Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Основы бурения

Публикация:
   Конструкция скважины

Читать далее:




Конструкция скважины

Конструкцией скважины называется схема ее устройства, в которой указываются изменения диаметров бурения с глубиной, диаметры и глубины спуска колонн обсадных труб, а также места и способы тампонирования.

Исходными данными для выбора конструкции скважины служат физико-механические свойства пород геологического разреза, цель и способ бурения скважины, ее глубина и конечный диаметр.

Составляют конструкцию скважины снизу вверх. После определения глубины скважины, соответствующей цели ее сооружения, выбирают конечный диаметр бурения. Для снижения стоимости скважины бурить ее следует возможно меньшими диаметрами. Вместе с тем выбор диаметра скважины должен отвечать ее назначению (получение качественной пробы в необходимом количестве, проведение комплекса намеченных наблюдений, исследований и пр.).

Вместе с тем необходимо учитывать, что возможность сохранения керна и получения его в необходимом количестве в значительной мере зависит от вида полезного ископаемого и типа по-родоразрушающего инструмента. Так, для колонкового бурения алмазами в устойчивых породах возможно применение коронок диаметром 59, 46 и 36 мм. При бурении твердосплавными коронками по углю и бокситам их диаметр должен быть не менее 76 мм, а при бурении по минеральным солям — не менее 93 мм.

Конечный диаметр гидрогеологической скважины определяется диаметром устанавливаемого в ней фильтра и габаритами водоподъемника, которые в свою очередь зависят от расчетной производительности скважины. Для скважин малой производительности (до 10 м3/ч) конечный диаметр принимается 100—150 мм, для скважин средней производительности (до 50 м3/ч) 200—250 мм, для высокопроизводительных скважин 250—400 мм.

После выбора конечного диаметра намечаются интервалы, требующие закрепления стенок скважины установкой колонн обсадных труб или одним из беструбных способов, которые основываются на физико-химических процессах, протекающих при специальной обработке пород. К беструбным способам крепления относятся: создание на стенки скважины гидростатического давления промывочной жидкости, образование на них плотной глинистой корки при промывке скважины глинистым раствором, тампонирование скважины с использованием цемента, битума или синтетических смол, электрохимическое закрепление.

Колонны обсадных труб устанавливаются в скважине кон-центрично и обычно каждая из них выводится на поверхность. Первая с поверхности, наибольшая по диаметру, колонна называется направляющей и служит для закрепления устья скважины, предохранения его от размывания, а также для отвода промывочной жидкости к устройству, очищающему ее от шлама. При бурении глубоких скважин устанавливается колонна труб, следующая за направляющей и называемая кондуктором, которым перекрывается толща неустойчивых, водопоглощающих или водоносных пород, залегающих в верхней части геологического разреза.

Кроме назначений, выполняемых направляющей колонной и кондуктором, обсадные трубы устанавливаются в скважине с целью:
1) изоляции водоносных горизонтов, закрытия стенок скважины перед пересечением полезного ископаемого, над которым залегают неустойчивые, осыпающиеся породы;
2) перекрытия водоносного горизонта для обеспечения установки в нем фильтра;
3) закрытия зон карстов или старых подземных горных выработок, а также участков разрушенных и раздробленных пород.

Один из путей повышения производительности бурения геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые колонковым способом — работа коронками малого диаметра. При уменьшении диаметра скважины упрощается конструкция скважины, снижается расход истирающих материалов и мощности, повышается эффективность разрушения пород.

ВИТРом разработаны рекомендации по минимальным диаметрам керна, обеспечивающим представительное опробование по различным типам месторождений полезных ископаемых. С учетом этих рекомендаций, специфики конкретных геологических условий месторождения, цели и задач разведки бурение по твердым полезным ископаемым ведут обычно коронками диаметром 76, 59 и 46 мм.

Проектируя конструкцию скважины, следует стремиться к максимальной ее простоте, смену диаметров скважины предусматривать лишь при необходимости установки колонны обсадных труб. Целесообразно также использовать оправдавшее себя На практике комбинированное бурение, т. е. чередование твердосплавных, алмазных и шарошечных породоразрушающих инструментов, наиболее эффективных в конкретных условиях.

Классификацией, разработанной Е. А. Козловским, выделены четыре основных типа конструкций скважин — А, Б, В и Г, в которых конечный диаметр скважины согласно требованиям к керну для различных полезных ископаемых соответственно равен 59, 76, 93 и 112 мм. Каждый тип конструкции подразделяется на подтипы I, II, III, IV и т. д., номер которых соответствует количеству колонн обсадных труб в скважине. Глубина спуска обсадных колонн и их диаметр в подтипе не регламентируются и устанавливаются в зависимости от конкретных гео-лого-технических условий. В свою очередь каждый из подтипов конструкций подразделяется на виды — а, б, в, г и т. д., имеющие соответственно одну, две, три, четыре и т. д. ступени изменения диаметра породоразрушающего инструмента. Глубины спуска колонн обсадных труб и изменения диаметра породоразрушающих инструментов указываются в скобках соответственно после подтипа конструкции и ее вида.

Например, шифр конструкции скважины А II (20, 140) в (20, 140, 400) обозначает следующие ее параметры; конечный диаметр скважины 59 мм, в нее предусмотрен спуск двух колонн обсадных труб на глубины 20 и 140 м, смена диаметров породоразрушающих инструментов — на глубинах 20, 140 и 400 м.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Основы бурения

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Конструкция скважины"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства