Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электрооборудование автомобилей

Публикация:
   Коммутационная аппаратура системы освещения и световой сигнализации

Читать далее:




Коммутационная аппаратура системы освещения и световой сигнализации

Главный переключатель света ползункового типа П38 имеет кнопочное управление и установлен на щитке приборов автомобилей ГАЭ-53А, ГАЗ-24 и др. В корпусе расположена каретка, соединенная штоком с кнопкой. В каретке установлен стальной шарик, который усилием пружины фиксирует контактные пластины в каждом из трех положений. Латунные контактные пластины закреплены на пластмассовой колодке и вместе с ней установлены в каретке. Пластины поджимаются к контактам панели пружинами.

Контактные пластины имеют по две выдавленные поверхности, которые замыкают контакты пяти зажимов, укрепленных в контактной текстолитовой панели. Зажимы переключателя имеют цифровые обозначения. На кронштейне закреплен реостат, состоящий из корпуса, изолятора с установленной в нем спиралью и движка реостата. Спираль реостата обладает сопротивлением 12 Ом.

Контактные пластины переключателя могут устанавливаться в трех положениях — 0, I и II. В положении потребители отключены. В положении на автомобиле ГАЗ-5ЭА включаются лампы габаритного света и освещения номерного знака задних фонарей и, в зависимости от положения дополнительного (ножного) переключателя света, ближний свет в фарах или лампы габаритного света передних фонарей. При положении II переключателя включаются лампы габаритного света, освещение номерного знака и, в зависимости от положения вспомогательного переключателя света, дальний или ближний свет в фарах.

При включении дальнего света одновременно включается контрольная лампа, расположенная на щитке приборов.

Лампы освещения приборов щитка включают главным переключателем света при первом и втором положениях рукоятки, а реостатом регулируют силу тока в цепи ламп. При повороте рукоятки штока, соединенного с ползунком реостата, против часовой стрелки до положения упора выключается цепь ламп освещения приборов щитка; при повороте рукоятки по часовой стрелке соп ротивление реостата постепенно выводится из цепи, вследствие чего возрастает сила тока и увеличивается накал нитей ламп.

Переключатели света других автомобилей имеют аналогичное устройство.

Дополнительный (ножной) переключатель света служит для перехода от габаритного света передних фонарей на ближний свет фар при положении главного переключателя света и с ближнего света фар — на дальний свет при положении II.

Переключатель устанавливают в нижней части кабины водителя. Защитный резиновый уплонитель предотвращает попадание влаги и грязи внутрь корпуса переключателя. Для переключения света нажимают ногой на плунжер, который через шток повернет храповик, а вместе с ним и текстолитовую шайбу с латунной контактной пластиной. При этом контактная пластина замыкает один из боковых контактов с контактом, к которому через зажим подведен провод от переключателя света. При прекращении воздействия на колпачок пружина возвращает шток в исходное положение.

Рис. 1. Главный переключатель света П38: а — устройство; б — схема коммутации

Рис. 2. Схема освещения автомобиля: 1 — фара; 2 — фонарь габаритный передний; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — амперметр; 5 — предохранитель; 6 — лампы подсвета приборов; 7 — главный переключатель света; 8 — контрольная лампа дальнего света фар; 9 — фонарь габаритный задний; 10 — дополнительный (ножной) переключатель света

На ось устанавливается пружина, обеспечивающая фиксацию храповика в корпусе и плотно прижимающая контактную пластину к контактной панели.

Переключатель указателей поворота П105А устанавливается на рулевой колонке под рулевым колесом и действует полуавтоматически. Включается переключатель поворотом рукоятки, а выключается автоматически при выходе автомобиля из поворота за счет ролика.

Переключатель, предназначенный для соединения электрических цепей сигнальных ламп с источником тока, и механический привод, обеспечивающий включение и выключение переключателя, размещены в корпусе.

Переключатель действует следующим образом: при перемещении рычага из нейтрального (выключенного) положения вперед или назад до отказа контактные пластины перемещаются во включеннное положение. Одновременно фасонная пластина, находящаяся на втором конце рычага, поджимает резиновый ролик к ступице рулевого колеса. При повороте рулевого колеса резиновый ролик, прижатый к ступице, поворачивается вместе с ней. Если рулевое колесо повернуть в сторону перемещения рычага переключателя, то ось ролика упрется в выступ фасонной пластины, и ролик пробуксует; рычаг и переключатель при этом останутся во включенном положении. Если рулевое колесо повернуть в противоположную сторону, то ролик изменит направление вращения и переместит фасонную пластину, а вместе с ней и переключатель в выключенное положение.

Рис. 3. Дополнительный (ножной) переключатель света

Прерыватель указателей поворота РС57 состоит из сердечника, на котором намотана обмотка, состоящая из 50 витков провода диаметром 0,75 мм. Обмотка прерывателя включена последовательно с лампами Переднего и заднего фонарей.

Якорьки в нижней части жестко соединены с сердечником. В нерабочем состоянии контакты разомкнуты усилием натянутой нихромовой струны, а контакты разомкнуты натяжением пружины. Нижний конец струны проходит через стеклянную бусинку, которая изолирует струну от кронштейна. Резистор выполнен из нихромовой проволоки и имеет сопротивление 18 Ом.

При включении указателей поворотов в цепи будет проходить ток. Путь тока: плюсовой вывод аккумуляторной батареи — амперметр — выключатель зажигания — предохранитель — зажим Б прерывателя — сердечник — якорек — струна — резистор — обмотка — зажим CJ1 — переключатель — лампы левого или правого переднего и заднего фонарей — корпус автомобиля — минусовой вывод аккумуляторной батареи.

Рис. 4. Переключатель указателей поворота: 1 — включен правый указатель поворота; II — указатели выключены; III—1

Рис. 5. Указатели поворота с прерывателем РС57 и переключателем П105: а — полумонтажная схема; б — общий вид прерывателя указателей поворота; в — принципиальная электрическая схема; 1 — лампы левого указателя поворота; 2 — переключатель указателей поворота; 3 — стеклянная бусинка; 4 — регулировочный винт; 5 — проволока (струна); 5 — резистор; 7 — якорек; 8, 10 — контакты; 9 — кронштейн крепления; 11 — упор; 12 — дополнительный якорек; 13 — сердечник; 14 — возвратная пружина; 15 — обмотка; 16 — кожух; 17 — основание; 18 — предохранители; 19 — контрольная лампа; 20 — выключатель зажигания; 21 — выключатель стоп-сигнала; 22 — лампы правого указателя поворота; 23 — лампы боковых повторителей поворота

Так как в цепь включен резистор, нити ламп горят неполным накалом.

Проходящий по струне ток вызовет ее нагрев, вследствие чего струна удлинится и ее натяжение уменьшится.

В это время стальной якорек притянется к сердечнику электромагнита и контакты 8 прерывателя замкнутся. Замкнутые контакты 8 шунтируют резистор 6. Сила тока в цепи ламп увеличится и нити их будут светиться полным накалом.

Прерывание тока в струне сопровождается ее остыванием и уменьшением длины Струна снова натягивается и размыкает контакты, после чего процесс повторяется. Частота вибрации контактов равна 60—120 размыканиям в минуту. Периодическое замыкание и размыкание цепи контрольной лампы 19 в РС57 обеспечивается работой контактов.

В момент замыкания контактов увеличивается сила тока в обмотке электромагнита, поэтому сердечник намагничивается сильнее и, притягивая стальной якорек, обеспечивает замыкание контактов. При этом контрольная лампа включается на полное напряжение источника тока и горит полным накалом. После размыкания контактов вследствие уменьшения силы тока в обмотке электромагнита уменьшается намагничивание его сердечника, и тогда под действием пружины контакты разомкнутся и выключат цепь контрольной лампы.

Нормальная работа прерывателя РС57 обеспечивается при одновременном включении двух сигнальных ламп по 21 Вт. В случае перегорания одной из ламп уменьшается сила тока, проходящего через обмотку прерывателя, в результате чего значительно увеличивается частота миганий исправной лампы, а контрольная лампа не включается. Указатели поворотов работают только при включенном выключателе зажигания.

Частоту миганий ламп указателя поворотов в случае необходимости регулируют изменением натяжения струны с помощью регулировочного винта.

Прерыватель указателей поворота РС951. Схема включения указателей поворота с аварийной сигнализацией автомобиля КамАЗ показана на рис. 6. Включение соответствующих ламп указателя поворота осуществляется переключателем, а включение аварийной сигнализации выключателем. Получение мигающего света ламп указателя поворота достигается за счет контактно-транзисторного прерывателя типа РС951.

Схема прерывателя представляет собой электронный генератор прямоугольных импульсов тока с электромагнитными реле. Прерыватель состоит из транзисторов 77, Т2, ТЗ, диодов Д1+-Д4, реле 77, Р2, РЗ, конденсатора С и резисторов Rl-Rll. Все детали прерывателя смонтированы на общей панели и расположены в пластмассовом корпусе.

Рис. 6. Схема указателей поворота с прерывателем РС951: 1, 5 —лампы правого борта тягача; 2 —лампа бокового повторителя правая; 3 — прерыватель указателей поворота; 4 — переключатель; б — лампа правого борта прицепа; 7 — выключатель приборов; 8 — аккумуляторная батарея; Я — выключатель аварийной сигнализации; 10 — контрольная лампа указателя поворота тягача; И — контрольная лампа указателя поворота прицепа; 77 — транзистор КТ315В; Т2, ТЗ – транзисторы МП25А; Д1, Д2, Дз Д4 — диоды КД209А; С — конденсатор К-50-3-25-50,0; Rl, R2 — резисторы СПЗ-6,8 к0.ч; R3, R8 — резисторы МЛТ-0,5-2,7 кОм; R4 — резистор МЛТ-1,0-470; R5 — резистор МЛТ-0,5-470; R6 — резистор МЛТ-1,0-750; R7, R9 — резисторы МЛТ-0,5-200; R10 — резистор МЛТ-0,5-750; R11 — резистор МЛТ-2,0-470; PI, Р2, РЗ — обмотки реле; КР\, КРг, КРз — контакты реле

Подключение прерывателя к бортовой сети автомобиля осуществляется с помощью штепсельного разъема.

При установке переключателя 4 в соответствующее положение (вправо или влево) эмиттер транзистора 77 соединяется с минусовым выводом аккумуляторной батареи и через переход база — эмиттер транзистора Т1 будет проходить ток управления. Цепь тока управления транзистора TV. плюсовой вывод аккумуляторной батареи — выключатель приборов 7 — выключатель аварийной сигнализации 9 — зажим «+» разъема — резистор R1 — база — эмиттер транзистора Т1 — резистор R5 — диод Д1 — зажим П штепсельного разъема — переключатель 4 — зажим ПБ разъема — обмотки реле Р2 и РЗ — зажимы ПТ и ПП разъема — нити ламп /, 2, 5 и 6 — корпус — минусовой вывод аккумуляторной батареи.

Транзистор 77 открывается. Тогда от зажима «-f» прерывателя 3 через резистор R9 — эмиттер — база транзистора Т2 — коллектор — эмиттер транзистора Т1 — резистор R4 на зажим «—» прерывателя будет проходить ток управления транзистора Т2 и транзистор открывается, что приводит к появлению тока в цепи управления транзистора ТЗ и его открытию.

При прохождении тока через открытый транзистор ТЗ и обмотку реле срабатывает реле, его контакты замыкаются. Через замкнутые контакты КР1 лампы 1, 2, 5 и 6 указателя поворота подключаются к аккумуляторной батарее и горят полным накалом.

Путь тока в цепи ламп указателя поворота: плюсовой вывод аккумуляторной батареи — выключатель — выключатель — зажим «+» разъема — контакты КРi — — зажим П разъема — переключатель — зажим ПБ разъема — обмотки реле Р2 и РЗ — зажимы ПТ и ПП разъема — нити ламп 1, 2, 5 и 6 — корпус автомобиля — минусовой вывод аккумуляторной батареи. При этом через обмотки реле Р2 и РЗ проходит ток большой силы, что приводит к замыканию контактов /СР2 и КРз и подключению контрольных ламп 10 и 11, расположенных на щитке приборов, к аккумуляторной батарее.

При замкнутых контактах КРi происходит заряд конденсатора С и ток заряда удерживает транзистор Т1 в открытом состоянии. Через некоторое время сила тока заряда конденсатора станет недостаточна для удержания транзистора в открытом состоянии и транзистор Т1, а следовательно, и транзисторы Т2 и ТЗ закроются.

Реле 77 выключается. Контакты KPi размыкаются и лампы указателя поворота гаснут. При разомкнутых контактах КР1 конденсатор С разряжается, удерживая при этом транзистор Т1 в закрытом состоянии. После разряда конденсатора транзисторы Tl, Т2, ТЗ вновь открываются и цикл повторяется.

Диод Д1 исключает появление положительного потенциала источников тока на эмиттере транзистора 77. Диод Д2 шунтирует цепь тока, вызванного э. д. с. самоиндукции обмотки реле 77, а диод Д4 — цепь тока, созданного э. д. с. самоиндукции других приборов электрооборудования автомобиля. Диод ДЗ выполняет роль запирающего диода.

Резисторы R1 и R2 являются делителем напряжения, за счет которого транзистор Т1 находится в закрытом состоянии, когда не подключены лампы указателя поворота.

Рис. 7. Выключатель стоп-сигнала: а — с гидравлическим приводом; б — с пневматическим приводом

Для переключения указателей поворота в режим аварийной сигнализации необходимо выключатель установить в положение II. При этом прерыватель, лампы правого и левого бортов тягача и прицепа, а также контрольная лампа в выключателе подключаются к аккумуляторной батарее, минуя выключатель приборов и переключатель. Поэтому при работе прерывателя указателей поворота будут мигать все лампы, сигнализируя об аварийном состоянии автомобиля.

Прерыватель указателей поворота РС950, применяемый на автомобилях ГАЗ-24, «Москвич» и других, отличается от прерывателя РС951 только номинальными величинами сопротивлений резисторов.

Выключатель света стоп-сигнала. На рис. 7, а показано устройство выключателя стоп-сигнала с гидравлическим приводом, который устанавливается в тройнике на главном тормозном цилиндре. В корпусе выключателя установлена резиновая диафрагма, на которую наложена контактная латунная пластина, отжимающаяся от зажимов пружиной. Зажимы закреплены в пластмассовом основании 8. При торможении автомобиля тормозная жидкость из главного тормозного цилиндра входит через канал в корпус выключателя и прогибает диафрагму; при этом контактная пластина замыкает зажимы, включая цепь лампы стоп-сигнала.

Выключатель стоп-сигнала с пневматическим приводом состоит из корпуса с ввернутой пластмассовой крышкой, в которой закреплены зажимы для подключения проводов. Под крышкой устанавливается резиновая диафрагма.

Полость над диафрагмой соединена с магистралью, подводящей воздух к тормозным камерам колес. При торможении автомобиля воздух прогибает диафрагму, которая, преодолевая упругость пружины, перемещает подвижной серебряный контакт и замыкает им через контактную пластину электрическую цепь лампы стоп-сигнала.

Предохранители предназначены для отключения защищаемой электрической цепи или прибора от источников тока при коротких замыканиях и перегрузках. На автомобилях применяются плавкие и термобиметаллические предохранители.

Плавкие предохранители. Плавкие вставки предохранителей изготавливают из легкоплавкого металла или из луженой медной проволоки и рассчитывают на длительное протекание номинальной силы тока. При увеличении нагрузки на 50% они расплавляются за время не более 1 мин при окружающей температуре 20 °С. Такие предохранители устанавливаются на автомобилях МАЗ, ВАЗ и др.

Термобиметаллические предохранители обеспечивают длительное протекание номинальной силы тока при температуре окружающей среды до 50 °С и разрывают цепь при нагрузке, превышающей номинальную на 150% за время не более 20 с. Следовательно, эти предохранители позволяют в большей степени использовать перегрузочную способность защищаемого прибора, чем плавкие.

Термобиметаллический предохранитель многократного действия устанавливают на корпусе главного переключателя света и включают в цепь ламп фар.

Контактные пластины, снабженные винтовыми зажимами, изолированы одна от другой плотной бумагой. Серебряные контакты замкнуты усилием упругой биметаллической пластины, которая опирается с обеих сторон на пластмассовые шайбы.

Устройство термобиметаллического предохранителя многократного действия, установленного в цепи стеклоочистителя и других цепях, показано на рис. 8, б. В пластмассовом корпусе установлены зажимы, соединенные между собой контактами и биметаллической пластиной.

Термобиметаллические предохранители в цепи освещения рассчитаны на предельную силу тока 20 А, в цепи стеклоочистителя — на 10 А и т. д.

В случае короткого замыкания цепи сила тока в ней резко возрастает, в результате чего нагрев биметаллической пластины будет настолько сильным, что она, деформируясь, резко разомкнет контакты.

При разомкнутых контактах биметаллическая пластина, охлаждаясь, принимает прежнюю форму, и контакты вновь замыкаются.

Рис. 8. Термобиметаллический предохранитель: а — многократного действия в цепи освещения; б — многократного действия в цепи стеклоочистителя; в — однократного действия

Время разомкнутого состояния контактов в несколько раз больше времени замкнутого состояния. В том случае, если причина, вызывающая увеличение силы тока, не устранена (короткое замыкание проводов, включение большого количества приемников в электрическую цепь и т. д.), контакты предохранителя будут непрерывно вибрировать, что и ограничит силу тока в допустимых пределах.

Термобиметаллический предохранитель однократного действия устанавливают в цепи сигналов, электродвигателей обдува ветрового стекла, в цепи фар и в других цепях. Предохранители изготовляют на 5; 10; 15; 20 А и более. Провода от приборов подключают к зажимам.

Когда сила тока в цепи предохранителя меньше предельного значения, контакты изогнутой биметаллической пластины соединены с контактами пластин, укрепленных на корпусе.

При возрастании силы тока выше предельной биметаллическая пластина резко изгибается в другую сторону и остается в таком положении (на рисунке изображено пунктиром), прерывая электрическую цепь.

Чтобы замкнуть цепь, надо нажать на кнопку, тогда биметаллическая пластина примет первоначальную форму. После отпускания кнопки она возвращается в исходное положение пружиной.

Предохранитель на заданную силу тока регулируют изменением натяжения биметаллической пластины регулировочным винтом после ослабления контргайки или винтом.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Коммутационная аппаратура системы освещения и световой сигнализации"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства