Каждая строительная организация выполняет работы, отличающиеся друг от друга как по виду (строительство земляного полотна, дорожного основания из щебня, асфальтобетонного покрытия, малых искусственных сооружений и т. п.), так и по объему. Для их выполнения формируются специализированные комплекты машин, которые вместе образуют парк машин производственной организации (ДСУ — дорожно-строительное управление, СУ — строительное управление).
При подборе состава СКМ необходимо учитывать реальные условия производства работ и оптимизировать их составы не только по производительности, но и по экономическим критериям. Эти вопросы решаются при разработке проекта производства работ. Однако очень часто, составляя технологические карты выполнения отдельных видов работ в ППР, состав СКМ назначается без достаточного технико-экономического обоснования, что приводит к снижению эффективности строительства, повышению энергоемкости и стоимости производства работ.
При составлении проекта производства работ парк машин по СКМ распределяют методом вариантного проектирования. Сущность этого метода состоит в том, что одновременно разрабатывают несколько различных вариантов СКМ для выполнения специализированных работ и затем к производству принимают лучший из них.
При этом стремятся максимально выполнить следующие требования: – обеспечить высокое качество всех выполняемых работ; – создать условия для строительства объекта с наименьшими технологическими трудностями; – обеспечить наименьшую стоимость производства работ за счет эффективного использования всех средств механизации.
Схема формирования СКМ для производства работ на объекте может быть представлена в следующем виде: – выбор типа ведущих машин, с использованием которых составляются возможные варианты специализированных комплектов для выполнения определенного вида работ (строительство земляного полотна, дорожного основания и т. д.); – расчет количества ведущих машин СКМ для выполнения принятого темпа строительства; – выбор типов вспомогательных машин по каждому варианту; – расчет количества вспомогательных машин по каждому варианту; – экономическая оценка производства механизированных работ по каждому варианту и выбор из них оптимального.
Таким образом, на основе имеющегося парка машин в дорожно-стро-ительном управлении комплектуют несколько альтернативных СКМ для выполнения одного вида специализированных работ. Сопоставление этих вариантов по технико-экономическим показателям позволяет выявить оптимальный из них.
Для того чтобы быть уверенным в том, что выявлены действительно рациональные составы СКМ, образующие парк машин, необходимо рассматривать большое количество возможных вариантов комплектов. Вручную это сделать очень трудно. Поэтому составляют математическую модель в соответствии с критерием эффективности и с помощью ЭВМ рассчитывают оптимальные структуру и состав парка машин.
Математическая модель должна соответствовать следующим требованиям: – должна быть максимально приближена к критерию эффективности; – машины, входящие в СКМ, являются зависимыми рабочими единицами. Вся их работа производится в составе СКМ и невыполнение заданного объема работ одной машиной ведет к невыполнению темпа строительства всем комплектом машин;
должна отражать сложившуюся на настоящий момент хозяйственную самостоятельность предприятий, а значит, большую свободу предпринимаемых ими действий и решений;
должна дать возможность реализации современных различных технологий строительства, в том числе и снижающих расход строительных материалов.
Автором совместно с к. т. н. В. Н. Ивановым была разработана математическая модель оптимизации структуры ПМ.
На основе парка машин организации может формироваться некоторое количество СКМ: от 1, 2, 3 до /. В парке могут быть машины различного Л, функционального назначения.
Из формулы (1.36) видно, что реальный темп комплекта равен сум-марной производительности машин с единым функциональным назначением, имеющих наименьшую в технологическом процессе суммарную производительность. Она формализует определение темпа при некоторой заданной структуре отряда. Это всего лишь формальный подход к описанию темпа строительства.
Некоторые машины, входящие в состав СКМ (например, ремиксеры), могут снижать потребность в полуфабрикатах (асфальтобетонная смесь) при строительстве новых конструктивных слоев дорожной одежды. Поэтому при определении эффективности использования в технологическом процессе того или иного СКМ целесообразно в таких случаях учитывать затраты на материалы и полуфабрикаты.
Приведем допущения (ограничения), которые позволят предотвратить в модели появление ошибок. Во-первых, число машин некоторого функционального назначения, используемых в созданных СКМ, должно быть меньше или равно количеству таких машин в парке (включая полученные по арендным операциям машины). Во-вторых, во всех комплектах количество машин любого функционального назначения и любого типоразмера не может быть дробным числом.
Разработанная математическая модель позволяет учесть при оптимизации структуры СКМ и ПМ значительное количество важных факторов, что делает ее эффективным инструментом управления.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Математическая модель оптимизации структуры комплекта машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы