Козловые краны применяют в городском строительстве для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных работ на складских территориях заводов и комбинатов строительных изделий и конструкций, предварительной сборки конструкций и основных монтажных работ на строительстве эстакад, путепроводов, мостов и метрополитена (при открытом способе строительства), а также монтажа зданий (в том числе и из объемных элементов) и технологического оборудования промышленных зданий и сооружений. Козловой кран (рис. 3.46, а, б) состоит из моста, установленного на двух опорах, одна из которых (пространственная) жестко соединена с мостом крана, а другая (плоская) крепится к нему шарнирно. Опоры крана посредством тележек соединены с ходовыми колесами. По мосту крана перемещается грузовая тележка (рис. 3.46, б) или электроталь (рис. 3.46, а). В верхней части одной из опор или к ферме моста крепится кабина управления.
Рис. 3.46. Козловой кран
Козловые краны выполняют бесконсольными и с одной или двумя консолями, позволяющими перемещать груз за пределы площади, ограниченной подкрановыми путями.
К основным параметрам козловых кранов относятся грузоподъемность Q как основного, так и вспомогательного механизмов подъема груза, пролет крана L\ (или колея крана, т. е. расстояние между вертикальными осями ходовых колес, расположенных на различных рельсах), длина хода грузовой тележки L, высота подъема крюка Н и база крана В — расстояние между шарнирами ходовых тележек, установленных на одном рельсе.
Мост козлового крана состоит из одной или двух решетчатых ферм трех- или четырехугольного сечения с постоянным или переменным сечением на консолях. В перегрузочных кранах обе опоры могут иметь пространственную форму из уголкового профиля. В последние годы козловые краны выпускаются из сплошностенчатых металлоконструкций с применением специальных профилей.
В зависимости от грузоподъемности на козловых кранах устанавливают одну или две реверсивные грузовые лебедки, которые располагаются или внутри фермы моста, или на грузовой тележке. Грузовой полиспаст при этом может иметь до ветвей каната, на которых висит поднимаемый груз. В соответствии с конструктивными особенностями кранов грузовая тележка передвигается по верхнему или нижнему поясу моста козлового крана. Если грузовая тележка передвигается по верхнему поясу моста крана, то в этом случае крюк крепится к траверсе (рис. 3.46, в), которая удерживается двумя полиспастами, расположенными с обеих сторон тележек и проходящими снаружи моста крана. Перемещение грузовой тележки осуществляется с помощью канатной тяги от лебедки передвижения тележки (рис. 3.46, г) или от механизма передвижения, установленного непосредственно на тележке. Грузовые тележки имеют от 4 до 8 колес, или из которых являются приводными.
Механизм передвижения козловых кранов устанавливают на ходовой раме портала. Краны обычно имеют от 8 до 24 ходовых колес, половина из которых — приводные.
Электроэнергия (переменный ток напряжением 380 В) к крану подается через гибкий кабель. Для сохранения кабеля применяют кабельные барабаны, собирающие на свою поверхность кабель или расстилающие его (при движении крана) по деревянному коробу, расположенному между рельсами или сбоку от него.
В конструкциях некоторых кранов на грузовой тележке, перемещающейся по верхнему поясу моста, устанавливают шевры (двух-опорный стреловой кран, имеющий возможность изменять вылет), имеющие грузоподъемность до Юти вылет крюка до 10 м. Кабины управления (одна или две) устанавливаются в опоре крана или подвешиваются к грузовым тележкам и перемещаются вместе с ними вдоль нижнего пояса моста крана. Все козловые краны оборудованы приборами безопасности.
В зависимости от параметров, места установки и продолжительности работы козловых кранов применяют подкрановые пути, состоящие из деревянных шпал, железобетонных блоков (плит) с песчаным или щебеночным основанием, а также из деревянных шпал, замоноличенных в бетоне.
Монтаж козловых кранов ведут различными способами, основными из которых являются: – с помощью одного или двух стреловых самоходных кранов; – с помощью одной или четырех подъемных мачт с комплексом полиспастов и лебедок; – сборка на земле с последующим подъемом его (с поворотом на 90°); – подъем крана с помощью собственных механизмов и стягивающих полиспастов.
С объекта на объект козловые краны перевозят автотранспортом в разобранном виде укрупненными узлами.
Козловые краны просты по конструкции, изготовлению и надежны в эксплуатации. П-образная конструкция кранов позволяет иметь постоянную грузоподъемность на всем пролете крана. Имеются конструкции козловых кранов, у которых мост может быть полностью использован для мостового крана (с установкой на нем унифицированных ходовых тележек с механизмом передвижения). Современные козловые краны отличаются универсальностью исполнения, что позволяет иметь до 40 схем сборок кранов, различающихся между собой высотой подъема крюка, пролетом и грузоподъемностью. При этом тяжелые краны имеют от одного до четырех основных и один-два вспомогательных грузоподъемных крюков.
Грузоподъемность современных козловых кранов составляет от 3 до 200 т, высота подъема крюка — до 52 м, пролет — до 75 м, длина консоли — до 12 м.
—
Козловые краны используют для монтажа гидротурбин, цементных печей и других сложных и тяжеловесных конструкций и оборудования, а также для обслуживания складов и площадок по изготовлению сборных железобетонных и металлических конструкций.
Основное преимущество козловых кранов перед другими видами кранов — простота их изготовления и эксплуатации. Кроме того, они намного дешевле железнодорожных, гусеничных или башенных кранов той же грузоподъемности. Недостаток в работе козловых кранов— ограниченная зона их действия и малая высота подъема.
Рис. 53. Козловой кран КМК-60 грузоподъемностью 60 тс:
1 — опоры (коги), 2 —тележка, 3 — ригель, 4 — кабина управления краном
Рис. 54. Кран-трубоукладчик:
1 — грузовая стрела, 2 — двигатель, 3 — лебедка, 4 — контргруз, 5 — гидроцилиндр перемещения контргруза, 6 — верхняя рама, 7 — ходовая часть, 8— механизм отбора мощности, 9 — силовая передача гусеничного шасси
Для монтажа вращающихся цементных печей применяют козловые краны КМК-60 (рис. 53) и КМК-120 грузоподъемностью соответственно 60 и 120 тс.
По своему конструктивному оформлению кран КМК-60 очень прост. Он состоит из двух опор (ног), которые жестко соединены с ригелем. Ригель решетчатой конструкции. Сверху ригеля установлена тележка, передвигающаяся по нему. Для небольших козловых кранов ригель изготовляют из двутавра, по которому передвигается тельфер. Ноги крана опираются, как правило, на четыре ходовые тележки, по две с каждой стороны.
Две тележки (по одной с каждой стороны) приводные, с их помощью кран перемещается по рельсовым путям.
Рельсы помещаются на шпалы, которые в свою очередь укладываются по щебеночному или песчаному балласту. Кабина управления обычно располагается на жесткой ноге козлового крана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Козловые краны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы