Кранами называют грузоподъемные машины периодического (прерывного) действия, поднимающие грузы и перемещающие их на сравнительно небольшие расстояния. Различают краны стационарные и передвижные.
В зависимости от конструкции, формы остова, характера движений краны делятся на три основные группы:
а) краны стреловые поворотные (на железнодорожном, гусеничном или автомобильном ходу; портальные и полупортальные; мачтово-стреловые; плавучие; велосипедные и краны-укосины);
б) краны мостового типа (козловые, мостовые, перегрузочные мосты); ферма таких кранов перекрывает складскую территорию и, перемещаясь вдоль склада, позволяет транспортировать груз в пределах прямоугольной площади;
в) краны кабельные, перемещающие грузы по линии, если концевые башни стационарные, и в пределах площади прямоугольника или сектора, если концевые башни передвижные.
Краны стреловые могут быть полноповоротными или неполноповоротными. Стационарные неполноповоротные краны перемещают груз в пределах площади, имеющей конфигурацию сектора, а полноповоротные краны — в пределах круга. Передвижные стреловые краны на рельсовом ходу перемещают груз в пределах площади, параллельной путям, а на гусеничном или автомобильном ходу в пределах площади любой конфигурации.
В зависимости от типа привода различают краны с ручным или механическим приводом. Краны с ручным приводом имеют небольшую грузоподъемность и применяются лишь в тех случаях, когда требуется перемещать грузы небольшого веса при незначительном их поступлении на склад.
По роду привода краны подразделяются на паровые, электрические и с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Все большее распространение получают краны с многомоторным приводом — дизель-электрические. На этих кранах установлен дизель, приводящий в действие генератор, который питает током электродвигатели каждого отдельного механизма крана.
На паровых кранах установлена паросиловая установка, состоящая из парового котла и паровой машины.
Привод от паровой машины по сравнению с другими приводами отличается простотой и надежностью устройства, но имеет существенные недостатки:
а) низкий коэффициент полезного действия (5%);
б) большие габаритные размеры и значительный вес;
в) непроизводительный расход топлива из-за необходимости поддерживать котел в рабочем состоянии во время перерывов в работе крана;
г) требует значительного времени (45—60 мин) на растопку котла и подготовку крана к работе;
д) необходимость в периодических промывках котла, что увеличивает время нахождения крана в ремонте.
Кроме того, паровые краны опасны в пожарном отношении (вылет искр из трубы котла), а необходимость два-три раза в сутки набирать уголь и воду увеличивает время непроизводительной работы таких кранов.
На кранах с одномоторным приводом наибольшее распространение получают бескомпрессорные дизели, работающие на жидком топливе. Такой привод имеет недостаток: для передачи движения отдельным рабочим механизмам крана необходим сложный механизм с самостоятельными муфтами включения. В кранах с дизель-электрическим приводом этот недостаток исключен, поскольку каждый механизм имеет самостоятельный привод и может включаться и работать независимо от других механизмов.
Электрический привод получил преимущественное распространение в кранах мостовых, козловых, перегрузочных мостах и в кабельных кранах. Ток к электродвигателям рабочих механизмов крана поступает или через шланговый провод, или от контактных проводов и кареток. Электрические приводы просты по своему устройству и наиболее экономичны в отношении эксплуатационных расходов. Затраты рабочей силы при обслуживании кранов с электрическим приводом примерно в 2,5 раза меньше, чем при обслуживании паровых кранов, и в 1,3 раза меньше, чем при обслуживании кранов с двигателем внутреннего сгорания.
В зависимости от условий и режима работы крановые механизмы с механическим приводом разделяют на четыре группы.
К I группе относятся механизмы с легким режимом работы, ко II группе — со средним, к III группе — с тяжелым и к IV группе — с весьма тяжелым режимом работы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация кранов на железнодорожном ходу"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы