Для отопления крановых котлов применяют в основном каменный уголь. Возможно также использование и других видов твердого топлива, таких, как дрова, торф, сланцы и т. п. Жидкое топливо (мазут) почти не применяют, хотя отопление им возможно.
Основной характеристикой топлива является теплота сгорания (ранее называвшаяся теплотворной способностью), определяющая количество тепла в килокалориях, выделяемого при полном сгорании 1 кг топлива (ккал/кг).
Всякое топливо состоит из углерода, водорода, азота, кислорода, серы, золы и влаги, которые соединяются в различных пропорциях, образуя тот или иной вид топлива (табл. 4).
Таблица 4
Из таблицы видно, что чем больше в топливе содержится углерода и водорода, тем большую теплоту сгорания оно имеет.
При горении образуется пламя, которое может быть более длинным (при сжигании дров, длиннопламенных и бурых углей) и коротким, как, например, при сжигании антрацитов. При горении выделяются газообразные горючие продукты, которые называются летучими веществами. Выход их различен для разных видов топлива. Так, при горении дров выделяется летучих веществ 85% от горючей части, при сгорании торфа — 70, горючих сланцев — 85, бурого угля — до 55, каменного угля — от 12 до 45 и антрацита — от 2 до 8%.
После выделения газообразных продуктов из угля остается твердая часть, называемая коксом. Кокс может быть в виде отдельных мелких кусочков или порошка; в этом случае уголь называется неспекающимся (антрацит, тощий уголь). Если же кокс пористый, прочный, связанный в один цельный кусок, то уголь называется спекающимся (марки ПЖ, ПС, Г). Наилучшей спекаемостью обладают угли, содержащие летучие вещества от 20 до 30 %. Кокс, образующийся при сгорании спекающихся углей, уменьшает унос мелких частиц (до 6 мм) в трубу. Экономичность отопления при этом повышается.
При большом содержании летучих веществ топливо быстрее воспламеняется и сгорает, при этом процесс горения легко регулируется. При малом выходе летучих топливо загорается труднее.
Очень большое влияние на эффективность отопления имеет температура плавления золы. Угли, содержащие легкоплавкую золу, даже при незначительном ее содержании являются менее пригодными для сжигания на колосниковой решетке, чем угли с большим содержанием тугоплавкой золы.
Легкоплавкая зола забивает отверстия колосниковой решетки, что затрудняет приток воздуха к горящему слою топлива. Процесс горения в этом случае протекает неравномерно, парообразование в котле снижается, требуются частые чистки топки.
Легкоплавкой считается зола с температурой плавления ниже 1200 °С. Зола средней плавкости имеет температуру плавления от 1200 до 1400 °С, а тугоплавкая — выше 1400 °С. При температуре плавления золы 1500 °С топливо при сгорании почти не образует шлака.
Таблица 5
Каменные угли весьма разнообразны по своему составу и делятся на марки. В основу этого деления положен выход летучих и свойства кокса. В табл. 5 приведены наименования и характеристики отдельных марок углей.
Антрациты, имеющие однородный состав, различаются главным образом по величине кусков. Бурые угли также разделяются по сортам в зависимости от крупности кусков. В табл. 6 приведены сорта антрацитов и бурых углей в зависимости от размеров кусков.
Таблица 6
Процесс горения заключается в том, что горючая часть топлива химически соединяется с кислородом воздуха, подводимого в топку через отверстия в колосниковой решетке. При этом выделяется тепло, которое через стенки топки и труб передается воде, находящейся в котле.
Если процесс сжигания топлива в топке ведется правильно, то топливо сгорает полностью, т. е. все его горючие вещества соединяются с кислородом воздуха. Углерод при этом превращается в углекислый газ. При неполном сгорании не весь углерод превращается в углекислый газ, часть его образует окись углерода, при этом выделяется значительно меньше тепла.
Чтобы достигнуть наиболее полного сгорания топлива, необходимо: – во-первых, обеспечить предварительный нагрев его до температуры воспламенения. Эта температура различна для разных видов топлива. Так, температура воспламенения каменного угля равна 470 °С, антрацита 700, бурого угля 370, торфа 225, дров 300 °С. Высокая температура воспламенения поддерживается раскаленным слоем горящего на колосниковой решетке топлива; – во-вторых, подвести к топливу достаточное количество воздуха. Для достижения наиболее полного сгорания воздух к топливу подводится с некоторым избытком, т. е. больше теоретически потребного количества. Однако при излишнем подводе избыточного воздуха часть тепла теряется на нагрев лишнего воздуха и уносится в трубу. В результате температура в топке будет понижаться. Поэтому для каждого вида топлива существует некоторое наименьшее (нормальное) количество избыточного воздуха, которое вводится в топку и при котором достигается наиболее полное сгорание при наименьших потерях тепла.
Нормальный избыток воздуха для крановых котлов с угольным отоплением составляет от 30 до 40% от теоретического.
При работе котла воздух к слою горящего в топке топлива поступает вследствие разрежения в дымовой коробке, создаваемого в результате работы паровыпускной трубы или трехсоплового конуса. Величина тяги регулируется автоматически в зависимости от степени открытия регулятора.
Для обеспечения необходимой тяги при неработающей машине пользуются сифоном. Им пользуются также и в тех случаях, когда при работающей машине тяга недостаточна и котел плохо производит пар. Частое пользование сифоном нерационально, так как для его работы расходуется свежий пар. Чтобы обеспечить необходимую тягу, нужно, следить за плотностью дымовой коробки и исправным состоянием выпускной трубы или дымовытяжного трехсоплового конуса.
Таким образом, горение топлива в топке распадается на три стадии: первая — нагрев топлива и испарение влаги; вторая — выделение и сгорание горючих летучих веществ в топочном пространстве и третья — горение кокса на колосниковой решетке и в толще слоя. Следовательно, твердое топливо сгорает часть на колосниковой решетке, часть в топочном пространстве. В топочном пространстве сгорают летучие вещества, и для их полного сгорания требуется высокая температура — в пределах 500—650° С. Необходимо, чтобы каждая частица летучих сгорела раньше, чем она соприкоснется с относительно холодными стенками топки или труб. При недостаточной температуре в топочном пространстве часть горючих веществ не сгорит и будет осаждаться на стенках в виде сажи, при этом непроизводительные потери тепла будут значительны. Для создания необходимой температуры в топочном пространстве огонь в топке следует держать светлым, а слой топлива равномерным по всей колосниковой решетке и толщина этого слоя должна быть равной 100—150 мм в зависимости от марки угля.
Нельзя допускать прогаров и продушин, так как через них в топочное пространство будет поступать лишнее количество воздуха, охлаждающее топку, а в слой топлива воздух будет поступать в недостаточном количестве. Топливо, содержащее тугоплавкую пористую рассыпчатую воздухопроницаемую золу, легко сжигается на колосниковой решетке, а зола легко просыпается в зольник. Топливо, содержащее легкоплавкую золу, напротив, сжигается с трудом, так как зола, расплавляясь, образует стекловидные шлаки, заливающие колосники и затрудняющие процесс горения. Кроме того, в процессе горения угли, спекающиеся с тугоплавкой золой, образуют сверху слоя кокса корку, предохраняющую унос мелких частиц в трубу и провал их в зольник. Тощие угли и антрациты такой корки не образуют, поэтому при их сжигании мелочь уносится в трубу и проваливается в зольник.
Спекающиеся угли для отопления крановых и других котлов почти не выдают или выдают в незначительных количествах. Больше всего в крановых котлах сжигают тощие и бурые угли. Для того чтобы достигнуть хорошей паропроизводительности котла и экономии топлива, применяют смеси углей спекающихся, бурых и тощих или антрацита. При правильном подборе соотношения различных марок углей в смеси отрицательные качества одной марки компенсируются положительными качествами другой марки. Составляя угольные смеси, необходимо учитывать особенности качества углей, входящих в смесь, Антрацит, например, для воспламенения требует высокой температуры и сжигается тонким слоем, а подмосковный уголь допускает сжигание его в толстом слое. При сгорании подмосковного угля в слое развивается невысокая температура и нарастает слой золы. Следовательно, если смешать подмосковный уголь только с антрацитом, последний быстро покроется слоем золы подмосковного угля, горение его прекратится и при чистке топки несгоревшие частицы антрацита будут выброшены вместе с золой. Такая смесь углей будет неэкономичной. Поэтому лучше всего смешивать тощие угли с антрацитами, имеющими малый выход летучих, а неспекающиеся — с жирными и газовыми для повышения спекаемости смеси и полного использования летучих веществ. Угли и антрациты, имеющие легкоплавкую золу, следует смешивать с углями, имеющими тугоплавкую золу, что предотвратит шлакование. Угли с большим содержанием золы смешивают с углями, содержащими мало золы.
Рекомендуются следующие смеси:
1) 35% ПЖ или ПС + 65% антрацита или Т;
2) 35% ПЖ или ПС +65% подмосковного;
3) 33% ПЖ или ПС +33% подмосковного + 34% антрацита или Т;
4) 35% кизеловского + 65% подмосковного;
5) 50% карагандинского ПЖ или ПС – 50% антрацита.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика топлива и процесс его сжигания в топке котла"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы