Номенклатура применяемых в гидротехническом строительстве машин, механизмов и оборудования велика и разнообразна.
Строительные машины классифицируют по назначению, принципу действия, конструкции рабочего силового и ходового оборудования, по системе управления, по мощности и т. п. В учебнике в основу классификации машин положен технологический признак, поскольку он в основном определяет кинематическую схему машины и конструкцию ее деталей.
По этому признаку строительные машины, применяемые в гидротехническом строительстве, подразделяют на следующие классы:
1) машины для горизонтального транспорта [рельсовый и безрельсовый (автотракторный) транспорт, подвесные канатные дороги];
2) грузоподъемные машины (подъемники, перегрузочные и монтажные краны, краны-бетоноукладчики, вспомогательные краны);
3) транспортирующие машины и установки (ленточные, винтовые и вибрационные конвейеры, ковшовые элеваторы, установки для пневматического транспортирования порошкообразных материалов);
4) машины для потрузочно-разгрузочных работ (погрузчики, штабелеукладчики, разгружатели сыпучих материалов);
5) машины для земляных работ;
6) машины для скальных работ (компрессоры, бурильные ставки, станки для заправки ‘бурового инструмента);
7) машины для свайных работ (копры, сваебойные молоты, вибропогружатели свай);
8) машины для бетонных и железобетонных работ (дробилки, сортировки и мойки, бетоносмесители, дозировочная аппаратура);
9) машины и оборудование для транспортирования и укладки бетонной смеси (бадьи, бетононасосы, виброхоботы, вибраторы);
10) машины для отделочных работ;
11) механизированный инструмент.
Машины каждого класса подразделяются на группы, каждая из которых объединяет машины, предназначенные для выполнения отдельных работ. Например, класс машин для .производства земляных работ состоит из пяти групп: машины для подготовительных и вспомогательных работ, землеройно-транспортные машины, экскаваторы, оборудование для гидромеханизации и машины для уплотнения грунта.
Каждая группа машин делится на типы, отличающиеся друг от друга конструкцией рабочих органов или всей машины в целом. Так, внутри группы землеройно-транспортных машин различают бульдозеры, скреперы, грейдеры, струги и т. п.
Машины каждого типа подразделяются на типоразмеры (модели), отличающиеся друг от друга техническими характеристиками (производительностью, размерами рабочего органа, весом, габаритами и т. д.). Например, среди одноковшовых экскаваторов различают экскаваторы с ковшами малой, средней и большой емкости.
По режиму работы различают машины периодического (цикличного) действия, когда все операции производятся машиной последовательно, в определенном порядке, повторяясь через некоторые промежутки времени, и машины непрерывного действия, когда все операции производятся машиной одновременно. Примером первой группы могут служить строительные краны, второй — ленточные транспортеры (конвейеры).
По степени подвижности машины делятся на стационарные и передвижные.
Каждая машина .конструктивно составляется из пяти основных групп элементов:
1) рабочего оборудования, т. е. элементов, непосредственно осуществляющих технологическую операцию (например, ковша экскаватора, грейфера крана и т. п.);
2) передаточных механизмов, связывающих рабочее оборудование с силовым (зубчатые и иные передачи, валы, муфты и другие части трансмиссии);
3) силового оборудования—двигателя, являющегося источником энергии для движения элементов машины;
4) системы управления, обеспечивающей включение или отключение отдельных механизмов машины.
5) ходового оборудования (колесного, гусеничного, шагающего), включаемого в общую конструкцию передвижных машин.
Рабочее оборудование и передаточные механизмы специфичны для отдельных машин.и определяются назначением машины.
Силовое оборудование и системы управления для большинства строительных машин принципиально одинаковы. От типа силового оборудования и системы управления во многом зависят конструкция передаточных механизмов, а также эксплуатационные показатели машины — производительность, маневренность, вес и т. п.
Все выпускаемые строительные машины снабжаются технической документацией, в комплект которой входят:
1) паспорт машины, составленный заводом-изготовителем;
2) шнуровая и котловая книга (для машин, находящихся под контролем Госгортехнадзора, — подъемно-транспортных машин, паровых котлов, локомобилей, компрессоров, гидравлических и вакуумных установок и т. п.);
3) инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация машин в строительстве"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы