Важнейшим показателем качества конструкции машины является ее надежность. Надежность — общее свойство машины, обусловленное ее безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью и обеспечивающее выполнение заданных функций, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
При современном конструировании машин большое внимание уделяется равнопрочности конструкции, чтобы основные узлы машины (силовое оборудование, ходовая часть, рабочие органы, приводы и механизмы управления) могли работать до предельного состояния одинаковое время. Это условие значительно облегчает обслуживание и ремонт машины.
Надежность дорожно-строительных машин можно оценить относительными потерями рабочего времени, вызванными различными повреждениями и отказами в работе по причине конструктивных и производственных недостатков машины.
Надежность машины обеспечивается ее безотказностью и долговечностью. Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки (продолжительности или объема работ). Долговечность — свойство машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Основными показателями долговечности (ее гарантии) является технический ресурс, срок службы до капитального ремонта и гамма-процентный ресурс (ГОСТ 13377—75).
Сохраняемость — свойство машины сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения и транспортирования. Работоспособность — состояние, при котором машина должна выполнять заданные функции с параметрами в пределах, установленных для нее нормативно-технической документацией.
Одним из существенных требований является возможность работы дорожных машин при низких температурах (до —60° С), что особенно важно для районов Крайнего Севера, а также возможность работы при высоких температурах, преимущественно с большой влажностью воздуха — для работы в тропических Условиях. Низкие температуры влияют не только на работу отдельных узлов машины, но и на металл, из которого они выполнены. Поэтому при создании машин для северных условий используют хладостойкие стали. Двигатели внутреннего сгорания таких машин должны утепляться и иметь специальные приспособления для пуска и предпускового обогрева охлаждающей, асляной и топливной систем. На машинах, предназначенйых Для работы при высокой окружающей температуре, применяют спецальные двигатели с устройствами для интенсивного охлаждения.
Если машины предназначены для северных и тропических условий, то предъявляются-определенные требования к их кабинам и материалам — маслам, резинотехническим изделиям, краскам и т. п. При необходимости работы машины в климате е ‘повышенной влажностью особое внимание уделяется защите* от коррозии и плесени. Специальные требования к машинам, работающим при низких и высоких температурах, связаны с дополнительными затратами на их изготовление, поэтому для этих условий изготовляют модификации машин в северном и тропическом исполнениях.
Ремонтопригодность — свойство машины, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения ее отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
Ремонтопригодность обеспечивается при конструировании машины ее унификацией с другими машинами и использованием в ней нормализованных узлов и деталей массового производства; удобством демонтажно-монтажных работ, обеспечивающих быструю замену отдельных деталей, а также узлов при среднем и капитальном ремонте машин; приспособленностью узлов машины к легкой разборке и сборке для их восстановления путем замены изношенных деталей; взаимозаменяемостью узлов и деталей машины, что значительно ускоряет и удешевляет ремонт машин и упрощает снабжение строительных организаций запасными частями. Указанные стороны ремонтопригодности имеют решающее значение для организации прогрессивного ремонта машин агрег гатным методом — заменой изношенных узлов и деталей новыми или восстановленными.
Уровень стандартизации и унификации машин оценивается безразмерными характеристиками — коэффициентами стандартизации, унификации, нормализации и конструктивной преемственности. Коэффициенты стандартизации, унификации или нормализации являются отношением числа стандартизированных, унифицированных или нормализованных узлов и деталей к общему их числу в рассматриваемой конструкции. Коэффициент конструктивной преемственности является отношением числа применяемых и ранее освоенных (в предшествующей машине) узлов и деталей к общему их числу в сравниваемой конструкции.
Автоматизация. В зависимости от функций, выполняемых машиной в строительном процессе, средства автоматизации, применяемые в дорожных машинах, разделяются на четыре основные группы: автоматическое саморегулирование рабочими органами; автоматизация системой управления; автоматическая защита рабочих органов (ограничительные устройства, блокировка и др.) и автоматический контроль работы машины (сигнализация о выполненной работе, наличие работомероз, счетчиков и т. п.).
При полной автоматизации машины регулирование, управление, защита и контроль объединены.
Патентная чистота. Одним из важнейших конструктивных показателей современных дорожных машин является их патентная чистота. Этот показатель имеет особую роль в конкурентоспссобности машин на внешнем рынке. Машины должны иметь конструкцию, защищенную авторским свидетельством на оригинальное решение отдельных узлов, их композицию, архитектонику машины. Эти условия позволяют производить более выгодную запродажу машин, а также лицензий на право их производства.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструктивные показатели дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы