Коммутационная аппаратура электрооборудования автомобилей включает в себя большое количество различного типа выключателей и переключателей. Отличаются они типом привода контактного узла и характером взаимодействия контактов. Контакты бывают скользящие и размыкающие.
Наиболее типичными представителями коммутационных устройств являются выключатели с приводом от замкового устройства — замки-выключатели. Они являются основным коммутационным устройством на автомобиле и обеспечивают включение первичной цепи системы зажигания, контрольно-измерительных приборов, стартера, электродвигателя стеклоочистителя, радиоприемника и других устройств. На автомобилях с карбюраторным двигателем замок-выключатель называют выключателем зажигания, а на автомобилях с дизелем — выключателем приборов и стартера. В замках-выключателях применяются скользящие размыкающие контакты.
Замки-выключатели ВКЗЗО и ВК350 имеют аналогичное устройство.
В корпусе закреплена пластмассовая панель, имеющая выводы AM, КЗ, ПР и СТ. К выводу AM присоединяется провод от положительного вывода аккумуляторной батареи, к выводу КЗ — цепь первичной обмотки катушки зажигания, к выводу СТ — цепь управления стартером, к выводу ПР — цепь питания контрольно-измерительных приборов, радиоприемника и некоторые другие потребители. Выводы КЗ, ПР и СТ соединены с пружинящими контактами. Вывод AM соединен с контактной пластиной, поводки которой входят в прорези пластмассового ротора. С другой стороны ротор соединен с хвостовиком цилиндра, продольное перемещение которого в корпусе ограничено стопорным кольцом. Пружина ротора, обеспечивающая повороту ротора противодействующее усилие, упирается в кольцо. Шарики под действием пружины входят в лунки на корпусе, обеспечивая фиксацию ротора в определенных положениях при повороте. Гайкой осуществляется крепление замка-выключателя. Ключом, который вводится в определенной конфигурации прорезь цилиндра, осуществляется поворот цилиндра, а вместе с ним и ротора с контактной пластиной.
При вынутом из прорези ключе запирающие пластины, находясь в замочном пазе корпуса, стопорят от поворота цилиндр.
При установке ключа в прорезь запирающие пластины выходят из замочного паза корпуса, что позволяет поворотом ключа соединять в определенных положениях пластину (вывод AM) через пружинящие контакты с выводами КЗ, СТ, ПР. Механизм замка-выключателя может быть установлен в три фиксируемых положения и одно нефиксируемое. В одном фиксируемом положении (нейтральном) пластина находится в таком положении (рис. 1, в), что вывод AM не соединен с другими выводами. При повороте ключа по часовой стрелке в первое (фиксируемое) от нейтрального положение вывод AM через пластину и контакты соединяется с выводами КЗ и ПР. При дальнейшем повороте ключа по часовой стрелке механизм устанавливается в нефиксируемое положение, при котором вывод AM соединяется с выводами КЗ и СТ. Если в этом положении снять усилие с ключа, механизм под действием пружины возвращается в предшествующее фиксируемое положение. При повороте ключа против часовой стрелки от нейтрального положения механизм устанавливается в фиксируемое положение, при котором вывод AM соединяется с выводом ПР. В этом положении обеспечивается питание потребителей (например, радиоприемника) при стоянке автомобиля.
В последнее время широко применяются замки-выключатели, которые, кроме основных функций, выполняют роль противоугонного устройства. Панель с выводами крепится в корпусе стопорным кольцом. Коммутация выводов осуществляется контактным устройством с контактами.
Противоугонное устройство срабатывает в определенном положении механизма при вынутом из замка ключе. При этом запорный стержень 5 под действием пружины 7 входит в паз вала рулевого механизма, обеспечивая его запирание. Выступ 6 обеспечивает правильную ориентацию замка-вычислителя при его установке.
Выводы рассматриваемых замков-выключателей обычно имеют цифровые обозначения. К выводам «30» и «30/1» подключаются источники питания, к выводу «15» — система зажигания, к выводу «50» — цепь включения стартера, к выводу «75» — приборы, дополнительное оборудование. Вывод «16» свободный, на нем появляется питание только в период пуска.
На схемах соединений замки-выключатели изображаются без раскрытия внутренней схемы коммутации. На принципиальных схемах используются графические изображения, по которым можно определить схему соединения выводов при различных положениях механизма. Аналогично изображаются и другие выключатели со сложной схемой коммутации.
Центральный переключатель света представляет собой конструкцию со скользящими контактами. В корпусе переключателя расположена каретка, которая посредством штока может перемещаться, зажимая три фиксированных положения. Фиксация положения каретки осуществляется шариком. На каретке расположена контактная пластина, которая посредством пружин поджимается к текстолитовой пластине, в которой установлены контакты, соединенные с выводами. В каждом положении пластиной замыкаются определенные контакты. Некоторые переключатели соединяются с источниками питания через термобиметаллический предохранитель. Выпускаются центральные переключатели с самыми различными схемами коммутации.
Ножной переключатель света также является примером применения скользящих контактов. Он состоит из корпуса, в котором установлен шток с плунжером и пружиной. На карболитовом основании установлены три полусферических контакта, соединенные с тремя наружными выводами. На оси установлены звездочка и изоляционный диск с контактной пластиной. Контактная пластина поджимается к контактам пружиной. Один из выводов присоединяется к источникам питания, другой — к нити ближнего света, третий — к нити дальнего света.
В исходном положении контактная пластина соединяет два контакта: контакт, к которому подводится питание, и один из контактов, например, соединенный с нитью ближнего света. При нажатии на плунжер шток поворачивает на оси звездочку, которая увлекает вместе с собой изоляционный диск с контактной пластиной. В результате контактная пластина размыкает питающий контакт с контактом ближнего света и соединяет его с контактом дальнего света. При отпускании плунжера он вместе со штоком возвращается в исходное положение. При последующем нажатии на плунжер вновь замыкаются контакты, соединенные с источниками питания и нитью ближнего света.
По типу привода на автомобилях применяются самые различные контактные устройства: перекидные, кнопочные, клавишные, гидравлические, пневматические.
Переключатели клавишного типа практически находят применение на всех современных автомобилях. Они монтируются либо раздельно, либо блочно. Выпускаются клавишные переключатели в двух исполнениях: с самовозвратом клавиши и с принудительным возвратом клавиши.
Переключатель с самовозвратом клавиши состоит из основания, в котором закреплены неподвижные контакты вместе со штекерными выводами. Подвижной контакт имеет форму мостика. К основанию защелками крепится корпус, в котором на оси установлена клавиша. Клавиша поджимает подвижной контакт к неподвижным посредством толкателя, на который давит пружина, расположенная в корпусе клавиши. При нажатии на клавишу толкатель, выдвигаясь под действием пружины наружу, изменяет положение подвижного мостикового контакта. Подвижной контакт в результате переключается на другие неподвижные контакты. Возврат клавиши в исходное положение после ее отпускания осуществляется подпружиненным штоком.
Переключатель с принудительным возвратом не имеет механизма возврата. В некоторых конструкциях устанавливается лампа подсветки, горение которой свидетельствует о рабочем положении переключателя.
В схемах различных систем электрооборудования широко используются электромагнитные реле с достаточно простым устройством. Их применение преследует две цели. Благодаря реле разгружаются цепи управления устройств электрооборудования и уменьшается падение напряжения в подводящих цепях. Чаще всего реле устанавливаются отдельно друг от друга.
В последнее время на новых автомобилях электромагнитные реле вместе с предохранителями и другими элементами монтируются в единый узел, который называется монтажным блоком. Через монтажный блок обеспечивается соединение проводов двигательного отсека с проводами в салоне автомобиля. Присоединение проводов с той и другой стороны к блоку осуществляется штекерными разъемами. Внутри блока ток протекает по токоведущим дорожкам печатных плат.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коммутационная аппаратура автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы