Стропы (чалки) применяются для присоединения грузов к захватным устройствам грузоподъемных машин.
Из большого числа стропов различных видов наиболее простым является универсальный кольцевой строп (рис. 1, а), имеющий вид замкнутой канатной петли, которой плотно обхватывают груз, продевая один конец в петлю, образуемую зторым концом стропа. Свободный конец стропа накидывается на крюк крана.
Рис. 1. Стропы
а – кольцевой; б — с петлей и крюком; в — с двумя крюками; г, д—многоветвевые; е—строп с траверсой
Широкое применение имеют стропы, состоящие из отрезков стального каната, с петлей и крюком на концах (рис. 1, б) или же с двумя крюками (рис. 1, в).
Многоветвевые стропы, применяемые для подъема длинномерных изделий (рис. 1, г) и плит (рис. 1, д) в горизонтальном положении, а также панелей и других штучных грузов, образуются из нескольких универсальных стропов, присоединенных одним концом к кольцу, надеваемому на крюк крана.
Рис. 2. Полуавтоматический захват:
а — захват; б — схема работы захвата
В тех случаях, когда затруднен доступ к месту строповки монтируемой конструкции, применяют стропы с полуавтоматической или с автоматической расцепкой. Благодаря специальному устройству, их можно снимать с крюка, находясь от него на некотором расстоянии, при помощи вспомогательного канатика или электромагнита.
Стропующее устройство с полуавтоматическим захватом, изображенное на рис. 31, подвешивается к крюку крана при помощи серьги. Один конец гибкого стропа, представляющего собой бесконечную петлю, надевается на ось захвата и постоянно на ней находится, а другой конец надевается на шток, удерживаемый в замкнутом положении пружиной. Отцепка производится включением электромагнита, которым поворачивается на некоторый угол рычаг, и ручкой отводится влево шток, вследствие чего стропующий канат и монтируемая конструкция 8 высвобождаются.
Расчет канатных стропов производится так же, как и стальных канатов на растяжение, исходя из требуемого запаса прочности к. Коэффициент запаса прочности при расчете канатных стропов, предназначенных для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами, должен приниматься не менее 6. Кольца, крюки и серьги стропов должны иметь запас прочности при расчете на изгиб не менее 1,25 от предела текучести материала, а при расчете на растяжение — не менее 5.
Испытание стропов производится пробной нагрузкой, превышающей номинальную на 25%.
Захваты для штучных грузов и траверсы должны изготавливаться из спокойной мартеновской стали Ст. 3 с коэффициентом запаса прочности от предела текучести не менее 2.
—-
Для крепления груза к крюку или петле грузоподъемного механизма применяют стропы. Стропами называют отрезки канатов или цепи, соединенные в кольца или снабженные специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов. К стропам предъявляют следующие основные требования: безопасность производства монтажных работ, быстрота и удобство строповки и расстро-повки. По конструкции стропы бывают гибкие и жесткие.
Гибкие стропы, изготовляемые из отдельных кусков каната или цепей, подразделяют на простейшие, универсальные, облегченные и многоветвевые.
Простейшие стропы — кусок каната, которым поднимаемый груз обвязывают и закрепляют к крюку грузоподъемного механизма. Концы каната закрепляют сжимами или такелажными узлами. Простейшие стропы применяют при подъеме тяжелых грузов, если одной или двух нитей каната недостаточно.
Универсальные стропы — замкнутая петля длиной от 5 до 15 м. Их изготовляют из канатов диаметром от 19,5 до 30 мм. Концы каната соединяют заплеткой 1 на длину, равную 40 диаметрам каната, или постановкой сжимов.
Универсальные стропы широко применяют при монтажных работах, однако они имеют существенный недостаток: такелажнику в большинстве случаев приходится подниматься к узлу крепления стропа для его расстроповки.
Рис. 3. Универсальный (а) и облегченные (б) стропы:
1 — заплетка, 2 — коуш, 3 —петля, 4 — крюк
Облегченный строп (рис. 3, б) изготовляют из куска каната диаметром 12—30 мм. К концам каната крепят крюки, карабины или петли в зависимости от назначения стропа. На концах канатов имеются коуши, которые в свою очередь могут крепиться к крюку. Изготовить облегченный строп сложнее, чем универсальный, так как приходится выполнять две заплетки каната у петель. Но несмотря на это, их широко применяют, особенно в гражданском строительстве, где вес отдельных элементов зданий не превышает 5 т.
Многоветвевые стропы служат для подъема элементов за две (рис. 4, а) или четыре (рис. 4, б) точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все его ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно.
Рис. 4. Многоветвевые стропы:
а — двухветвевой, б — четырехветвевой
В качестве отдельных ветвей многоветвевых стропов применяют облегченные стропы. Отдельные облегченные стропы в многоветвевых стропах крепят к петле, которая даже при разных длинах ветвей стропа дает возможность путем поворота регулировать усилия в отдельных ветвях.
При монтаже зданий используют универсальные мно-говетвевые уравновешивающиеся балансирные стропы. С помощью этих стропов поднимаемую плиту можно раскантовать из горизонтального положения в вертикальное, и наоборот. К этим стропам крепят блоки, создающие равномерное натяжение всех его нитей.
Шестиветвевой строп состоит из петли (кольца), на которую навешиваются два однорольных пятитонных блока. На этих блоках запасованы два стропа.
На концах стропа имеются карабины, посредством которых стропы крепятся к поднимаемому грузу. Карабинами называют специальные кольца, которые не раскрываются во время подъема. На конце стропа крепятся два однорольных двухтонных блока, через которые пропущены стропы. На концах стропа также имеются карабины.
Аналогичный строп, но только с одним пятитонным блоком, применяют для строповки лестничных маршей.
Рис. 5. Универсальные уравновешивающиеся балансирные стропы для подъема плит (а) и лестничных маршей (б):
1 — петля, 2 — однорольные пятитонные блоки, 3, 5, 7 —стропы, 4 — одиорольные двухтонные блоки, 6 — карабины
Полуавтоматические захваты могут использоваться как в гибких, так и в жестких стропах. Полуавтоматический захват позволяет быстро стропить и расстрапливать груз, не поднимаясь к месту строповки. Полуавтоматический захват оснащен замком, представляющим собой скобу, изготовленную из круглой стали с вваренной в нее распоркой 6. На обоих концах скобы имеются проушины для запорного штифта. К одной проушине прикреплена обойма с пружиной. Для расстроповки полуавтоматического захвата достаточно натянуть тяговый тросик.
Кроме стропов, выполненных из каната, применяются цепные стропы. Цепные стропы бывают одноветвевые, двухветвевые, трехветвевые и четырехветвевые. Цепные стропы делают в трех исполнениях: исполнение I, исполнение II и исполнение III.
При изготовлении цепных стропов в исполнении на концах стропа заделываются концевые звенья, при исполнении II на одном конце делают крюк, а при исполнении III — скобу.
Рис. 6. Полуавтоматический захват:
а — схема строповки, б — строповый замок; 1 — строп, 2 — замок, 3 — поднимаемый груз, 4 — инвентарная подкладка, 5 — скоба, 6 — распорка, 7 — обойма с пружиной, 8 — тяговый тросик, 9 — запорный штифт
Двухветвевые стропы в двух исполнениях с концевым звеном и с крюком также могут изготовляться в исполнении III. Ветви стропа соединены и прикреплены на грузоподъемный механизм с помощью специального треугольного звена.
Цепные стропы изготовляют из цепей, выполненных из калиброванных и некалиброванных прутков. Прутки предварительно испытывают на разрыв, загиб в холодном и горячем состоянии, пробивку дыр и свариваемость.
Сварные некалиброванные цепи обозначаются буквами СН, а сварные калиброванные—СК (ГОСТ 2319—70). После букв ставятся цифры, например СН8-23. Цифра 8 обозначает диаметр прутка, а 23 — внутренний размер звена.
Рис. 7. Цепные стропы:
Цепные стропы, применяют там же, где и канатные.
Жесткие стропы разделяют на захваты и траверсы. Их применяют в тех случаях, когда необходимо сократить высоту строповки, а также когда поднимаемые элементы, рассчитанные на работу в данном сооружении, не могут выдержать сжимающую монтажную нагрузку, возникающую при наклоне гибких стропов. Различные захваты применяют на складах металла металлургических заводов, в цехах металлоконструкций и мастерских для подъема листового металла.
Захват навешивают на крюк грузоподъемного механизма с помощью кольца и цепей и в прорези захвата заводят лист металла. Таким захватом можно поднимать листы толщиной до 20 мм и весом до 5 т.
Рис. 8. Захваты для подъема одного листа (а) и пакета листов :
Захват для подъема пакета листового металла зажимает пакет металла за счет его веса. Он состоит из каната, на концах которого имеются петли с заделанными в них коушами. Канат через скобы связан с рычагом, который шарнирно соединен со скобой. Чем больше вес пакета, тем больше усилие в канате, следовательно, больше сила, приложенная к рычагу. Грузоподъемность захвата 1 тс, диаметр каната 15,5 мм, вес около 8 кг.
В последнее время для строповки широко применяют захваты с дистанционным управлением грузоподъемностью 10 и 20 тс. Захватами пользуются при монтаже металлических и железобетонных конструкций.
Захват с дистанционным управлением грузоподъемностью 10 тс предназначен для строповки при монтаже и дистанционной расстроповки.
Он состоит из металлического корпуса, который представляет собой сварную коробку из двух щек, соединенных стенками. В коробке устанавливается привод захвата. В нижней части корпуса имеется вваренная труба, с одной стороны которой вставляется неподвижная ось. С другой стороны в трубу вставляется выдвижной шток с пружиной. Шток втягивается внутрь трубы при расстроповке с. помощью электромагнита через систему рычагов.
Втягивание штока при строповке вручную, без применения электромагнита, производится специальной ручкой. Кабель вводится внутрь корпуса через отверстие.
В захвате применяется универсальный строп, который одним концом закрепляется на неподвижной оси, а второй надевается на выдвижной шток.
Конструкция захвата с дистанционным управлением грузоподъемностью 20 тс аналогична вышеописанной. Разница лишь в том, что в захвате грузоподъемностью 20 тс предусмотрено два электромагнита вместо одного.
Вес захвата грузоподъемностью 10 тс — 84 кг, захвата грузоподъемностью 20 тс — 200 кг.
Напряжение переменного тока, питающего электромагнит, 127 в.
Расстроповка обоих захватов дистанционная — из кабины крановщика. На рис. 15 показано расположение захвата на монтажном кране. Длина закрепленного шланга на стреле принимается равной половине длины стрелы.
На такелажных работах, как правило, должны применяться полуавтоматические стропы, стропы с замком и другие конструкции, позволяющие производить расстро-повку с земли или рабочего места такелажника. Применять универсальные, облегченные и другие стропы, при снятии которых монтажник должен находиться на месте зацепления, можно лишь временно, впредь до замены их полуавтоматическими системами.
Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от веса поднимаемого элемента с учетом коэффициента запаса прочности и угла наклона. Коэффициент запаса прочности стропа принимается не менее.
Рис. 10. Схема расположения захватного устройства на самоходных гусеничных кранах
Стропы изготовляют как из стальных, так и из пеньковых и капроновых канатов.
Стропы из пеньковых канатов рассчитывают по тем же формулам, что и стальные канаты, с учетом числа ветвей канатов и угла наклона к вертикали. Коэффициент запаса прочности должен приниматься не менее 8.
С 1 июля 1966 г. введена в действие нормаль машиностроения МП 5793—65 «Устройства грузозахватные. Стропы канатные. Конструкция и размеры», которая распространяется на канатные стропы грузоподъемностью от 0,25 до 25 тс. Одновременно выпущены нормали МН 5792—65 и МН 5799—65 «Устройства грузозахватные». Выпуск нормалей вызван необходимостью унифицировать существующие грузозахватные устройства. При составлении нормалей основывались на наиболее прогрессивных и перспективных устройствах и приспособлениях. При выборе номенклатуры грузозахватных устройств были учтены весовые показатели типовых конструкций зданий и сооружений.
В нормали МН 5792—65 унифицированы чалочные крюки грузоподъемностью от 0,25 до 25 тс. Нормаль распространяется на кованые и штампованные крюки. Крюки снабжены захватами для предохранения каната от выпадания, В нормалях приводятся все размеры крюков и замков.
Нормаль МН 5793—65 нормализует канатные стропы грузоподъемностью от 0,25 до 25 тс. Стропы могут изготовляться двух исполнений: с заплеткой и с гильзово-клиновым зажимом.
Нормали МН 5794—65, МН 5795—65, МН 5796—65 и МН 5797—65 распространяются на разъемные, трехзвен-ные, трехзвенные овальные и сварные подвески к много-ветвевым стропам. Грузоподъемность подвесок от 0,4 до 32 тс.
Нормаль МН 5798—65 выпущена на карабины грузоподъемностью от 0,25 до 1,6 тс.
—
Стропами называют отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные навесными и грузозахватными концевыми элементами, которые служат для обвязки, крепления и навешивания Груза к грузоподъемному механизму и обеспечивают быстрое, удобное, надежное и безопасное закрепление грузов.
Стропы из пеньковых и синтетических канатов применяют при строповке деталей с гладко обработанной поверхностью массой не более 1,5 т (шлифованных и полированных, деревянных изделий, нетвердых легковесных грузов). Использовать такие стропы рекомендуется только с коушами, применять металлические концевые элементы, не рекомендуется, так. как они быстро перетирают канаты. В горячих цехах такие стропы не .применяют.
Стропы из стального каната высокопрочны и долговечны, разрушаются постепенно, так что легко можно определить степень разрушения, но плохо работают при перегибах и на острых углах. При повторных нагружениях канаты многократно перегибаются, при этом проволоки ломаются, а стропы бракуются.
В горячих цехах машиностроительных заводов, литейных цехах стропы из стальных канатов имеют ограниченное применение, так как органический сердечник каната относительно быстро выгорает и проволоки, не смазываясь, интенсивно изнашиваются, .Сращивание или связывание канатов строп не допускается.
, Цепные стропы, как и стальные канатные, могут использоваться Для подъема и перемещения любых грузов на всех производствах. Преимущество цепных стропов перед стальными канатными в том, что они более гибки, пригодны для подъема деталей и узлов с острыми кромками без подкладок, могут работать при высокой температуре, хорошо накладываются на груз и снимаются с него, что очень важно при работе с раскаленным металлом. Но цепные стропы имеют ряд недостатков: большую собственную массу, не выносят резких динамических нагрузок и могут внезапно рваться, дефекты цепей трудно обнаружить. Эти недостатки ограничивают применение их, особенно при подъеме тяжелых и ответственных грузов в местах большой концентрации людей и оборудования.
Практика показала, что частыми причинами разрыва цепных стропов является неправильная их эксплуатация, перегрузка из-за неправильной маркировки или подъема мертвых грузов, нерадивость стропальщиков, применение изношенных цепей. Стропы со звеньями или захватными элементами, изношенными более чем на 10 % по диаметру цепной стали, имеющие свыше 30 % выработавших звеньев или негодные по другим причинам, к дальнейшей эксплуатации не допускаются.
В настоящее время используют несколько разновидностей грузовых строп: канатные (СК), цепные (СП), универсальные канатные (УСК) — табл. 38 и универсальные цепные (УСЦ). По числу ветвей стропы подразделяют на одно-, двух-, трех-, четырехветвевые и универсальные. Число ветвей стропа, на который подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы, габаритов и конфигурации груза.
Универсальные стропы выполняют трех типов: упрощенные, облегченные и бесконечные (кольцевые). Упрощенный строп представляет собой отрезок каната, концы которого заделаны от раскручивания: у пеньковых канатов — прядями пеньки, у стальных канатов — мягкой отожженной проволокой или путем сварки. Такие стропы применяют на вспомогательных работах, при ремонте оборудования, на монтажных и демонтажмых работах. Строповку грузов упрощенным стропом выполняют путем вязки узлов и петель.
Облегченный двухпетельный универсальный строп представляет собой отрезок каната, заплетенный с обоих концов в петли с коушами, либо с одной петлей и со свободным концом с наложенной маркой. При зацепке груза он легко проходит в отверстия деталей, петли, рымы, кольца, проушины и т. п., образуя несколько ветвей, что увеличивает его грузоподъемность. Двухпетельный строп может служить составным элементом многих сложных и специальных грузозахватных приспособлений. В этом случае в петли стропа вплетают коуши, предохраняющие его от быстрого износа и резких перегибов.
Бесконечный (кольцевой) универсальный строп представляет собой замкнутый кольцевой отрезок каната или цепи необходимой длины. Он может быть изготовлен из стальных канатов, цепей, пеньковых и синтетических канатов. Универсальный строп, как и двухпетельный, используют при строповке самых разнообразных грузов. В зависимости от конфигурации и массы груза он может работать на две, четыре, а иногда и восемь ветвей, что особенно важно при транспортировании весьма тяжеловесных грузов. Обвязку груза универсальным бесконечным стропом выполняют, как правило, мертвой петлей, что гарантирует прочность и надежность строповки. Универсальный строп под нагрузкой не раскручивается в отличие от всех других канатных стропов, вытягивается незначительно, поэтому срок его службы более продолжителен.
Однопетельный одноветвевой строп имеет на одном конце петлю, а на другом крюк, карабин, струбцину или другой концевой захват. Такой строп применяют при перемещении грузов, имеющих монтажные петли, рымы, крюки или другие приспособления.
Так как одноветвевой строп от предельных нагрузок может раскручиваться, то его нужно изготавливать из канатов крестовой свивки.
Комбинированный строп состоит из элементов стального каната и цепи. Петли и крайние части стропа изготавливают из стального каната, а среднюю часть стропа, как участок интенсивного износа, делают из цеии, грузоподъемность которой на 15—20 % больше грузоподъемности каната. Комбинированные стропы выпускают грузоподъемностью до 6 т. Они обладают всеми преимуществами цепных стропов, кроме того, они надежнее, долговечнее их. Тяжелые навесные и соединительные кольца, необходимые для цепных стропов, заменяют легкими и прочными канатными петлями. Поскольку канатный участок стропа имеет меньшую грузоподъемность, разрушаться он начинает раньше, как бы сигнализируя о непригодности стропа. Канатная часть стропа служит также амортизатором цепи при динамических нагрузках, смягчая рывки и предотвращая разрыв. Комбинированный строп предназначен для транспортирования сварных и литых деталей с острыми кромками и ребрами, рельсов, корпусов подшипников, металлоконструкций и т. п.
Многоветвевой строп состоит из нескольких ветвей, объединенных между собой общим стальным кольцом. Он предназначен для зацепления грузов за две, три или четыре точки. Широкое применение эти стропы получили при строповке тяжеловесных грузов, коробов и т. п., снабженных петлями, проушинами, скобами, цапфами и т. д.
При использовании многоветвевых стропов необходимо следить за тем, чтобы нагрузка передавалась на все ветви равномерно.
В зависимости от поднимаемых грузов стропы оборудуют специализированными захватами: коромыслами, кольцами, крюками, струбцинами и др.
Конструкция стропов и грузозахватных приспособлений должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения груза. При маркировке многоветвевого стропа нужно указывать грузоподъемность стропа в целом и его отдельных частей, ветвей. Это помогает стропальщикам правильнее выбирать стропы, а при подъеме груза за несколько ветвей точнее рассчитать усилия, приходящиеся на одну ветвь и на каждый строп.
Все инвентарные стропы и грузозахватные приспособления снабжают бирками с четким обозначением регистрационного номера, грузоподъемности и даты очередного испытания.
—
Наиболее часто стропы изготовляют из пеньковых и стальных канатов. Реже применяют стропы, изготовленные из цепей. Объясняется это тем, что цепи тяжелей, дороже и быстрее изнашиваются по сравнению со стальными канатами. Однако в черной металлургии в ряде случаев в связи со специфическими особенностями металлургического производства стропы из цепей нельзя заменить стропами из каната (строповка нагретого металла, наличие большого количества песка, неровности литья, рвущие проволоки каната, и т. д.).
На рис. 12 изображены часто встречающиеся стропы из канатов и цепей.
Рис. 12. Стропы:
а — простой; б — с одной петлей; в — с двумя петлями; г — кольцевой; д — облегченный с петлей или крюком; е — из цепи
Рис. 13. Полуавтоматический строп-удавка:
а — конструкция стропа; б — строповка трубы полуавтоматическим стропом
Важным преимуществом полуавтоматического стропа является возможность безопасного и быстрого снятия стропа с груза (для этого достаточно стропальщику потянуть за тросик, находясь на безопасном расстоянии от груза).
Обычно оборудование, которое приходится перемещать при помощи кранов (электродвигатели, редукторы и т. д.), имеют для зацепки специальные грузовые болты — рымболты. Рымболты являются ответственной деталью, поэтому при смене по каким-либо причинам рымболта нужно всегда следить за состоянием резьбы на рымболте и в отверстии, предназначенном для ввертывания рымболта. В случае отсутствия рым-болтов груз следует подвязать к крюку крана при помощи канатов или цепей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стропы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы