Рассмотрение вариантов количественного или качественного состава парка машин строительной организации осуществляется с целью создания проекта производства дорожных работ. Его эффективность характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.
К наиболее простым в определении, но достаточно надежным относятся показатели, основанные на оценке функционирования машин во времени. Это такие критерии, как производительность машин, коэффициент сменности, календарная продолжительность использования техники парка в году, ресурс машин и т. д. Они применимы для оценки работы всего парка машин. Для этого берутся их средние значения как по всему парку, так и по отдельным группам машин.
Критерий «производительность» является достаточно распространенным и универсальным техническим показателем. Несмотря на это, у критерия есть и ряд недостатков, главный из которых заключается в том, что этот показатель позволяет отслеживать некоторым образом лишь результаты производственной деятельности, но не эффекты от нее в целом.
Первый опыт разработки методики технико-экономических обоснований, вытекающий из особенностей автодорожного транспорта, был предпринят в 1927 г. профессором Г. Д, Дубелиром, который сформулировал принцип нахождения наивыгоднейшего типа дорог по «минимуму полных расходов на транспорт, т. е. на дороги и перевозки» и предложил ряд практических критериев, позволяющих выбрать тип дороги в соответствии с характером и объемом перевозок.
В период с 1933 по 1937 г. в связи со значительным развитием принципа стадийного дорожного строительства был опубликован ряд работ по технико-экономическим обоснованиям дорожного строительства профессоров Н. Н. Иванова, А. К. Бируля, Б. В. Семашко, М. П. Столярова, Л. А. Бронштейна. В основу методов, использованных этими авторами, был положен коэффициент эффективности капитальных вложений, или срок окупаемости, как величина ему обратная.
Постепенно сформировалась целая группа частных показателей эффективности. Фактически все частные показатели определяются отношением экономического результата (или эффекта) к затратам какого-либо одного хозяйственного ресурса (либо соответствующих их приростов): трудовым затратам соответствует показатель производительности труда, производственным фондам — показатель фондоотдачи, капитальным вложениям (по отношению к приросту продукции) — показатель общей эффективности капитальных вложений, материальным затратам — показатель материалоемкости (либо по отношению к отдельным составляющих этих затрат — показатели энергоемкости, топливоемкости, металлоемкости и т. д.). К частным показателям относятся также и показатели типа рентабельности, затраты строительной организации на производство и сдачу заказчику строительно-монтажных работ.
Постепенно при анализе экономической эффективности исследователи стали прибегать к использованию комплексных показателей. Слагаемые таких показателей практически всегда представляли собой элементы единой размерности. Применяя такой показатель, можно как бы увидеть и оценить объект исследования в различных проекциях одновременно.
Определение годового экономического эффекта основывается на сопоставлении приведенных затрат по базовой и новой технике. Приведенные затраты представляют собой сумму годовой себестоимости единицы продукции и удельных капитальных вложений.
Приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду называется дисконтированием. Когда строят здание, автомобильную дорогу или другой крупный объект, выделяют средства не на год, а на длительный срок. Но совсем не одно и то же — вложить сразу всю сумму или по частям (в первом году — третью часть от общей суммы, во втором — вторую треть и так далее). Трудно сравнить два проекта на один строящийся объект, которыми предусмотрено строительство в разные сроки.
Годом приведения может быть любой год, например последний или средний. При дисконтировании интересующий нас показатель умножают на а.
Перечисленные выше критерии предполагают затратный принцип в определении эффективности. И хотя это достаточно надежные технико-экономические показатели, но отсутствие в их основе экономических результатов предпринимаемых мероприятий делает эти критерии несколько односторонними, хотя в ряде случаев вполне приемлемыми.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Критерии оценки эффективности работы систем машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы