение агрегатов установки кнопочное, дистанционное, осуществляемое с рабочего места мойщика.
Автомобиль, подлежащий очистке, подводится к тяговой цепи и зацепляется захватом. Затем включается тяговый двигатель, механизм входной шторы поднимает штору и автомобиль попадает в камеру, после чего тяговый двигатель выключается. Вывертывают пробки из агрегатов, из которых должно, быть удалено масло, вставляют шланги выпаривания в соответствующие отверстия и пускают пар из магистрали. После этого закрывают входную штору и включают электродвигатели отсасывающего насоса, насоса гидрантов и движения гидрантов. По окончании очистки выключают электродвигатели насоса, гидрантов и движения гидрантов, перекрывают пар в магистрали для выпаривания, включают вентилятор для удаления пара из камеры, открывают выходные шторы, вынимают шланги из агрегатов, включают электродвигатель тяговой цепи и выводят автомобиль из камеры. После осушения сборника выключают отсасывающий насос.
Другие установки для очистки автомобилей и их шасси имеют много общего с установкой АКТБ-152. Отличительные особенности обусловлены в основном назначением установок.
Установки М-114 и М-206 предназначены соответственно для очистки автомобилей и их шасси (с автомобиля снимаются кузов, кабина и колеса). Установки собираются из компактных элементов, удобных при транспортировке. Установка М-114 имеет верхнее расположение баков-отстойников в отличие от М-206, имеющей боковое расположение отстойников, что, естественно, влияет на изменение размеров установок. Обе установки укомплектованы вентиляторами для отсоса паров. Учитывая объекты очистки, установки имеют различные конвейеры: у М-114 установлена тяговая цепь, а М-206 имеет грузонесущий конвейер. В остальном Установки конструктивно подобны АКТБ-152.
Особенностью установки М-6405-57 является двухъярусность: баки-отстойники с гидроциклонами установлены на 4—5 м выше моечной камеры. Последнее позволяет улучшить очистку баков-отстойников от скапливающейся грязи за счет повышения напора (увеличение высоты). Кроме того, установка М-6405-57 работает по автоматическому циклу, т. е. включение и выключение всех механизмов установки осуществляется в определенном порядке автоматически, после того как автомобиль поставлен в моечную камеру.
Установка М-2008 не имеет гидроциклонов, а оборудована каскадным водоочистителем. Вода, проходя через несколько отсеков бака, постепенно очищается и поступает к напорному насосу через скоростные нагреватели. Нагреватель состоит из двух труб. Одна труба, меньшего диаметра, заварена в трубе большего диаметра, в которой имеются два патрубка для подачи пара и выхода конденсата. Заборного бака установка не имеет, а бак-водоочиститель расположен сбоку над моечной камерой.
Рис. 2. Моечная установка ОМ-7459
Установка ОМ-7459 ГОСНИТИ, разработанная Рязанским филиалом ЦОКТБ ГОСНИТИ, во многом отличается от описанных выше установок. Установка предназначена для использования на авторемонтных предприятиях и на станциях технического обслуживания. Последнее обусловило объединение в одной камере процессов очистки и сушки.
Установка имеет камеру проходного типа с напольным пластинчатым конвейером 2. Бак-отстойник 3 установлен на фундаменте. Внизу бака помещен поддон для удаления грязи. Гидранты представляют собой две подвижные рамки телескопического типа для давления 20 и 4,5 кгс/см2, связанные .одним концом с верхним гидроцилиндром, на котором установлены турбинные колеса с соплами. Перемещение рамок вдоль камеры осуществляется двумя спаренными гидроцилиндрами. Насосная станция включает три агрегата, один из которых служит для подачи раствора под давлением 26 кгс/см2 к соплам гидрантов и турбинным колесам. Два других насоса предназначены для откачки грязи из бака-отстойника. Управление подачей раствора осуществляется централизованно с пульта. Камера по ходу движения имеет шторы. После завершения процесса очистки (через 3—5 мин) производится сушка автомобиля в той же моечной камере. Воздух, нагреваемый паром в калориферах, подается в камеру. Время сушки автомобиля при температуре воздуха 100 °С равно 12 мин.
Моечная установка ОМ-4267 ГОСНИТИ с подвесным конвейером предназначена для мойки деталей и узлов автомобилей на специализированных ремонтных предприятиях с использованием в качестве моющего средства растворов щелочных CMC.
Рис. 3. Моечная установка ОМ-4267 ГОСНИТИ:
1 — ванна для моющего раствора с подогревающим и барботажным устройством; 2—моечная камера; 3 — конвейер; 4 — система подачи и перекачки раствора и воды; 5 — электрошкаф
Рис. 4. Моечная камера с душевым устройством:
1 — моечная камера; 2 и 3 — коллекторы подачи моющего раствора; 4 — коллектор подачи ополаскивающего раствора; 5 — вентиляционные отводы; 6 — вентиляционные отражатели; 7 — фланец подсоединения всасывающей магистрали насоса 2КМ-6; 8 — бак ополаскивающего раствора; 9 — пароподогреватель; 10 и 11 — фланцы для паровой и конденсатной магистралей ванны ополаскивающего раствора; 12 — фильтр; 13 — фланцы для подсоединения всасывающих магистралей насосов 4НФ; 14 — приемный карман; 15 и 17 – люки для очистки карманов; 16 — фланцы подсоединения нагнетательных магистралей насосов 4КМ-8
Моечная .камера установки прямоугольной формы с душевым устройством. Вместе с моечной камерой выполпе-на секция ополаскивания, которая имеет самостоятельный трубчатый подогреватель. Дно моечной камеры наклонено в сторону прямоугольного кармана, из которого через сетчатый фильтр насосами 4НФ раствор засасывается и перекачивается в ванну раствора. Очистку кармана осуществляют через люки.
Ванна (рис. 30) для раствора имеет прямоугольную форму с расположенным внутри нее трубчатым подогревающим устройством и замкнутой прямоугольной рамкой (барботажным устройством) из труб с отверстиями для взмучивания осевшей на дне ванны илистой массы.
В ванне имеются горизонтальные сетчатые фильтры, предназначенные для фильтрации и успокоения раствора, перекачанного из моечной камеры, и поплавковое устройство 16 для долива воды из водопровода в процессе работы. Дно ванны имеет форму пирамиды для лучшего стока скапливающейся на дне грязи. Для частичного и полного слива раствора в центре дна имеется отверстие, закрывающееся пробкой. К внутренней стенке ванны крепится маслоотделитель, представляющий собой трубу с длинной щелью для слива масла с поверхности грязного моющего раствора.
Сверху ванна закрывается двумя крышками, плотно прилегающими к ее верхней плоскости. Крышки поднимаются с помощью грузоподъемных устройств. Для обслуживания ванны служит мостик.
Передняя боковая, стенка ванны составная (из двух частей). Верхняя часть с фланцами может быть заменена потребителем другой частью — с прямоугольным коробом (для варианта заглубленного расположения ванны). Пар к подогревателю подводится через регулятор температуры, а конденсат отводится через копденсатоотводчик, препятствующий выходу пара вместе с конденсатом. Для лучшей теплоизоляции между внутреяними стенками ванны и обшивкой проложена минеральная вата.
Подвесной трехскоростной конвейер, проходящий по зоне разборки, предназначен для перемещения в подвешенном состоянии вдоль моечной камеры промываемых узлов и деталей. Конвейер состоит из бесконечного рельсового пути, поддерживаемого четырнадцатью поперечинами, в свою очередь, лежащими на колоннах. По рельсовому пути с помощью тяговой цепи перекатываются каретки конвейера. К рабочим кареткам на крюках и с помощью различных, приспособлений, обеспечивающих качественную очистку и удобство закрепления на конвейере, подвешиваются промывные узлы и детали. Натяжение цепи конвейера осуществляется натяжным устройством. На поворотах конвейера устанавливаются поворотные устройства.
Рис. 5. Ваина для моющего раствора:
1 — крышки ванны; 2— фильтр; 3 — корпус ванны; 4— фланец для подсоединения вентиля водопровода; 5 — фланец для подсоединения паровой магистрали; 6 — фланец для подсоединения магистралей насосов 4КМ-8; 7 —пробка; 8 — барботажное устройство; 9 — фланец для подсоединения конденсатной магистрали; 10 — фланец для подсоединения регулятора температуры; 11 — фланец для подсоединения датчика термометра; 12 — верхняя часть ванны; 13 — фланец для подсоединения нагнетательных магистралей насосов 4НФ; 14 — пароподогреватель; 15 — маслоотделитель; 16 — поплавковое устройство; 17 — мостик
Рис. 6. Система подачи и перекачки моющих растворов:
1 — моечная камера; 2 — нагнетательный насос 2КМ-6; 3 — нагнетательные насосы 4КМ-8; 4 — ванна для моющего раствора; 5 — откачивающие насосы 4НФ
Скорость движения конвейера можно изменить перестановкой клинового ремня А-1120Т на соответствующую ступень трехступенчатых шкивов, установленных соответственно на валах электродвигателя и редуктора. Остановка конвейера осуществляется тремя кнопками ЛКУ-22-1, устанавливаемыми потребителем в удобных для эксплуатации местах. На стойке у одной из колонн установлен звонек, сигнализирующий о включении конвейера.
Система подачи и перекачки раствора и воды включает два насоса марки 4КМ-8, два насоса марки 4НФ, один насос марки 2КМ-6, а также систему труб для всасывания и нагнетания раствора и ополаскивающей воды.
Насосы 4КМ-8 всасывают раствор из ванны раствора и нагнетают его в моечную камеру, насосы 4НФ всасывают раствор со дна моечной камеры и нагнетают его в ванну раствора для повторного использования, где раствор фильтруется и подогревается. Во время мойки каждый из насосов 4КМ-8 должен работать в паре с одним из насосов 4НФ. При отказе одного из насосов может работать одна пара, но при этом скорость движения конвейера должна быть уменьшена.
Насос 2КМ-6 подает воду для ополаскивания узлов и деталей после промывки их щелочными растворами. Ополаскивающую воду насос всасывает из ванны, расположенной под ополаскивающей камерой. Вода после ополаскивания стекает для подогрева в ванну.
В конце смены из ополаскивающей ванны вода перекачивается насосом 2КМ-6 в ванну с раствором по трубопроводу, соединяющему нагнетательную магистраль с ванной раствора. Это позволяет экономить моющее средство, так как при ополаскивании узлов и деталей вода насыщается щелочным раствором.
Конструкция установки предусматривает возможность монтажа ванны раствора и насосов справа или слева от моечной камеры.
Моечная установка ОМ-2839 отличается от установки ОМ-4267 применением планчатого транспортера для подачи и перемещения деталей через зону мойки.
В моечную камеру детали поступают с подающего транспортера, который имеет общий привод с транспортером, расположенным внутри установки. Для транспортировки промытых деталей служит приемный транспортер, привод которого осуществляется от двухскорост-ного электродвигателя через клиноременную передачу и редуктор. Применение двухскоростного электродвигателя обеспечивает получение двух различных скоростей движения транспортера.
По желанию потребителя моечную установку поставляют с подающими и приемными транспортерами длиной от 6 до 24 м каждый.
Моечные установки ОМ-1418 и ОМ-1459А малого типоразмера, двухсекционные — имеют секцию очистки и секцию ополаскивания. Они могут быть использованы для очистки мелких узлов и деталей автомобилей. В случае применения синтетических моющих средств обе секции можно использовать для очистки.
Рис. 7. Моечная установка ОМ-1459А:
1 — насое для подачи моющей жидкости в гидрант; 2 — кассета; 3 — резиновые шторы; 4 — труба вентиляционной системы; 5 —предкамера для улавливания паров; 6 — гидрант; 7 —моечная камера; 8 — нейтральная зона; 9 — ополаскивающая камера; 10 — гидрант для ополаскивающей воды; 11 — транспортер; 12 — редуктор механизма привода транспортера; 13 — насос для подачи воды в гидрант; 14 — сетчатый фильтр для очистки ополаскивающей воды; 15 — ванна для ополаскивающей воды; 16 — электронагревательные элементы; 17 — ванна для моющего раствора; 18 — сетчатый фильтр для очистки моющего раствора
Конвейерная моечная установка BT3-6083 предназначена для очистки головок цилиндров перед сборкой, деталей шатунно-поршневой группы и системы смазки. Головки цилиндров и другие детали перед сборкой укладывают на транспортер моечной установки, затем включают напорный насос, привод транспортера и промывают их струями раствора. В качестве моющих средств используют водные растворы CMC с концентрацией 8—10 г/л.
Моечная установка OM-46W — тупикового типа с моечной камерой квадратной формы. Внутри моечной камеры расположены вращающиеся душевые гидранты. На откидной двери и внутри камеры имеются рельсы, на которые устанавливаются тележки с деталями. Моечная камера расположена над ванной с моющей жидкостью. Внутри ванны размещены трубопроводы паронагреватели. Моющий раствор подается насосом.
Рис. 8. Моечная установка BT3-6083:
1 — насосная установка; 2 — гидрант; 3 — бак для моющего раствора; 4 — транспортер
Устаревшие моечные установки (АКТБ-114, -116, -118), применяемые в авторемонтном производстве, в настоящее время в большинстве случаев модернизируются.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика струйных моечных установок и их применение"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы