Портальные краны применяют на строительно-монтажных работах при возведении гидротехнических сооружений — плотин, шлюзов, русловых зданий электростанций, а также на погрузочно-разгрузочных работах на пристанях.
Свое название портальные краны получили из-за формы конструкции основания — портала, имеющего проем в виде арки для прохода транспортных средств.
Портал крана, изображенного на рис. 1, имеет четырехколесные ходовые тележки, перемещающиеся по рельсовому пути. На верхней площадке портала расположено опорно-поворотное устройство, соединяющее портал с поворотной платформой, на которой смонтированы основные механизмы, стреловое оборудование и неподвижный противовес.
Стреловое оборудование состоит из основной стрелы, хобота, гибкой оттяжки хобота постоянной длины, закрепленной на каркасе, стреловой жесткой тяги, коромысла с подвижным противовесом. Масса подвижного противовеса подбирается такой, чтобы она по возможности уравновешивала во всех положениях стрелу и хобот. Вылет крюка изменяется лебедкой с редуктором, выводной вал которого соединен с коромыслом.
Рис. 1. Портальный кран
1 — портал; 2 — ходовая тележка; 3, 4 — опорно-поворотное устройство; 5 — поворотная платформа; 6 — противовес; 7 — основная стрела; 8 — хобот; 9 — оттяжка; 10 — каркас; 11 — тяга; 12 — коромысло; 13 — противовес; 14 — лебедка
При наклоне стрелы изменяется положение хобота. Кривая часть хобота, так называемое лекало, построена так, что траектория перемещения концевого блока проходит по прямой наклонной линии, а перемещения крюка— по прямой горизонтальной линии. Механизм изменения вылета крюка приводится в действие от автономного электродвигателя.
—
Портальными кранами называются свободно стоящие полноповоротные краны стрелового типа, опирающиеся на жесткий, передвигающийся по рельсам П-образный помост — портал.
Портал представляет собой пространственную жесткую раму, которая может перекрывать железнодорожные пути, обеспечивая свободный пропуск подвижного состава. В некоторых случаях порталы заменяются Г-образными полупорталами. В этих случаях краны именуются полупортальными.
Поворотная часть крана состоит из следующих осноеных узлов: укосина (стрела), каркас, рама, опорно-поворотное устройство, механизм вращения поворотной части, механизм подъема груза, механизм изменения вылета, противовес, кабина для механизмов, кабина управления.
Типы портальных кранов различают по схемам укосин. Первая схема — жесткие качающиеся укосины, неуравновешенные и не обеспечивающие горизонтального перемещения груза при изменении вылета. Здесь изменение вылета осуществляется с помощью винта и гаек. Краны этой системы просты по конструкции, но вследствие неуравновешенности стрелы требуют мощных механизмов изменения вылета.
Вторая схема — шарнирно-сочлененные укосины с профилированным хоботом и гибкой оттяжкой укосины. Здесь в свою очередь различают два варианта: по одному — изменение вылета производится поворотом зубчатого сектора, концевые блоки движутся по кривой, горизонтальное перемещение груза достигается перекатыванием грузовых канатов по блокам хобота при изменении вылета; по другой — изменение вылета производится кривошипным механизмом, концевые блоки хобота и груз перемещаются по горизонтали.
Рис. 2. Кран портальный грейферный грузоподъемностью 10 тс:
1 — укосина; 2 —хобот; 3 — грейфер; 4 — кабина: 5 — опорно-поворотное устройство; 6 — портал; 7 — ходовые тележки; 8 — оттяжной канат; 9— противовес
Укосины, выполненные по второй схеме, легко уравновешиваются, механизмы вылета у них легки и компактны. Краны с такими укосинами имеют наибольшее распространение.
Третья схема — шарнирно сочлененные укосины с прямым хоботом и жесткой оттяжкой груза. Груз и концевые балки движутся по горизонтали. Изменение вылета осуществляется с помощью цевочных реек, находящихся в зацеплении со звездочкой. Такими укосинами оборудуются краны большой грузоподъемности.
Четвертая схема — жесткие качающиеся укосины с уравновешенным полиспастом. Укосина вращается вокруг точки, которая совпадает с центром тяжести стрелы и подвижного противовеса. Изменение вылета производится кривошипным механизмом. При изменении вылета груз перемешается горизонтально.
Основным недостатком кранов, выполненных по этой схеме, является раскачивание груза во время уменьшения вылета и повышенный износ канатов.
По своему назначению портальные краны подразделяются на:
а) портовые для погрузочно-разгрузочных работ;
б) судостроительные и судоремонтные, устанавливаемые на набережных, стапелях и плавучих доках (доковые портальные);
в) для механизации строительных работ (строительные портальные краны).
Правилами по кранам к портальным кранам предъявляется ряд требований, учитывающих специфику конструкций и условий эксплуатации.
Эти требования сводятся к следующему:
1. Механизмы поворота вновь изготовляемых портальных кранов должны быть оборудованы муфтой предельного момента (ст. 22). Назначение муфты — защищать двигатель и приводной механизм от удара в случае задевания укосины о какое-нибудь препятствие и цевочную передачу и укосину от толчков при слишком резких пусках и торможениях. Муфты предельного момента обычно выполняются в виде дисковых или конических фрикционных муфт, в которых сила трения регулируется величиной сжатия пружины.
2. На вновь изготовляемых портальных кранах должен быть обеспечен безопасный вход с лестницы портала на площадку, расположенную вокруг оголовка портала при любом положении поворотной части крана. Высота от настила этой площадки до нижних выступающих элементов поворотной части должна быть не менее 1800 мм. Вход с портала на поворотную часть крана должен быть возможен при любом положении поворот-нон части (ст. 225).
Если для входа в кабину управления используется лестница, расположенная внутри колонны, а площадка вокруг оголовка портала предназначается только, длк осмотра зубчатых венцов и оборудования, расстояние до нижних частей поворотной части может быть меньше 1800 мм при условии оборудования выхода на площадку запором и предупредительной табличкой (письмо Госгортехнадзора СССР № 06—13—17 в/1424 от 5 октября 1972 г.).
3. При расположении кабины на поворотной части крана во избежание опасности зажатия людей между поворотной и неповоротной частями крана при посадке в кабину должно иметься устройство, автоматически отключающее электродвигатель механизма поворота до перехода с неповоротной на поворотную часть (ст. 169).
4. Кран должен снабжаться барабаном для автоматического наматывания кабеля, подающего питание на кран (ст. 181).
5. Для подачи напряжения на гибкий кабель портовых электрических кранов должны быть установлены колонки, специально предназначенные для этих целей.
Применяются наземные и подземные токопитательные колонки. Колонки обычно рассчитываются на одновременное питание двух портальных кранов или две одинарные колонки ставятся рядом, что облегчает их обслуживание.
Расстояние между колонками принимается до 50 м. Наземные колонки должны располагаться на расстоянии не менее 700 мм от выступающих частей крана (ст. 247 Правил по кранам). Для безопасности работы рукоятки рубильников колонок блокируются с их дверками или крышками, открывание замков которых возможно только после отключения рубильника.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Портальные краны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы