Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бурение геологоразведочных скважин

Публикация:
   Крепление ствола скважины обсадными трубами

Читать далее:




Крепление ствола скважины обсадными трубами

Необходимость крепления скважин обсадными трубами при бурении на твердые полезные ископаемые может возникнуть в следующих случаях:
а) при закреплении неустойчивых пород (песков, плывуна, гальки);
б) при перекрытии пористых и трещиноватых пород, поглощающих промывочную жидкость;
в) при перекрытии интервалов скважины со значительными притоками воды и газа.

Обсадные трубы, установленные в скважине, испытывают сложные напряжения, вызываемые давлением боковых пород, внутренним давлением нагнетаемой жидкости как в процессе бурения, так и цементирования, п продольным изгибом вследствие большого собственного веса или давления на забой (установка на забой без разгрузки колонны).

Рис. 1. Погружные эрлифтные насосы типа НЭ-50П и НЭ-63,5П.
1 — верхняя часть бурильной колонны; 2 — переходник на эрлифтные трубы; 3 — муфта с отверстиями для излива жидкости; 4 — наружные (водоподъемные) трубы; 5 — внутренняя (воздухоподводящая) трубка; 6 — смеситель (нижний конец воздухоподводящих труб); 7 — нижняя часть бурильной колонны; 8 — наружная шламовая труба; 9 — внутренняя шламовая труба закрытого типа; 10 — шламоотводная трубка; 11 — тройной переходник; 12 — колонковая труба; 13 — буровая коронка. H — длина эрлифтного насоса (длина воздухоподводящей трубки); h — глубина погружения эрлифтного насоса под статический уровень.

Трубы изготовляются цельнотянутыми из стали с сопротивлением разрыву 55—65 кГ/мм1 при удлинении не менее 12% путем горячей прокатки и последующей горячей или холодной протяжки. Основные размеры обсадных труб для геологоразведочного бурения приведены в табл. 68. Для труб с наружным диаметром 34, 44, 57 и 73 мм сочетание отклонений по наружному диаметру и толщине стенки доляшо обеспечить размер внутреннего диаметра соответственно не более 27,3; 37,6; 50,25 и 66,25 мм.

По способу соединения обсадные трубы разделяются на ниппельные и безниппельные. Соединение труб с наружным диаметром от 146 до 108 мм включительно производится при помощи ниппелей. В этом случае оба конца трубы имеют внутреннюю нарезку, а оба конца соединительного ниппеля — наружную нарезку. Обсадные трубы с наружным диаметром 89” мм могут быть соединены как непосредственно (без ниппелей), так и ниппелями. Для этой цели один конец обсадной трубы имеет ленточную правую внутреннюю резьбу, а другой — такую же, но наружную резьбу. Таким образом, обсадные трубы большого диаметра, соединяемые ниппелями, образуют гладкоствольную колонну с наружной стороны. Трубы, соединяемые непосредственно (без ниппелей), составляют гладкоствольную колонну как с наруяшой, так и с внутренней стороны.

На каждой трубе на расстоянии не более 200 мм от одного из концов должны стоять четкие клейма завода-изготовителя и его-ОТК и размер наружного диаметра. Трубы с левой резьбой должны иметь посредине широкий поясок, нанесенный светлой краской с надписью «Левая». Резьба и обработанные поверхности труб и ниппелей доляшы быть покрыты предохраняющей от коррозии смазкой. Для предохранения резьбы от повреждений на концы труб и ниппелей навинчиваются предохранительные кольца или пробки. Каждая партия труб и ниппелей должна сопровождаться документом, удостоверяющим соответствие труб и Ниппелей существующему стандарту.

Ниппели для соединения обсадных труб представляют собой короткие патрубки с наруяшой ленточной правой резьбой по калибру труб на обоих концах. Диаметр ненарезанной части соединительного ниппеля равен наружному диаметру обсадной трубы, а внутренний диаметр ниппеля меньше внутреннего диаметра ее на 1,5—2,0— 2,5 и 3,0 мм.

3) Нарушение целостности резьбовых соединений труб при их расхаживании в процессе замедленного спуска или неожиданных остановок колонны. В этом случае имеем дело с аварией обсадной колонны с последующими ловильными работами по извлечению разъединившихся частей колонны. Такого рода осложнения с обсадными трубами могут быть в результате сборки колонны из труб различной степени износа, когда образуются слабые звенья в колонне, не выдерживающие усилий, возникающих при расхаживании, или вследствие нарушений правил предварительной подготовки и проверки труб, например, большие недовертки в резьбовых соединениях, недопустимая слабина нарезки в результате неточной калибровки резьбы или значительной ее разработки, наличие сорванных или смятых ниток резьбы, установка подмоток в слабых винтовых соединениях и пр.

Первым признаком возможного осложнения при спуске труб является внезапное замедление продвижения колонны в стволе, несмотря на необходимую слабину натяжки талевого каната. Очень опасны при спуске неожиданные мгновенные остановки колонны, после которых трубы, преодолев отдельные неровности на стенках скважины, могут стремительно опускаться вниз. Опасность заключается в том, что при неожиданной остановке колонны образуется значительная слабина талевого каната, вследствие чего колонна может свободно падать в скважину на длину слабины каната. При этом возникает большая ударная нагрузка на вышку и талевую систему. При спуске тяжелых колонн в глубоких скважинах ударные нагрузки могут вызвать разрыв талевого каната, соскакивание каната с роликов кронблока и талевого блока или повреждения элементов вышки. Поэтому при спуске колонны никогда не следует допускать значительной слабины талевого каната.

При остановке колонны нужно немедленно выбрать лишнюю слабину каната и попытаться опустить трубы путем проворачивания их ключами вручную. Если э^о не даст желаемых результатов, необходимо приступить к осторожному расхаживанию колонны, учитывая прочность резьбовых соединений. Если колонна не поддается расхаживанию, следует приступить к промывке ее глинистым раствором.

Свободное скольжение труб по стенкам ствола будет происходить до тех пор, пока между стенкой скважины и трубами имеется слой глинистого раствора, вследствие чего обсадная колонна не прилегает к стенкам значительной площадью свой поверхности. При отклонении колонны от вертикали происходит плотное прилегание поверхности труб к стенкам скважины на отдельных участках, вследствие чего-весь раствор выдавливается из полукольцевого пространства и трубы плотно прилегают к стенкам скважины. Если пропустить этот момент и оставить трубы без движения хотя бы на несколько минут, то колонна труб будет прихвачена породой.

При бурении скважин в мерзлых породах к креплению ствола обсадными трубами и к тампонажным работам прибегают в следующих случаях: а) для закрепления устья скважины; б) для изоляции межмерзлотных вод, находящихся в жидкой фазе, несмотря на их отрицательную температуру; в) для перекрытия пород «сухой мерзлоты», способных к легкому обрушению при обработке их промывочной жидкостью в процессе бурения; г) для перекрытия мерзлых пород с открытыми трещинами (не заполненными льдом), способными поглощать промывочную жидкость.

В интервалах развития мерзлых пород обсадные трубы подвергаются значительным давлениям при замерзании жидкости и породы в затрубном пространстве. Так как кольцевой зазор между трубами и стенками скважины обычно заполнен не только влагой в жидкой фазе, но и породой (шламом), то при его замерзании за трубами возникают явления пучения пород, сопровождаемые высокими давлениями, вследствие чего обсадные трубы часто сминаются. Кроме того, имея дело с постоянно мерзлыми стенками скважины, приходится строго соблюдать мероприятия, обеспечивающие определенный тепловой режим ствола, во избежание растепления (разрушения) мерзлых стенок скважины. Поэтому работы по подготовке ствола скваяшны к спуску обсадных труб значительно отличаются от работ при бурении в толщах с постоянной положительной температурой.

Основной задачей при проработке и промывке ствола перед спуском обсадной колонны является сохранение устойчивости мерзлых стенок скважины. Этого можно достигнуть применяя промывочную жидкость с отрицательной температурой при входе ее в скважину на протяжении всего времени проработки и промывки ствола, а также избегая спуска переохлажденных труб в скважину в зимнее время. Несоблюдение этих двух условий может привести к тяжелым осложнениям, ликвидировать которые не всегда удается. Поэтому надо строго следить за температурой жидкости в стволе, замеряя ее каждый час на выходе из скважины. Температура жидкости при выходе из скважины должна быть отрицательной или близкой к 0 °С.

Препятствием для свободного прохода труб в зоне мерзлых пород могут быть неровная обработка стенок скважины в процессе бурения и проработки ствола, размыв и искривление ствола, склонность неустойчивых пород к оползанию или обваливанию после растепления, возможность примерзания труб к стенкам скважины во время продолжительных перерывов в работе и замерзание скважины.

При креплении скважин в зоне мерзлоты могут иметь место следующие осложнения: «прилипание», а затем и примерзание труб к стенкам скважины; образование льда (шуги) в скважине и последующее замерзание ствола.

Основной причиной осложнений является более или менее продолжительное нахождение обсадных труб в скважине без движения в результате неудовлетворительной проработки ствола или неисправности оборудования. Поэтому все работы по подготовке скважины должны быть проведены очень тщательно, а спуск труб осуществлен в быстром темпе.

Специальными исследованиями установлено, что прихватывание труб в мерзлых породах происходит в результате одностороннего прижима колонны к стенке скважины, когда отсутствует слой жидкости (глинистый раствор) меяеду наружной поверхностью трубы и стенкой скважины. Места прихватывания труб приурочены обычно к горизонтам крупнозернистого песка.

В случае прихвата колонны при спуске рекомендуется немедленно начать интенсивную промывку скважины соленым глинистым раствором (с содержанием NaCl не менее 8 вес. % от работающего глинистого раствора) и расхаживание колонны с одновременным проворачиванием ключами вручную. Промедление в этом случае неизбежно приведет к примерзанию колонны к стенкам скважины, вынужденной остановке труб на этом интервале и к необходимости «висячей» заливки колонны цементом со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.

Начало образования льда (шуги) за трубами и последующее замерзание ствола происходит в результате недостаточного контроля за температурой промывочной жидкости, вследствие чего глинистый раствор растепляя мерзлые стенки, насыщается пресной водой. При спокойном состоянии жидкости в скважине происходит разделение ее по удельным весам, благодаря чему создаются условия для образования льда в опресненных слоях промывочной жидкости.

Выпадение льда из спокойно стоящей жидкости в скважине обусловливается двумя факторами:
а) охлаждением жидкости мерзлыми породами стенок скваяшны; б) охлаждением труб при спуске их в скважину в зимнее время.

При бурении скважин с промывкой пресным глинистым раствором происходит быстрое образование шуги и последующее замерзание скважины. Если бурение проводится с соленым глинистым раствором, то по мере его охлаяодения выпадает лед и увеличивается концентрация NaCl в оставшейся части жидкости. Если концентрация NaCl в жидкости невысока, а запас холода в мерзлых стенках скважины значителен, то с течением времени ствол может быть так забит шугой, что скважина будет близка к полному замерзанию. Поэтому при спуске обсадной колонны надо тщательно следить за температурой промывочной жидкости в скважине.

Если в скважине появилась шуга, нужно прекратить спуск колонны и немедленно принять меры к ее устранению путем интенсивного прокачивания соленого глинистого раствора с содержанием в нем NaCl не менее 8%. Наличие указанного количества NaCl в промывочной жидкости способствует прекращению выделения кристаллов льда из раствора и разрушению ранее образовавшихся кристаллов. Нельзя для сохранения теплового режима ствола и устранения

шуги промывать скважину теплой водой или подогретым глинистым раствором. Продолжительная промывка теплой жидкостью приведет к катастрофическому разрушению мерзлых стенок скважины и создаст благоприятные условия для смятия обсадных труб.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бурение геологоразведочных скважин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Крепление ствола скважины обсадными трубами"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства