Грандиозный масштаб работ, предусмотренный Программой КПСС для создания материально-технической базы коммунизма, требует значительного увеличения общей мощности электростанций. Повышение энерговооруженности предполагается как за счет развития сети тепловых электростанций, так и за счет строительства мощных гидроэлектростанций, крупных гидротехнических сооружений и комплексов, связанных с задачами ирригации промышленного водоснабжения и водного транспорта. В течение ближайших лет предстоит построить такие уникальные объекты, как Нурекская и Ингурская ГЭС с плотинами высотой 300 м, крупнейшая арочно-гравитационная плотина Саянской ГЭС, комплекс переброски стока северных рек в Каму и Волгу, не имеющих прецедентов по объему земляных работ, и ряд других объектов.
Возведение энергетических объектов требует большого объема строительных работ. Предварительные проектные расчеты показывают, что в 1970 г. на строительстве энергетических объектов предстоит выполнить объем земляных и скальных работ более 860 млн. м3, уложить 15 млн. м3 бетона и смонтировать 22 млн. т строительных конструкций. Выполнение столь значительных объемов работ требует дальнейшего повышения технического уровня и индустриализации энергетического строительства, комплексной механизации строительно-монтажных работ и автоматизации строительных процессов.
Механизация работ в гидротехническом строительстве предусматривает:
а) создание и внедрение высокопроизводительных специализированных машин, позволяющих выполнять все специфические для этого строительства работы;
б) создание универсальных машин для выполнения комплексов работ, объединяющих разнородные производственные процессы;
в) внедрение средств «малой механизации» во все вспомогательные процессы, которые не могут выполняться крупными машинами;
г) систематическое обновление парка машин и их модернизацию.
Перемещение центра тяжести энергостроительства в восточные и северные районы страны предопределяет новый этап развития гидротехнического строительства с использованием принципиально новых методов производства работ и их механизации. Последнее обусловливается главным образом:
а) огромными масштабами предстоящих работ, что требует резкого увеличения темпов их выполнения;
б) возведением гидроузлов в горных районах на скальных основаниях, для чего необходимы принципиально новые виды машин и оборудования, отличающиеся от техник», применяемой при строительстве гидроузлов на мягких грунтах;
в) необходимостью резкого снижения стоимости и сроков строительства, выполняемого с максимальной экономией государственных средств.
Как показывает опыт, темпы и стоимость гидротехнических работ в основном зависят от уровня их механизации и особенно уровня механизации земельно-скальных и бетонных работ и технологически связанных с ними вспомогательных работ.
Земляные работы в гидротехническом строительстве являются одними из наиболее трудоемких и тяжелых. В общей стоимости строительного объекта их удельный вес нередко достигает 25% и более. При этом основная часть расходов (до 60—70%) падает на транспортирование разрабатываемого грунта. Поэтому первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию транспортного оборудования и в первую очередь повышению удельного веса большегрузных автосамосвалов грузоподъемностью 40—60 т и более, а также большегрузных землевозных тележек, работающих в сцепе с мощными одноосными колесными тягачами на баллонах низкого давления, не требующих устройства специальных дорог. Во многих случаях более экономичным и производительным может явиться и непрерывное транспортирование грунта с применением специальных звеньевых ленточных конвейеров большой длины, производительность которых достигает 10—15 тыс. ж3/ч.
Наряду с применением четырех-, шести- и восьмикубовых экскаваторов (для особо крупных котлованов и карьеров) на земляных работах в гидростроительстве широкое распространение должны получить и высокопроизводительные землеройные машины других категорий: экскаваторы непрерывного действия— роторные и землеройно-фрезерные, самоходные скреперные агрегаты большой производительности и специального типа землесосные снаряды и установки для разработки тяжелых гравелистых и глинистых грунтов способом гидромеханизации.
Для постройки крупных плотин из дешевых местных гравий-но-галечниковых материалов перспективен гидравлический транспорт, приспособленный для непрерывного питания крупно-обломочным материалом трубопровода с напорным потоком воды.
Важнейшей проблемой на открытых скальных разработках является совершенствование буровых (работ и в первую очередь переход от использования устаревших и малопроизводительных буровых станков к более прогрессивным видам бурения. Буровые станки ударно-вращательного, шарошечного и термического бурения скважин большого диаметра (100—150 мм) имеют производительность в скальных породах большой прочности в 4—6 раз выше, чем производительность используемых сейчас станков канатно-ударного бурения. Для туннельных и других подземных выработок необходимо переходить на многомашинное бурение шпуров с применением специальных передвижных или самоходных установок с быстроударными бурильными агрегатами.
Для уборки породы в подземных выработках больших сечений должны применяться одноковшовые экскаваторы с укороченным рабочим оборудованием и специальные грузовые автомобили с нейтрализаторами отработанных газов.
До 70—‘80% грузопотока современных крупных гидростроительств составляют нерудные материалы, потребляемые для приготовления бетона, устройства дренажей, фильтров и откосов. Поэтому проблема снижения их стоимости и трудоемкости имеет в гидростроительстве также огромное значение.
Бетонные и железобетонные работы в современном гидростроительстве являются ведущими. На гидроузле со скальным основанием и гравитационными плотинами удельный вес бетонных работ достигает 50% и более в общей стоимости строящегося объекта. Для гидроузлов, которые предстоит построить в ближайшие годы, намечаются следующие основные направления механизации бетонных и железобетонных работ.
Гидроузлы малого и среднего напора будут возводиться с большим содержанием сборного железобетона. Для такого типа гидроузлов сборный железобетон имеет значительные преимущества перед монолитным по трудоемкости и срокам строительства благодаря индустриализации строительных процессов.
Механизация монтажа сборных элементов на строительстве низковапорных гидроузлов в настоящее время успешно решается башенными кранами грузоподъемностью 75—80 г, установленными с обеих сторон сооружения. Для монтажа сборных элементов гидроузлов среднего напора из-за значительной ширины сооружений (70—75 м) и большого веса элементов наиболее Целесообразны специального типа козловые краны, имеющие постоянную грузоподъемность в каждом сечении своего пролета. В. современной практике эвергостроительства краны при пролете 60—75 м имеют грузоподъемность 200—400 т.
При возведении крупных гидроузлов в монолитном бетоне принципиально возможны две схемы механизации производства работ: 1) порционная — с крановой укладкой бетона в блоки бетонирования и 2) непрерывная — с непрерывным приготовлением, транспортированием и распределением бетона в блоках бетонирования (рис. 1).
Рис. 1. Схема непрерывно-поточного автоматизированного приготовления, подачи и укладки бетона в плотину
Красноярской ГЭС: 1 — отделение подогрева, охлаждения и дозирования заполнителей; 2 — цементное отделение; 3 — собирающие конвейеры; 4 — бетоносмесительное отделение; 5 — береговьй конвейеры; 6 — магистральные конвейеры подачи бетона; 7 — шатры над блоками бетонирования; 8 — бетоновод; 9 — затвор-питатель; 10 — электробульдозер с вибраторами; 11 — опалубочные блоки; 12 — кабельные краны грузоподъемностью 25 г и пролетом 1100 м
Для сооружений плотин большой высоты наиболее целесообразны цикличные методы производства работ с применением большегрузных кранов-бетоноукладчиков: портально-стреловых, двухконсольных и особенно кабельных кранов.
Исключительно важным в развитии и совершенствовании механизации гидротехнических работ являются завершение их комплексной механизации и автоматизация строительных процессов.
Основными направлениями в завершении комплексной механизации гидростроительства должны явиться:
а) завершение комплексной механизации отдельных видов работ с созданием и внедрением необходимых машин и переход к комплексной механизации всего строительства в целом;
б) механизация мелких рассредоточенных объемов строительных работ с созданием и внедрением в строительство мобильных машин малой мощности;
в) оснащение строительных машин приборами для автоматического управления ими, а также учета и контроля их работы;
г) резкое повышение вооруженности строительных рабочих усовершенствованным механизированным инструментом и средствами «малой механизации»;
д) улучшение обслуживания машин и обеспечение их запасными частями и узлами.
Автоматизация в строительстве включает в себя автоматизацию поточных линий на предприятиях стройиндустрии и автоматизацию строительных процессов на стройплощадке, в частности автоматизацию: бетонных и дробильно-сортировочных заводов; изготовления арматурных каркасов и сеток; транспортерных и пневматических линий для транспортирования бетонной смеси и цемента; работы насосных установок водоотлива и земснарядов; управления работой кранов; регулирования и контроля режима работы машин; учета работы машин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Строительство и строительные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы