Кабельные краны применяются при строительстве мостов, шлюзов и других сооружений. Оснащенный грейферным оборудованием кабельный кран может быть использован на складах песка и щебня, лесных и угольных складах.
Кабельные краны могут быть неподвижными и передвижными. Несущий канат неподвижных кабельных кранов прикреплен к мачтам, установленным на фундаментах и расчаленным канатными оттяжками (вантами). У кранов большой грузоподъемности несущий канат закреплен на башнях, установленных на фундаментах.
Неподвижный мачтовый кабель-кран состоит из двух мачт, удерживаемых в вертикальном положении оттяжками, несущего каната, укрепленного на головках мачт, грузовой тележки, перемещающейся по несущему канату при помощи тягового каната и тяговой лебедки; грузоподъемного механизма, включающего грузовую лебедку, грузоподъемный канат и крюковую обойму; поддержек канатов, препятствующих провисанию грузоподъемного и тягового канатов, а также кабины управления, установленной рядом с основанием левой мачты.
Основные механизмы кабель-кранов — грузовая лебедка, тяговая лебедка и ходовые тележки — не отличаются от применяемых на башенных и козловых кранах.
У грузовой тележки кабель-крана опорно-ходовые ролики выполняются желобчатыми, по форме и размерам несущего каната. Количество опорно-ходовых роликов тележки зависит от грузоподъемности крана. Перемещение грузовой тележки по несущему канату обеспечивается тяговым канатом, концы которого, огибая концевые блоки, закрепляются на барабане реверсивной лебедки. Грузовой канат при перемещении тележки обкатывается по блокам. Для осмотра несущих канатов и поддержек на грузовой тележке предусматриваются площадки 6 с ограждениями.
Рис. 1. Схема кабельного крана
В качестве несущих канатов у кабельных кранов применяются спиральные канаты закрытой конструкции, которые имеют гладкую поверхность и хорошо сопротивляются поперечному сжатию, вследствие чего не вызывают больших сопротивлений при перемещении по ним ходовых колес грузовой тележки.
Рис. 2. Грузовая тележка кабель-крана
Вследствие неравномерности натяжения всех канатов, особенно грузоподъемного (нагруженное и ненагруженное состояние), возможно их большое провисание. Поэтому у кабель-кранов с большим пролетом приходится применять специальные поддержки рабочих канатов, удерживающих их на заданном расстоянии от несущего каната.
Наипростейшей конструкцией являются подвижные цепные поддержки, принудительно расстанавливаемые на несущем канате на расстоянии 12—15 м друг от друга при движении грузовой тележки, с которой они связаны легкой цепью.
Для увеличения обслуживаемой площади используются кабель-краны с качающимися мачтами, угол наклона которых от вертикали допускается в каждую сторону до 8°. Наклон мачт достигается изменением длины оттяжек, в конструкцию которых входят полиспасты, управляемые при помощи ручных или приводных лебедок.
У передвижных кабель-кранов несущий канат закреплен на башнях, перемещающихся по рельсовым путям специальной конструкции. Передвижные кабель-краны могут быть параллельно-подвижными, когда две башни движутся одновременно в одну сторону, и радиальными, когда одна башня неподвижна, а другая перемещается по криволинейным путям в виде дуги окружности с центром на неподвижной башне.
Пролеты кабельных кранов обычно составляют от 100 до 1000 м.
Грузоподъемность кабельных кранов от 3 до 25 г, а в отдельных случаях доходит до 100 т. Высота подъема крана зависит от высоты башни, пролета и стрелы провисания несущего каната, которая принимается равной 4—5% длины пролета. Высота мачт и башен достигает 70 и более метров.
Скорость подъема крюка 60—120 м/мин, скорость передвижения тележки 30—300 м/мин (для монтажных работ) и 200—400 м/мин и более для кранов, обслуживающих склады.
—
Кабельный кран состоит из двух опор, стационарных или передвижных, между которыми подвешен стальной несущий канат.
Рис. 3. Схема кабельного крана нормального типа:
1 — опорная башня; 2 — несущий канат; 3 — тяговый канат; 4 — грузовая тележка; 5 — подъемный канат; 6 — обводные блоки; 7 — направляющие блоки; 8 — тяговая лебедка; 9 — подъемная лебедка
Перемещение грузовой тележки по несущему канату осуществляется с помощью тягового каната. Для подъема и опускания такого груза используется подъемный канат.
Опоры стационарных кабельных кранов устанавливаются на фундаментах. Рельсовые пути для опор передвижных кранов выполняются в виде эстакад или ленточных фундаментов.
Передвижные кабельные краны могут быть с параллельными передвижными и радиальными опорами, с одной неподвижной опорой и другой, движущейся по круговому пути.
По способу натяжения несущего каната различают: кабельные краны с жестким креплением каната к опорам без натяжных устройств; краны, у которых натяжение каната осуществляется качающимися опорами, и краны, у которых натяжение каната осуществляется противовесами.
По способу передачи движения грузовым тележкам и механизмам подъема груза различают кабельные краны с самоходными тележками, несущими на себе механизм подъема груза, и краны, у которых механизмы передвижения тележек и подъема груза вынесены на опоры или размещены в помещении у опор.
Распространение имеют краны с расположением механизмов передвижения тележек, подъема груза и аппаратуры управления на одной из опор. У этих кранов различают три схемы запасовки тяговых и подъемных канатов:
1) с одним тяговым и подъемным канатом и двумя односторонними, тяговыми и подъемными канатами;
2) с бесконечным тяговым канатом и односторонним подъемным канатом, конец которого закреплен на грузовой тележке;
3) с бесконечным тяговым канатом и двусторонним подъемным канатом, один конец которого закреплен на опоре.
Ввиду специфики конструкции кабельных кранов к ним Правилами по кранам предъявляется ряд требований, не распространяющихся на краны других конструкций.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кабельные краны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы